Логико-дидактический анализ темы: понятие, основные этапы. Проведение логико-дидактического анализа темы при подготовке к уроку (на примере конкретной темы).




Методическая система обучения математике: характеристика компонентов, различные модели методических систем обучения математике.

МОМ – как любая методическая наука отвечает на 4 вопроса:1.кого учить2.зачем учить3.чему учить4.как учить. МОМ- это наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса математики учащихся разных возрастных категорий, т.е. предметом изучения явл-ся матем-е образование. СТРУКТУРА МОМ: состоит из нескольких более узких разделов: МОМ дошкольных учреждений, МОМ в нач. школе, МОМ в средней школе, МОМ в ВУЗах. Кроме этого МОМ можно поделить на общую методику (дидактику) это теоретические вопросы и частную методику(вопрос изучения отдельных тем).

Традиционная модель МОМ по Пышкало А. М.

1.цели обучения математики в начальной школе.

2.содержание курса начального обучения математики.

3.методы обучения математике младших школьников.

4.организационные формы.

5.средства обучения.

Дидактический подход:

Это система, в которой направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы.

Компоненты:

1) Целевой: Для чего учить?

-определяет конечный результат и основные напрвления его достижения;

2) Субъектный: Кого учить? Кто учит?

-определяет участников процесса обучения;

3) Содержательный: Чему учить?

-определяет ту часть общественно-исторического опыта в области математики, которым должен овладеть ученик;

4) Предметно-процессуальный: Как учить?

-определяет методы, формы и средства обучения.

Стандартизация образования в средней школе: понятие стандарта образования, поколения стандартов, технологический подход к постановке целей обучения. Результаты освоения образовательных программ.

ФГОС-совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ: начального общего, основного общего, среднего(полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профес.обр-я образовательными учреждениями, имеющими гос.аккредитацию.

ФГОС обеспечивает:

-единство образоват. пр-ва РФ

-преемственность основных образоват.программ

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Структура ФГОС:

Каждый стандарт согласно Федерал.з-ну от 1 де.2007 г. №309 –ФЗ вкл.3 вида требований:

1) Требования к структуре основных образоват.программ

2) Требования к условиям реализации основных образоват.программ, в т.ч.кадровым,финансовым,материально-техническим и иным условиям

3) Требования к рез-ам освоения основных обр.прогр..

Поколения гос.обр.станд.:

-стандарт 1 поколения (были приняты в 2004г. И именовались гос.обр.стандартами)

-стандарт 2 поколения (были приняты для начал.общего обр-я(1-4 кл.) - 6 окт.2009г., для основного общего обр.(5-9 кл.) - 17дек.2010г., для среднего(полного)общего обр.(10-11кл.) – 17 мая 2012г.).

УУД-умение учиться, т.е.способность чел-ка к самосовершенствованию через усвоение нового соц.опыта.

Место УУД в образоват.процессе школы:

-выступают в кач-ве личностных и метапредметных рез-тов.

УУД были определены ФГОС 2 поколения (с 2009г.).

В содержат.раздел основной образоват.программы каждой ступени общего образования в школе должна быть вкл.программма развития УУД.

Требования к рез-там:

-метапредметным

-предметным

-личностным

Характеристика математического образования: роль и место математического образования в современном обществе, в системе непрерывного образования, тенденции развития математического образования в России.

50-80-е – престиж мат.образ-я.

80-2000 гг. – юр., эк. Спец., гуманитаризация обр-я.

Наст.время – усиление внимания к тех., инженерным специальностям.

Тенденции в развитии математического образования:

Гуманизация – приоритеты при организации процесса обучения мат-ке:

1)ориентация на личность учащихся;

2)на развитие его интеллектуального потенциала и познават.возможностей.

Гуманитаризация –

1)выделение в содержании обуч-я мат-ке эл-ов, обращенных к чел-ку и обществу;

2) выделение аспектов в мат.знаниях, относящихся традиционно к гуманитарным наукам.

Технологизация – осмысление четких этапов процесса обуч-я мат-ке, разработка конкретных приемов обуч-я. Высокая их результативность.

Мат.обр-е в с-ме непрер.мат.обр.:

Принципы обучения математике: понятие, характеристика основных дидактических принципов, предъявляемых к различным компонентам методической системы обучения математике.

Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

Дидактические принципы –исходные положения теории обучения, общие требования педагогики к процессу обучения, определяемые целями обучения и воспитания, потребностями общественного развития, особенностями учебной деятельности учащихся.

