Закономерности и принципы воспитания




Лекция № 1

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если вы любите детей. Педагогическому мастерству учатся. Для этого нужно знать предмет.

Овладевать приемами преподавания, методами объяснения, спрашивания, организации самостоятельной работы учащихся. Но этого мало. Учитель воспитывает.

И хотя от природы каждый человек воспитатель, но необходимо овладевать приемами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учащимися, отлично знать психологию.

Специфика работы учителя такова, что основное зависит не только от знаний и умений, но и от личности учителя.

Мы говорим учебно-воспитательный процесс и естественно обучение и воспитание – это его две составные части.

Сначала рассмотрим теорию и методику воспитания.

Всем приходилось слышать слова «Не учите меня жить», «Не надо меня воспитывать», «Не читайте мне морали!», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а воспитаю я сама».

Но есть и другое видение сути дела. Ян Амос Каменский «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира», Д.И. Менделеев «Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего».

Из истории педагогики нам известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением общества.

Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.

С момента окончания института процесс становления педагога мастера не заканчивается.

Изучая теорию и методику воспитания в начальной школе нам придется обращаться ко многим наукам: философия, анатомия, физиология, медицина, гигиена, психиатрия, социология и др.

Сущность воспитательного процесса. Воспитание – вскармливание (издревле). Истории с Маугли. Дитя человека становится человеком только благодаря воспитанию.

Что же такое воспитание?

Воспитание – совокупность организационной и целенаправленной деятельности учителей, родителей и общественности по формированию человека с учетом его индивидуальных качеств, социального заказа общества и конкретных обстоятельств.

Воспитательный процесс в школе является частьюцелостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Известный педагог Лизинскийпишет»Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «НЕ» или «нельзя»

Макаренко «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой». Авторитарный подход к воспитанию – «Учитель всегда прав» - неприемлем.

Как это не парадоксально, но чем выше статус личности ребенка, чем развитее его позитивные качества, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него.

Не всегда воздействия на личность носят положительный характер, Например, фашистское воспитание,, воспитание национальной розни, страсти к обогащению, религиозному фанатизму и т.п. Нужно обезвреживать, внушать истину, ограничивать влиянияот некоторых взрослых.

В умелых руках даже самые запущенные дети, за редким исключением, могут стать полезными членами общества. Дело в исскустве выбора методов педагогического воздействия.

Личность ребенка

В возрасте 7—11 лет активно развиваются мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка.

Стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

В этом возрасте р азвиваются самопознание, способность самостоятельно установить границу своих возможностей («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для ее решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль. ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости).

В этом возрасте важно осуществлять работу по формированию положительных черт характера: Обязательность, трудолюбие, доброта, уважение к старшим, к коллективу, стремление к взаимопомощи, художественно-эстетическое развитие.

Основные особенности процесса воспитания:

целенаправленность, целостность, длительность, неодинаковость результатов, вариативность, содружество с семьей, творческий характер.

 

Основные функции воспитания:

1. Создание определённых условий для целенаправленного формирования, а также дальнейшего развития членов общества, которые удовлетворяют свои потребности в ходе воспитательного процесса.

2. Обеспечение стабильной жизни общества путём трансляции культуры, которая перенимается последующими поколениями, постепенно обновляясь.

3. Способствование интеграции стремлений, а также отношений и действий отдельных членов общества и их дальнейшей гармонизации.

4. Адаптация всех членов общества к постоянно меняющейся социальной ситуации.

При этом каждый вид воспитания имеет свои специфические функции, перечислим лишь некоторые из них – семейное, социальное, религиозное.

 

Система и структура воспитательного процесса, его компоненты: Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рас­сматриваться как система, содержащая свои компоненты.

В условиях современ­ной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

• целостное формирование личности с учетом цели всесто­роннего, гармонического развития личности;

• формирование нравственных качеств личности на осно­ве общечеловеческих ценностей, социально ориентированной

мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

• приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

 

• воспитание жизненной позиции, соответствующей демо­кратическим преобразованиям общества, правам и обязаннос­тям личности;

• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных тре­бований;

• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

• организацию личностной и социально ценной, многооб­разной деятельности, стимулирующей формирование обуслов­ленных целью воспитания качеств личности;

• развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности1.

Следующая структура основана на выделении главных ста­дий воспитательного процесса.

Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, на­правленный на качественное решение поставленных задач.

 

 

 

Дальше, Диалектика воспитательного процесса. Противоречия как источник и движущая сила воспитания, их виды, характеристика.

Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях: внутренних и внешних.

Одним из основных внутренних противоречий является противоречие между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом рассогласование побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила

К внешним противоречиям можно отнести следующие:

- противоречие между школой и семьей;

- противоречие в содержании информации;

- противоречие между словом и делом;

- противоречие между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности:

Мы должны представить, какими будут наши дети– это будут САМОстоятельные иСАМОдеятельные личности, понявшие своюСАМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Все это и есть главная цель воспитания– счастливый человек!

 

Первый этап — определение цели. На этом этапе можно выде­лить три следующие элемента:

· самопознание, т.е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств; именно здесь вос­питатели (родители, учителя) могут и должны оказать подросткам крайне необходимую им помощь, которую из других источников воспитанникам получить во многих случаях просто невозможно;

· определение идеала (нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); чаще всего в младшем возрасте главную роль в этом играют воспитатели, в подростковом же возрасте роль воспитателей в этом становится минимальной: подростки в большей мере ориентируются в определении идеала на сверстни­ков, кумиров эстрады, привлекательные образцы внешнего по отношению к официальной системе воспитания плана действий;

· самообязательство, т.е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования. Самообязательство — это, собственно, план работы над собой.

 

Второй этап — работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя:

· самоубеждение и самовнушение: известный психиатр В.М.Бех­терев советовал произносить слова самовнушения от своего име­ни, в утвердительной форме и в настоящем времени. Самым луч­шим моментом для самовнушения он считал время перед засыпа­нием и после пробуждения. Самовнушение осуществляется по схеме: должен — хочу — могу — есть. Причем именно последняя ступень — есть — является наиболее существенной;

· самоободрение; самоприказ. Важно, чтобы воспитанник знал о возможности и высокой эффективности этих способов воздейст­вия на себя. Они являются ключевыми, главными рабочими инст­рументами самовоспитания.

·

Третий этап – подведение итогов работы, определение ре­зультатов приложенных усилий, эффективности работы над со­бой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как само­контроль и самоанализ

Виды воспитания

Умственное воспитание

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Концепции воспитания

Концепцией воспитания называют более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, содержании, методах, средствах, формах (например, авторитарная школа, гуманистическая школа, в разных странах по разному)

Лекция № 2

Закономерности и принципы воспитания

Закономерность воспитания - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование.

Основными закономерностями процесса воспитания являются:

· зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;

· ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей;

· воспитание личности происходит в деятельности и общении;

· эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;

· зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания;

· зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;

· процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

Принципы воспитания:

общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: