Особенности торговли промышленными товарами, машинами и оборудованием




 

Предприятия и организации России при закупке про­дукции зарубежных фирм наряду с непродовольственными товарами определенное внимание уделяют приобретению некоторых видов машин и технологического оборудования, необходимого для оснащения и модернизации своих про­изводств.

В международной торговле используется термин «непродовольственные товары» для характеристики трех групп товаров в зависимости от их назначения.

1) Непродовольственные товары, необходимые для использования в качестве полуфабрикатов и комплектующих деталей в различных отраслях промышленности.

Их называют товарами промышленного назначения: ме­таллопрокат, подшипники, комплектующие узлы, агрегаты, станки и т.п.

2) Товары, используемые для удовлетворения личных потребностей населения или товары широкого потребле­ния - обувь, одежда, белье, посуда, культтовары, товары длительного пользования и др.

3) Товары, необходимые для удовлетворения социаль­но-бытовых потребностей общества - для здравоохране­ния, для защиты окружающей среды, дорожного строитель­ства и т.д.

Чем выше доля готовых изделий в экспорте, тем эффек­тивнее участие страны в мировых хозяйственных связях, в международном разделении труда.

Поставка машин и оборудования в готовом к эксплуата­ции виде наиболее распространена при продаже транспорт­ных средств, изделий машиностроения и культурно-быто­вого назначения (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Осуществление операций между экспортером и импортером при поставке машин и оборудования:

1 - заключение контракта между экспортером и импортеромна поставку машин и оборудования; 2 - поставка по контракту;

3 - монтаж оборудования и другой техники;

4 - обучение персонала для работы на поставляемых машинах и оборудовании; 5 - гарантийное обслуживание техники;

6 - техническое обслуживание; 7 - оплата по исполненному контракту;

8 - возврат бракованной продукции


Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс меро­приятий, выполняемых экспортером по поддержанию обо­рудования, закупленного импортером, в рабочем состоянии и обеспечению преемственности при замене устаревшего оборудования новым. Техническое обслуживание осущест­вляется поставщиком по всему комплексу услуг не только в своей стране, но и в других государствах.

Техническое обслуживание состоит из следующих элемен­тов:

• изучение особенностей эксплуатации машин и обору­дования в стране импортера;

• разработка и издание технической документации на языке покупателя;

• подготовка и обучение ремонтно-эксплуатационного персонала на достаточно высоком квалификационном уровне;

• строительство и развертывание в стране покупателя учебных пунктов, гарантийных пунктов ремонта, складов запасных частей, консультационных пунктов, станций тех­нического обслуживания и т.п.;

• создание дифференцированной системы технического обслуживания:

а) ТО непосредственно изготовителем уни­кального современного оборудования, представляющего боль­шую ценность для фирмы;

б) ТО через посредников обычного оборудования, не содержащего коммерческой тайны;

в) ТО са­мим потребителем наиболее известного и простого оборудова­ния;

г) обеспечение запасными частями в течение всего срока службы.

Как правило, стоимость запчастей в 2—2,5 раза боль­ше тех, которые находятся в собранной машине. Со временем эксплуатации число потребляемых запчастей растет, и очень важно правильно рассчитать их набор на два—три года. Весь­ма желательно для импортера в контракте заложить пункт, в котором бы предусматривалась поставка запчастей хотя бы в течение трех лет после его исполнения.


Экспорт продукции в разобранном виде (машины, обо­рудование, мебель, строительные конструкции и т.д.) выго­ден, так как таможенные пошлины на детали, конструкции ниже, чем на готовое изделие. Кроме того, правительства ряда стран, опасаясь подрыва собственной экономики, ино­гда запрещают ввоз целого ряда готовых изделий.

Ввоз деталей и конструкций выгоден для ряда стран, так как способствует развитию дополнительных производств по сборке изделий.

Выгодна также и транспортировка деталей. Например, детали трактора перевезти на судне дешевле в два-три раза, чем сам трактор.

При поставке узлов и деталей следует соблюдать следу­ющие дополнительные требования на организацию произ­водства и коммерческой деятельности:

• продукция делится на такие узлы и детали, сборка ко­торых не требует высокой квалификации рабочих;

• точность изготовления отдельных частей должна устранить подгоночные работы;

• обеспечение экономии на транспортных издержках;

• своевременность поставок узлов и деталей;

• оптимизация запасов узлов и деталей на складах за границей.

Существенный вклад в эту форму сотрудничества вно­сит прогрессивная сборка, которая предусматривает ор­ганизацию сборочного производства готовой продукции из импортных узлов и деталей. Одновременно экспортер содействует импортеру в организации собственного произ­водства отдельных деталей и запчастей, продает лицензию на саму продукцию и поставляет необходимое технологиче­ское оборудование.

Поставка узлов и деталей дает возможность импортерам начать выпуск готовой продукции за счет налаживания соб­ственного производства.


Готовая продукция, предназначенная для конечного по­требления, передается, например, путем подписания кон­трактов непосредственно между сбытовыми организация­ми производителями и потребителями товаров или через посредников.

Комплектное оборудование означает набор машин и ме­ханизмов для определенного технологического процесса. Экспортер осуществляет монтаж и доводку оборудования. Уровень комплектности оборудования в настоящее время довольно высок и может представлять собой комплекс оборудования для цеха или небольшого завода.

Поскольку цены могут оказаться весьма большими, то возникает необходимость авансирования и кредитова­ния импортера. Соотношение аванса, оплат наличными и кредита примерно следующее:

10% — аванс в течение 30-90 дней со дня подписания контракта,

10% покупатель выплачивает наличными, а 80% средств за счет кредитасроком на 7—10 лет, при этом банковская гарантия долж­на составить 15—30% от суммы контракта, при подписании которого контрагенты приходят к консенсусу, согласовав 80-90% средств, требуемых сметой.

В настоящее время имеется отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требова­ний мирового рынка.

В связи с этим в России импорт машиностроительной продукции превышает экспорт в несколько раз.

Основные причины неблагополучного положения в машиностроении такие:

низкие темпы внедрения в технологию результатов научно-исследовательских и конструкторских работ,

не­удовлетворительные технико-экономические характеристи­ки и низкое качество,

высокая материало- и энергоемкость,

низкий уровень технического обслуживания и нехватка запчастей,

неудовлетворительная договорная дисциплина,

слабое участие в международной кооперации и специали­зации;

несоблюдение, недоучет рекомендаций международ­ных организаций по стандартизации;

уход от требований международных рынков.

В связи с этим необходим комплекс мер по улучшению конструкторских, технологических работ и по совершен­ствованию коммерческой работы на внешнем рынке, а так­же следует использовать различные пути приспособления продукции к требованиям зарубежных импортеров.

Наиболее простой путь - это выбор отечественной мо­дели, отвечающей внутренним стандартам и соответству­ющей требованиям внешнего рынка. Но в этом подходе преобладает элемент случайности, а не закономерности, и такой путь нельзя считать основным.

Следующий путь предполагает адаптацию серийной продукции к требованиям рынков. Такой подход успешно можно осуществить, если расхождения качественных пара­метров серийной продукции и требований к ней невелики и легко поддаются корректировке.

Весьма практичным подходом для освоения требований внешнего рынка является участие российских предприятий в международной кооперации при изготовлении экспорт­ной продукции.

Одним из главных направлений следует считать разработ­ку и изготовление товаров в полном соответствии с рекомен­дациями международных организаций по стандартизации.


Выводы

Перспективным направлением является выход на пере­довые рубежи в производстве или технологии и завоевание позиции законодателя моды, технологии, изделия.

В Рос­сии такие возможности имеются благодаря разработкам ученых военно-промышленного комплекса и в сфере кос­мических исследований, создавших немало уникальных высокоточных технологий.

Выводы

1. Импортные операции — это комплекс действий участника ВЭД, направленных на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

2. Экспортные операции — это комплекс действий участника ВЭД, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

3. Реимпортные операции — это комплекс действий участника ВЭД по ввозу из-за границы ранее экспортированного и не под­вергшегося там переработке товара.

4. Реэкспортные операции — это комплекс действий участника ВЭД по вывозу из-за границы ранее импортированного и не под­вергшегося переработке товара.