Издавна известны:

· Принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (Я.А.Коменский);

· Принцип гуманизации (соц. защита растущего человека, опора на его положительные качества)

· Принцип целостности (принцип единства теории и практики);

· Принцип демократизации (предоставление учащимся определенных свобод для саморазвития, саморегуляции).

Каждому компоненту МСОМ предъявляются свои принципы:

1) Целевой: принцип воспитывающего и развивающего обучения математике.

2) Содержательный: принцип научности, доступности, единства теории и практики.

3) Предметно-процессуальный: методы и средства обучения: принцип наглядности (связь между конкретным и абстрактным), принцип сознательности усвоения (осознанное усвоение материала), принцип активного процесса (побуждение учащихся к самостоятельному добыванию знаний); формы обучения: принцип индивидуального подхода в обучении: учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Методы обучения математике: понятие, критерии выбора. Классификация и виды методов обучения математике: традиционные, нетрадиционные. Характеристика методов, примеры использования в обучении математике.

Методы обучения - это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения.

Критерии выбора:

Его соответствие:

1)принципам

2)целям

3)содержанию темы

4)учеб.возмож.школьников

5)имеющимся условиям и времени, отведенному для обучения

6)возможностям учителя.

Классификация методов:

Существует достаточно большое кол-во методов. Учитель должен знать все методы и уметь применять их в учеб.процессе. А любом акте учеб.деят-ти одновременно применяются несколько методов. Если речь идет об одном методе, это значит, что он доминирует на данном этапе.

1.Методы организации учебно-познавательной деятельности:

-по источнику информации(словесные, наглядные, практические,);

-по логике рассуждений(индукция, дедукция);

-по форме мышления (анализ, синтез, классификация);

-по логике усвоения (проблемный, алгоритмический, исследовательский);

-по степени самостоятельности (под руководством учителя, самостоятельно, программируемый метод).

2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

-через содержание(межпредметные связи, значимость для общества и личности, яркие факты, образность);

-через организацию(целевая установка, четкие требования, инструкции, указания в ходе урока, контроль и оценка);

-через воспитательное воздействие(проявление личной оценки работы учащегося, коллективное воздействие, ситуации успеха, увлеченности).

3.Методы контроля за эффективностью учебно-познават.деят-ти:

-по способу изложения(устный, письменный);

-по использованию тех.средств(машинный, безмашинный);

-по форме ввода ответа(свободный выбор, тестовый, избирательный);

-по субъекту контроля(внешний, взаимный, самоконтроль);

-по способу организации(лабораторно-практический, программируемый, наблюдение,зачетный);

-по степени самостоятельности(указание, требование, напоминание, самконтроль);

-по степени охвата(выборочный, индивидуальный, фронтальный, групповой).

 

Логико-дидактический анализ темы: понятие, основные этапы. Проведение логико-дидактического анализа темы при подготовке к уроку (на примере конкретной темы).

Прежде чем учитель станет решать конкретные методические задачи по обучению теме, ему нужно осуществить логико-математический анализ темы.

Основа его:

· знания и умения выполнять логико-математический анализ компонентов математического содержания (теорем, утверждений, понятий и определений, алгоритмов и правил).

· система знаний по основным формам организации учебного процесса

· знания системы методов и средств обучения

· знание современных форм контроля и оценки.

Сущность логико-математического анализа:

Тема школьного учебника дает возможность раскрыть логическую и математическую организацию и трактовку вопросов, выяснить уровень строгости рассматриваемых фактов, выделить цели изучения основных вопросов, наметить варианты средств обучения, продумать систему контроля и оценки системы знаний.

Технологическая цепочка логико-дидактического анализа:

1. Определить цели изучения темы (сформулированные учителем для учащихся). Под целью будем понимать предвидение результатов и тех действий, которые ведут к достижению этого результата.

2. Логический и математический анализ содержания (теоретического и задачного).

o Выписать основные понятия и их определения, формулировки теорем. Выяснить, какие утверждения доказываются, только иллюстрированы, уровень логической строгости, метод доказательства, какие новые теоретические утверждения вводятся при решении задач.

o Указать основную математическую идею темы, математические обоснования доказательств, преобразований и др.

o Выполнить анализ математических задач, решить по одной из каждого вида задач. Выделить на первичное закрепление (репродуктивные), на применение (реконструктивные), на развитие умений применять знания в незнакомой ситуации (вариативные), на развитие творческих способностей (творческие), на вычисление, на доказательство, на построение. Могут быть пересечения этих множеств задач.

3. После анализа составляется методическая карта изучения темы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: