Список (минимум) художественной литературы для обязательного чтения
Д.Мережковский: Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)
или
В.Брюсов: Огненный ангел.
Ф.Сологуб: Мелкий бес, рассказы (3-5).
М.Горький: Коновалов, Бывшие люди.
А.Куприн: Олеся, Гамбринус, Листригоны, Гранатовый браслет.
Л.Андреев: Баргамот и Гараська, Петька на даче, Ангелочек, Гостинец, Бездна, Бен-Товит, Иуда Искариот.
И.Бунин: Антоновские яблоки, Суходол, Братья, Господин из Сан-Франциско, Захар Воробьев, Солнечный удар, Чистый понедельник, Легкое дыхание, Грамматика любви, Роза Иерихона, стихотворения.
Из поэтов-символистов и близких им изучаются:
В.Соловьев, А.Блок, Ф.Сологуб, К.Бальмонт, В.Брюсов.
Из поэтов-акмеистов и близких им изучаются:
Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.
Из поэтов-футуристов и близких им изучаются:
В.Маяковский, И.Северянин, Б.Пастернак.
* * *
А.Фадеев: Разгром (1925).
М.Шолохов: Донские рассказы (1923-26). 3-5 рассказов.
Е.Замятин: Мы (1917-21).
А.Платонов: Котлован (1930).
В.Набоков: Машенька (1926).
М.Булгаков: Собачье сердце (1925), Мастер и Маргарита (1928-40).
А.Солженицын: Один день Ивана Денисовича, Матренин двор (1959).
В.Шаламов: Колымские рассказы (1954-73). 3-5 рассказов.
В.Быков: Сотников (1970) или другая военная повесть.
В.Распутин: Деньги для Марии (1967), Уроки французского (1973), Пожар (1987).
В.Белов: Привычное дело (1966) или Плотницкие рассказы (1968).
Ю.Трифонов: Дом на набережной (1976).
Ч.Айтматов: Белый теплоход (1970) или Пегий пес, бегущий краем моря (1977), Плаха (1986).
В.Войнович: Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (1969-75). 1 ч.
Ф.Искандер: Кролики и удавы (1882).
В.Маканин: Там, где сходилось небо с холмами… (1984).
А.Рыбаков: Дети Арбата (1960-е гг., публ. 1987);
В.Пелевин: Омон Ра (1992) (или любой другой постмодернистский роман).
Поэзия десятилетий после Серебряного века рассматривается на примере творчества: В.Твардовского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, И.Бродского.
Произведения из списка наиболее значимых и характерных публикаций
Второй половины XX – начала XXI века,
Знать их место в истории новейшей литературы
М.Шолохов «Судьба человека» (1956);
Ю.Бондарев «Батальоны просят огня» (ХХХХ);
В.Быков «Сотников»;
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (1959), «Матрёнин двор» (1959);
Ю.Нагибин «Чистые пруды» (ХХХХ);
Ю.Казаков «Свечечка» (ХХХХ), «Во сне ты горько плакал» (ХХХХ), «Арктур – гончий пес» (ХХХХ);
Ю.Трифонов «Дом на набережной» (ХХХХ), «Обмен» (ХХХХ);
В.Маканин «Антилидер» (1983) и еще одну повесть 1980-х гг., «Там, где сходилось небо с холмами» (ХХХХ);
В.Пьецух Рассказы 1980-х гг.
В.Распутин «Деньги для Марии» (ХХХХ), «Прощанием с Матерой» (1976), «В ту же землю» (ХХХХ);
В.Астафьев «Печальный детектив» (1986);
Ч.Айтматов «Белый пароход» (ХХХХ), «Пегий пес…» (ХХХХ), «Плаха» (1986);
А.Битов «Пушкинский дом» (ХХХХ);
В.Гроссман «Жизнь и судьба» (ХХХХ);
В.Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (ХХХХ);
Ф.Искандер «Кролики и удавы» (ХХХХ);
В.Ерофеев «Поминки по советской литературе» (ХХХХ);
А.Терц «Прогулки с Пушкиным» (1960) Можно в сокращении;
В.Пелевин «Омон Ра» (1992);
В.Сорокин «Голубое сало (1999);
Т.Толстая «Кысь» (2001);
Л.Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик» (2007);
Д.Донцова «В постели с Кинг Конгом» (2011);
Е.Водолазкин «Лавр» (2013);
А.Волос «Возвращение в Панджруд» (2013);
З.Прилепин «Обитель» (2014).