5. Транснациональная корпорация, используя трансфертные цены, осуществляет комплекс действий по перемещению товаров через таможенные границы, оказывает большое влияние на форми­рование цен конкурентов и имеет минимальные потери при оплате таможенных пошлин.

6. К общим тенденциям торговли сырьевыми и сельскохозяй­ственными товарами в мировой экономике относятся следующие:

а) наблюдается постепенный рост цен на сырье, материалы, топли­во;

б) наиболее быстрыми темпами среди сырьевых товаров растет экспорт нефти, газа, пшеницы;

в) в странах с развитой рыночной экономикой реализуются специальные программы по ресурсо­сбережению, энергосбережению;

г) осуществляется перевод ряда экологически опасных производств в развивающиеся страны;

д) увеличивается число долгосрочных соглашений на поставку важнейших видов сырья;

е) на экспорт чая, какао, хлопка, табака, меди, железной руды, бокситов активно воздействуют транс­национальные корпорации;

ж) в большинстве развитых стран с рыночной экономикой защиту интересов рыночных структур осуществляют правительства;

з) для защиты интересов экспорте­ров в мире уже создано более двадцати ассоциаций экспортеров сырьевых товаров.

7. Весьма существенные резервы (от 3 до 12%) по сохранению сырьевых товаров для нужд населения заключены в демилитари­зации экономики различных стран мира.

8. Считается, что чем выше доля годовых изделий в экспорте, тем эффективнее участие страны в мировых хозяйственных связях, в мировом разделении труда.

9. Выгодным является экспорт продукции в разобранном виде, так как таможенные пошлины на детали, конструкции ниже, чем на готовое изделие. Поставка машин и оборудования в готовом к эксплуатации виде наиболее распространена при продаже транс­портных средств, изделий машиностроения и культурно-бытового назначения. Однако правительства ряда стран, опасаясь подрыва собственной экономики, иногда запрещают ввоз целого ряда гото­вых изделий.

10. В настоящее время имеется отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка, поэтому в России импорт машиностроительной продукции превышает экспорт в несколько раз.

11. В настоящее время необходимо принять комплекс мер по улучшению конструкторских, технологических работ и совер­шенствованию коммерческой работы на внешнем рынке, а также использовать различные пути приспособления продукции к тре­бованиям зарубежных импортеров.

12. Перспективным направлением является выход на передовые рубежи в производстве или в создании технологий и завоевание позиции законодателя моды в этих сферах. Такие возможности в России имеются за счет разработок в военно-промышленном комплексе и космической отрасли.

Вопросы и задания для самопроверки по лекции 5

1. Перечислите основные элементы экспортных, импортных операций.

2. Поясните основные действия сторон при проведении реэк­спортных и реимпортных операций. Выполните их графическую интерпретацию.

3. Дайте характеристику классификации промышленного и сельскохозяйственного сырья.

4. Назовите основные внешнеторговые операции зарубежных производителей и потребителей продукции, проходящей через экс­портные и импортные фирмы.

5. Покажите схему взаимодействия производителей и потре­бителей продукции ТНК.

6. Охарактеризуйте семь основных особенностей и факторов, воздействующих на конъюнктуру сырьевых, сельскохозяйственных товаров и материалов.

7. С какой целью создаются в мировой экономике ассоциации экспортеров сырьевых товаров?

8. Какую помощь экспортерам оказывает Конференция ООН по торговле и развитию?

9. Для чего используются буферные запасы и стабилизацион­ные фонды?

10. Почему демилитаризация экономики способствует сохране­нию сырьевых товаров?

11. Охарактеризуйте три группы товаров, которые в междуна­родной торговле положены в основу классификации непродоволь­ственных товаров.

12. Почему необходимо проводить техническое обслуживание машин и оборудования при продаже их за рубеж? В чем сущность технического обслуживания?

13. Почему на внешнем рынке экспортировать продукцию в ряд стран выгодно в разобранном виде?

14. В чем проявляются положительные стороны поставки на экспорт готовой наукоемкой продукции и комплектующего обо­рудования?

15. В чем заключаются проблемы экспортирования машино­строительной продукции из России?

16. Какой комплекс мер необходимо осуществлять для совер­шенствования качества и увеличения объемов машиностроительной продукции, поставляемой по экспорту за рубеж?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: