Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В педагогике общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия "дифференциация обучения" не существует.
Уровневая дифференциация - это организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов. Указанный вид дифференциации осуществляется при разделении учебного коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению). Как видим, уровневая дифференциаця фактически отождествляется с внутренней (внутриклассной) дифференциацией, предполагающей учет индивидуальных особенностей учащихся путем эффективного сочетания различных методов, организационных форм и средств обучения. Однако, уровневую дифференциацию рассматривают и в более широком смысле, связывая ее с реализацией учебных программ различного уровня.
Профильное же обучение мыслится как более демократичная и широкая фуркация школы на старшей ступени".
Профильная дифференциация связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их жизненных планов и намерений. Причем основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся. Необходимость специализации в определенной сфере уже на уровне общего образования связана со стремительным ростом объема информации, постоянным расширением сферы человеческой деятельности, следствием чего является невозможность усвоения ее в полном объеме каждым человеком. Кроме того, как показывают исследования, у большинства учащихся к 15-16 годам складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
История возникновения и особенности работы школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов. Типовое положение о школах (классах) с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов.
Развитие системы школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов, который начали создаваться начиная с 1959 г. на базе средних общеобразовательных школ с производственным обучением и хорошо себя зарекомендовали. С 1966 г. организовываются также физикоматематические школы-интернаты при крупных университетах страны. Их основная цель – обеспечить приход в науку талантливых людей, разработка содержит и методики преподавания современных вопросов математики.
в 1980 г. была программа, в которой был полнее учтен уровень логического мышления школьников – через отказ от обязательного единого теоретико-множественного подхода к построению курса и чрезмерной строгости в изложении материала. Такой подход позволил усилить прикладное содержание школьного курса математики, сделать его менее абстрактным и формализированным, хотя при этом и терялись некоторые достижения предыдущего этапа реформы.
В 1985 г. силами АПН СССР и АН СССР, ведущих специалистов университетов, пединститутов была подготовлена новая учебная программа по математике. В ней предпринята попытка разгрузить содержание обучения и усилить его практическую направленность.
Началом современного этапа реформы математического образования (90-е годы) является 1989 год - концепция школьного математического образования. Ведущей идеей обновления математического образования признается его гуманизация; ее основные направления, как отмечалось выше, - дифференциация обучения математике, гуманитарная направленность общеобразовательного курса математики, уровневая подготовка учащихся по математике, перестройка учебно-воспитательного процесса в направлении изменения к ученику и создания возможностей для проявления индивидуальности как учащегося, так и учителя. В дополнение к этой концепции в 1995 г. РАО разработан документ «Стандарт среднего математического образования».
Типовое положение:
I. Общие положения
Школа должна обеспечить усвоение учащимися учебного материала в полном объеме.
Школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных учебных предметов открываются в составе IX - X классов.
Число учащихся в каждом классе не должно превышать 35 человек.
II. Порядок приема учащихся в школу
Зачисление учащихся в IX класс производится ежегодно в июне - августе на основании письменного заявления учащегося и согласия родителей или лиц, их заменяющих, и медицинской справки о состоянии здоровья школьника.
III. Содержание и организация учебного процесса
Преподавание всех учебных предметов, за исключением тех, которые изучаются углубленно, ведется по единым программам общеобразовательной школы. Сокращение времени на их изучение не допускается.
Внеурочная воспитательная работа строится в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к этой работе в общеобразовательных школах. Проведение олимпиад, конкурсов, кружковых занятий, встреч с деятелями науки и культуры и т.д. осуществляется с учетом специфики избранной специальности.
Библиотека школы, помимо книг, предусмотренных для школьных библиотек, комплектуется учебной и научно-популярной литературой по профилю школы.
IV. Педагогический персонал и другие работники школы
Руководство всей деятельностью школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов осуществляет директор школы, назначаемый в установленном порядке.
Учителя отдельных учебных предметов повышают свою квалификацию, как правило, на курсах и семинарах.
Содержание курса математики для классов с углубленным изучением математики (физико-математический профиль). Анализ программ по математике для данной группы классов. Альтернативные учебники. Мотивация
Несмотря на то, что выбор физико-математического профиля предполагает наличие у детей устойчивой положительной мотивации изучения математики, этот этап нельзя игнорировать. Другое дело, что способы, которые используются в таких классах, могут быть дополнены другими по сравнению, например, с гуманитарными классами.
Наборы задач для классов физико-математического профиля должны содержать, по крайней мере, два раздела: теоретические задачи прикладные задачи разной степени сложности.
Теоретические задачи – задачи на доказательство и исследование – являются важным средством для осознанного усвоения теории на глубоком уровне.
Во втором разделе вполне можно предлагать те же задачи, что и рассмотренные выше для классов естественно-математических профилей.