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема I: Поэзия Серебряного века
1. Культурное сознание на рубеже веков (философия, религия, наука). Теория и практика русского символизма.
2. Постсимволизм. Акмеизм. Футуризм в русском искусстве и литературе.
Тема II: Модернистская проза
3 Творчество Д.Мережковского, Ф.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого.
Тема III: Проза в традициях реализма. Неореализм
4. Творчество М.Горького, А.Куприна, Л.Андреева, И.Бунина.
Внутрисеместровая аттестация
Тема IV: Русская литература ХХ века
5. Литература 20-х – начала 30-х годов. Тема гражданской войны. И.Бабель. А.Фадеев. М.Шолохов. Формирование и развитие жанра антиутопии. Е.Замятин. А.Платонов.
6. Литература 30-х годов. М.Булгаков, В.Набоков. Литературная ситуация 40-х - 90-х годов. Эволюция проблематики в литературе о войне. В.Быков. Антитоталитарная литература: А.Солженицын. В.Шаламов. Проблематика творчества Ч.Айтматова.
7. «Деревенская проза». В.Распутин. В.Белов. «Городская проза». Ю.Трифонов. В.Маканин. Проблематика сатирической прозы. В.Войнович. Ф.Искандер.
8. Завершение эпохи советской литературы. Современная словесность.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – по (ассистентскому) плану «ПРАКТИКУМА»
Контрольно-испытательные (экзаменационные) вопросы
Промежуточная аттестация:
1. Своеобразие культурного (философского, религиозного, научного, социального) сознания на рубеже XIX – XX веков и его влияние на искусство. Основные поэтические течения и их своеобразие.
2. Символизм в русской литературе начала ХХ века: философия, эволюция (декаденты и теурги), концепция, поэтика. В.Соловьев в становлении русского символизма. Поэты символисты, анализ стихотворений.
3. Символисты о символистском искусстве и символе. Символ и аллегория. Многоплановость символистского текста. Поэты-символисты: К.Бальмонт, В.Брюсов, Ф.Сологуб, другие поэты (2 автора на выбор студента, анализ стихотворений.
4. Поэзия А.Блока. Основные мотивы, поэтическое своеобразие циклов: “Стихи о Прекрасной Даме”, “Страшный мир”, “Родина”. (1 цикл на выбор, анализ стихотворений).
5. Акмеизм. История, поэтика. Слово в творческой концепции акмеизма. Поэты-акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, другие поэты (1-2 автора на выбор студента, анализ стихотворений).
6. Акмеисты об акмеизме. Символизм и акмеизм. «Прекрасная ясность». Поэты-акмеисты, анализ стихотворений.
7. Футуризм в русской литературе начала ХХ века. Концепция искусства. Поэтика. Поэты-футуристы, анализ стихотворений.
8. Футуристы о футуризме. Разнообразие течений, стилей, позиций. Поэты-футуристы, анализ стихотворений.
9. Основные мотивы, поэтическое своеобразие ранней лирики В.Маяковского. Своеобразие лирического “Я” и “Вы”. Обращение к тонике. Игровое начало. Программная поэма «Облако в штанах».
10. Футуризм. Два поэта-футуриста: В.Маяковский и И.Северянин. Анализ стихотворений.
11. Своеобразие символистской прозы, двуплановость текста. Анализ символистского романа (на выбор студента).
12. Символистский мир Ф.Сологуба. «Мелкий бес», рассказы.
13. Творчество И.Бунина. Драма человека нового времени: рассказы “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, другие произведения.
14. Судьба России в творчестве И.Бунина: “Антоновские яблоки”, “Суходол”, “Захар Воробьев”, другие произведения.
15. Своеобразие раскрытия темы любви в творчестве И.Бунина: рассказы “Солнечный удар”, “Грамматика любви”, “Чистый понедельник”, другие произведения.
16. Романтические и реалистические начала (типы) в прозе М.Горького рубежа веков. Своеобразие изображения человека “на дне” (“бывших людей”).
17. Своеобразие художественного мира Л.Андреева. Экспрессивность, конфликтность, психологизм “роковое” начало. Эволюция от «Ангелочка» (поиска «человека в человеке») к «Иуде Искариоту», «Дневнику Сатаны».
18. Концепция человека (“две бездны”, “две правды”) в творчестве Л.Андреева.
19. Своеобразие произведений на тему о любви в творчестве А.Куприна. Повести “Олеся”, “Гранатовый браслет”, “Суламифь”, другие произведения.
20. Тема “естественного человека” в творчестве А.Куприна. Повесть “Олеся”, рассказ “Гамбринус”, очерки “Листригоны”, другие произведения.
Итоговая аттестация:
1. а) Литературная ситуация в России 20-х годов. Инерция Серебряного века в российском искусстве. Основные группировки, их эстетические позиции. Дискуссии по вопросам искусства. б) Тема гражданской войны в литературе. Творчество М.Шолохова.
2. а) Литературная ситуация в России 20 годов. Инерция Серебряного века в российском искусстве. Основные группировки, их эстетические позиции. Дискуссии по вопросам искусства. б) Тема гражданской войны в литературе. Творчество А.Фадеева.
3. а) Литературная ситуация в России 30–40-х годов. Образование Союза советских писателей. б) Утопия и антиутопия в литературе. Творчество Е.Замятина.
4. а) Литературная ситуация в России 30–40-х годов. Внедрение единого метода, эстетика соцреализма. б) Понятие утопии, антиутопия в русской (советской) литературе. Творчество А.Платонова.
5. а) Литературная ситуация в России 30–40-х годов. Образование, этапы формирования, развитие, тематика литературы русского зарубежья. б) Творчество В.Набокова.
6. а) Литературная ситуация в России 30–40-х годов. Три ветви литературы после 1917 года. б) Сатирическая, философская проблематика творчества М.Булгакова.
7. а) Литературная ситуация в России 50–60-х годов. Эволюция военной проблематики в литературе о войне. б) Творчество В.Быкова.
8. а) Литературная ситуация в России 50–60-х годов. Антитоталитарная проблематика в русской литературе ХХ века. б) Творчество А.Солженицына и В.Шаламова.
9. а) Литературная ситуация в России 50–60-х годов. «Новый мир», «Октябрь», «Наш современник» в литературной жизни России второй половины ХХ века. б) Нравственно-философская проблематика творчества Ч.Айтматова.
10. а) Литературная ситуация в России 60–80-х годов. Литература «деревенская» и «городская». б) Творчество В.Распутина.
11. а) Литературная ситуация в России 60–80-х годов. Литература «деревенская» и «городская». б) Творчество В.Белова.
12. а) Литературная ситуация в России 60–80-х годов. Литература «деревенская» и «городская». б) Проблематика, поэтика творчества Ч.Айтматова.
13. а) Литературная ситуация в России 60–80-х годов. Суть дискуссий и разногласий между «шестидесятниками» и «сорокалетними». б) Социально-нравственная проблематика творчества Ю.Трифонова, В Маканина.
14. а) Литературная ситуация в России 90-х годов – начала XXI века. Конец эпохи советской литературы. Постмодернизм. б) Трагическое и комическое в творчестве В.Войновича.
15. а) Литературная ситуация в России 90-х годов – начала XXI века. Конец эпохи советской литературы. Постмодернизм. б) Трагическое и комическое в творчестве В.Войновича. Философская проблематика творчества Ф.Искандера.