Англо-саксонская правовая семья




Совок. прав. систем Англии, США, Канады, Австрии, Нов. Зеландии. Характер.особенности:

1. основн. источник – суд. прецедент- нормы сформу-лиров. судьями в их решениях.

2. Он носит индивидуал. (казуистический) хар-тер – судья примеривает конкретный случай не к НП…, а к сходному случаю уже имеющему место, устанавлив. их сходство, выносит заключение об относимости казуса к прецеденту.

3. творцом и создателем права явл. суд - если он не нашел сходства, то судья сам создает норму-прецедент, т.е. становится законодателем.

4. в результате главенств. роль прцессуал. права, оказыв-го влияние на право материальное.

5. отсутствие четкого разделен. права на частное и пуб-личное –исторически сложилось подраздел. на общее право и право справедливости. Общее – уголов.-правов. дела, договорное право, институты гражданско-правов. ответ-ти. Справедлив.- споры недвижим, доверительной собств-ти, банкротства, наследования. Однако- жесткого разделения нет, т.к. применение прецеденты общего пра-ва и справедливости осуществл. одними и теми же судь-ями для которых право представ-ся однородным.

6. отсутствие отраслевых кодексов в Англии, а в США немало кодексов - Единообразный торгов. кодекс.

 

79. Традиционно-религиозная правовая семья. Семья религиозно-традиционного права охватывает религиозные правовые системы, основанные на любом вероучении, и традиционные правовые системы, основанные на обычном праве. К религиозным правовых систем относятся: мусульманское, каноническое, индусское, иудейское право; к традиционным - японское, дальневосточное и обычное право отдельных государств Африки, Азии,, Океании. Общим признаком для них является то, что все они функционируют наравне с национальным правом отдельных государств, а степень воздействия на общество зависит от их авторитета среди населения. Мусульманское право представляет собой правила поведения сторонников ислама, основное содержание которых составляют обязательства по Аллаха и других мусульман, а также санкции за их нарушение. Возведение мусульманских теологических и правовых нормативов (шариат), обращенных к людям, было установлено Аллахом и передано им через пророка Мухаммеда. Источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма и Кийас. Коран (по-арабски - «аль-Курьан», что означает «читать вслух речитативом, декламировать») по вероучению ислама, - книга несотворенная, она - само слово Аллаха, состоит из 114 глав разной длины, каждая из которых называется сура. Каждая сура Корана состоит из аятов (стихов). По мусульманской традиции откровения передавались Аллахом его посланнику пророку Мухаммеду через ангела («святого Духа») примерно в 610-632 роках2, а их запись велась в течение следующих десятилетий. Сунна - сборник преданий (хадисов), в которых говорится о жизни пророка Мухаммеда, рассказывается о его поступках и приводятся высказывания, является своего рода указателем в жизни для верующего. И только около 500 хадисов могут быть отнесенными к норм - правил поведения в правовом понимании. Иджма (доктрина мусульманского права)- единственная мысль, которой достигли ученые всех или одной юридической школы по исламу и обязанностей правоверных. Обратившись к Корану и сунны, мусульманские судьи (кади) не всегда могли приспособить их положение к рассмотрению конкретных дел. Каноническое право в христианской религии является совокупностью правовых решений (канонов), установленных, главным образом, на всемирных и других церковных соборах. В католической церкви каноническое право содержит также постановления римских пап. «Канон» в переводе с греческого означает «норма», «мера», «стандарт». Наиболее ранними канонам есть правила нового Завета. Разрозненные нормы разных епархий, декретов пап были систематизированы в Своде канонического права 1582 (Согриз Зигиз сапописи). Вплоть до XX века никаких других кодификаций канонического права не происходило, оно лишь интерпретировалось канонистами. Распространение в Западной Европе Кодекса Наполеона стало импульсом к проведению кодификации канонического права с 1904 по 1918 год, который оставался основным правом римской католической церкви до 1983 года, когда был введен новый Кодекс. Индусское право является одним_а_цайииильш древних и оригинальных в мире. Ряд положений индийского сборника Веды (II тысячелетие до н. Есть.) Можно истолковать как правила поведения общего характера. Преодолев века, традиционные нормы древнего и средневекового права - веди, смрити, дхармашастр и другие, остались составной частью внутригосударственного права Индии. Индусское право распространяется на лиц, исповедующих индуизм независимо от места проживания. Характернимы признакам индусского права являются: персональный характер правовой системы, поскольку она применяется только к индусам (по рождению, религией) и в обратить в индуизм (имеется в виду, что в случае переезда индус везет право с собой); распространение на определенные категории отношений: внутрисемейные, кастовые, отношения землепользования, договорного права, права собственности; относительная независимость от других правовых систем (английского, мусульманского права), что свидетельствует о высоком уровне правовой культуры; наличие жестких правил сословно-кастовой организации, по которому члены каждой касты - брахманы (священослужбовци), кшатрии (военные), вайшиям (торговцы) и шудры (слуги и ремесленники) имеют собственную систему прав и обязанностей, собственную мораль, уровень познания истины; тесная связь с индуизмом религиозно-философской и социально-этической систем, основанных на виротерпинни, религиозных догмах, нормы которых не имеют унифицированного характера, а церковь - иерархической организации; способность к адаптации в условиях "постоянных социально-экономических и политических изменений; включения в сферу действия индусского права представителей неортодоксальных религиозных, общин, сектантских групп (лингаяты, Арья-самаджисты, джайлы, будисты, сикхи и др..) разнообразие источников права: веды - священные книги, идейные основы индусского права; смрити - правовые трактаты, комментируют веди; сборники высказываний индийских авторитетов; обычаи - правила поведения добродетельных, здравомыслящих людей. Иудейское право (еврейское право) возникло более трех тысячелетий назад, развивалось и сохранялось как право еврейского народа независимо от того, была государственность у евреев не было ее. Этому процессу способствовало наличие внутренней автономии еврейских общин - им разрешалось иметь органы самоуправления и собственные судебные учреждения. Иудейское право представляет собой нормативную часть Устной Учение - Талмуда. Оно включает Агаду - древние сказания и легенды, высказывания мудрецов, поучительные истории. Сначала законодательные положения передавались устно из поколения в поколение и только в V веке были зафиксированы в письменной форме. Записанное учение - Тора, полученное Моисеем на горе Сион, основным источником права для судей и напоминает конституции еврейского народа. Другим источником является талмудической литературе - Мишна, Мндрашим, барайтах, Иерусалимский и Вавилонский Талмуд. Иудейское право регулирует гражданские, семейные, трудовые и уголовно-правовые отношения. Его главной отличительной чертой является религиозно-национальный характер: соблюдение религиозных приказов так же обязательное для евреев, как и соблюдение юридических законов иудаизма. При этом право постоянно усовершенствовалось исключительно представителями европейской юридической мысли, что отличает его от других религиозно-традиционных правовых систем.

80. Права и свободы человека и гражданина РК по Конституции РК. Гарантии прав и свобод граждан в РК. Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Требование защиты прав чело­века выдвигается и в настоящее время различными движения­ми, направленными против авторитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относятся права на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и нравственную неприкосновенность, достоинство личности, лич­ную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоеди­няются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например на использование достижений культуры или чистую окружающую среду. Считается, что государственная власть не может их даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина связаны с фактом гражданства, принад­лежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных орга­нов. К их числу относятся, например, избирательные права, права на объединение в политические партии, на участие в управлении делами государства и т.д., некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслужива­ние). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиции и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами чело­века и правами гражданина, не всегда между ними можно про­вести различия, их разделение имеет преимущественно обще­теоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в кон­ституциях, должны обеспечиваться государством, его органами. В РК гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными закономПрава и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. 2. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. 3. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновность или не виновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В РК это право отражено в Конституции РК. В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина Конституционные права и свободы человека и гражданина в Казахстане составляют систему, охватывающую все сферы жизнедеятельности. Конституция, закрепляя основные права и свободы, основывается на принципах международных актов. В соответствии с общепризнанными принципами международного права она исходит из того, что каждый человек рождается свободным и в силу этого обладает неотъемлемыми правами и свободами. Принципами правового положения личности в Республике являются: равноправие граждан; запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина; единство, неотчуждаемость, неразрывность и гарантированность прав, свобод и обязанностей. Статья 12 Конституции устанавливает, что права и свободы принадлежат каждому человеку от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.

Право на жизнь есть абсолютное личное право. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Особое значение имеет вопрос о смертной казни: применение этого вида наказания возможно только по приговору суда, назначается как исключительная мера за особо тяжкие преступления; приготовленному предоставляется право ходатайствовать о помиловании. В числе прав и свобод также предусмотрены права на уважение достоинства личности, на личную свободу и неприкосновенность, на частную жизнь, на неприкосновенность жилища и т.д. Важное значение имеет закрепление в Конституции права свободного выезда за пределы Республики и на беспрепятственное возвращение в Республику. Гарантируется право свободы совести, свобода слова и творчества. Конституцией предусмотрены обязанности человека и обязанности гражданина (ст. 34-38 Конституции). К обязанностям граждан относятся: забота родителей о детях, забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях, несение воинской службы, защита Родины, сохранение исторического и культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, соблюдение Конституции и законодательства Республики Казахстан, уважение государственных символов, уважение прав и свобод, чести и достоинства других лиц. К ним можно отнести обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей как о долге и обязанности каждого.

 

81. Ограничения прав и свобод человека. Принципы ограничения прав и свобод человека (ст. 39 Конституции РК). Пункт 3 статьи 39 Конституции РК запрещает ограничение прав и свобод человека по политическим мотивам и содержит перечень прав и свобод, не подлежащих ограничениям:

- право на гражданство (статья 10 Конституции);

- право на защиту государства и невыдачу иностранному государству (статья 11 Конституции);

- право на признание правосубъектности, на судебную защиту и на получение квалифицированной юридической помощи (статья 13 Конституции);

- право на равенство перед законом и судом (статья 14 Конституции);

- право на жизнь (статья 15 Конституции);

- право на личную свободу (пункт 1 статьи 16 Конституции);

- право на неприкосновенность достоинства и свободу от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17 Конституции);

- право на указание или неуказание национальной, партийной и религиозной принадлежности, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 19 Конституции);

- право на свободу совести (статья 22 Конституции);

- право на собственность, включая право наследования (пункт 2 статьи 26 Конституции).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Личные права — это те права, которые относятся к сфере личной жизни

Социально-экономические права и свободы — это права чело­века в сфере приложения его труда.

Политические и гражданские права — права в сфере участия в гражданской жизни

Основные способы закрепления прав, свобод и обязанностей личности бывают двух видов: 1) пози­тивный и 2) негативный.

При позитивном способе конституция (конституционный за­кон) устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом.

Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: