Предприятия и организации России при закупке продукции зарубежных фирм наряду с непродовольственными товарами определенное внимание уделяют приобретению некоторых видов машин и технологического оборудования, необходимого для оснащения и модернизации своих производств.
В международной торговле используется термин «непродовольственные товары» для характеристики трех групп товаров в зависимости от их назначения.
1) Непродовольственные товары, необходимые для использования в качестве полуфабрикатов и комплектующих деталей в различных отраслях промышленности.
Их называют товарами промышленного назначения: металлопрокат, подшипники, комплектующие узлы, агрегаты, станки и т.п.
2) Товары, используемые для удовлетворения личных потребностей населения или товары широкого потребления - обувь, одежда, белье, посуда, культтовары, товары длительного пользования и др.
3) Товары, необходимые для удовлетворения социально-бытовых потребностей общества - для здравоохранения, для защиты окружающей среды, дорожного строительства и т.д.
Чем выше доля готовых изделий в экспорте, тем эффективнее участие страны в мировых хозяйственных связях, в международном разделении труда.
Поставка машин и оборудования в готовом к эксплуатации виде наиболее распространена при продаже транспортных средств, изделий машиностроения и культурно-бытового назначения (рис. 5).
Рис. 5. Осуществление операций между экспортером и импортером при поставке машин и оборудования:
1 - заключение контракта между экспортером и импортеромна поставку машин и оборудования; 2 - поставка по контракту;
3 - монтаж оборудования и другой техники;
4 - обучение персонала для работы на поставляемых машинах и оборудовании; 5 - гарантийное обслуживание техники;
6 - техническое обслуживание; 7 - оплата по исполненному контракту;
8 - возврат бракованной продукции
Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс мероприятий, выполняемых экспортером по поддержанию оборудования, закупленного импортером, в рабочем состоянии и обеспечению преемственности при замене устаревшего оборудования новым. Техническое обслуживание осуществляется поставщиком по всему комплексу услуг не только в своей стране, но и в других государствах.
Техническое обслуживание состоит из следующих элементов:
• изучение особенностей эксплуатации машин и оборудования в стране импортера;
• разработка и издание технической документации на языке покупателя;
• подготовка и обучение ремонтно-эксплуатационного персонала на достаточно высоком квалификационном уровне;
• строительство и развертывание в стране покупателя учебных пунктов, гарантийных пунктов ремонта, складов запасных частей, консультационных пунктов, станций технического обслуживания и т.п.;
• создание дифференцированной системы технического обслуживания:
а) ТО непосредственно изготовителем уникального современного оборудования, представляющего большую ценность для фирмы;
б) ТО через посредников обычного оборудования, не содержащего коммерческой тайны;
в) ТО самим потребителем наиболее известного и простого оборудования;
г) обеспечение запасными частями в течение всего срока службы.
Как правило, стоимость запчастей в 2—2,5 раза больше тех, которые находятся в собранной машине. Со временем эксплуатации число потребляемых запчастей растет, и очень важно правильно рассчитать их набор на два—три года. Весьма желательно для импортера в контракте заложить пункт, в котором бы предусматривалась поставка запчастей хотя бы в течение трех лет после его исполнения.
Экспорт продукции в разобранном виде (машины, оборудование, мебель, строительные конструкции и т.д.) выгоден, так как таможенные пошлины на детали, конструкции ниже, чем на готовое изделие. Кроме того, правительства ряда стран, опасаясь подрыва собственной экономики, иногда запрещают ввоз целого ряда готовых изделий.
Ввоз деталей и конструкций выгоден для ряда стран, так как способствует развитию дополнительных производств по сборке изделий.
Выгодна также и транспортировка деталей. Например, детали трактора перевезти на судне дешевле в два-три раза, чем сам трактор.
При поставке узлов и деталей следует соблюдать следующие дополнительные требования на организацию производства и коммерческой деятельности:
• продукция делится на такие узлы и детали, сборка которых не требует высокой квалификации рабочих;
• точность изготовления отдельных частей должна устранить подгоночные работы;
• обеспечение экономии на транспортных издержках;
• своевременность поставок узлов и деталей;
• оптимизация запасов узлов и деталей на складах за границей.
Существенный вклад в эту форму сотрудничества вносит прогрессивная сборка, которая предусматривает организацию сборочного производства готовой продукции из импортных узлов и деталей. Одновременно экспортер содействует импортеру в организации собственного производства отдельных деталей и запчастей, продает лицензию на саму продукцию и поставляет необходимое технологическое оборудование.
Поставка узлов и деталей дает возможность импортерам начать выпуск готовой продукции за счет налаживания собственного производства.
Готовая продукция, предназначенная для конечного потребления, передается, например, путем подписания контрактов непосредственно между сбытовыми организациями производителями и потребителями товаров или через посредников.
Комплектное оборудование означает набор машин и механизмов для определенного технологического процесса. Экспортер осуществляет монтаж и доводку оборудования. Уровень комплектности оборудования в настоящее время довольно высок и может представлять собой комплекс оборудования для цеха или небольшого завода.
Поскольку цены могут оказаться весьма большими, то возникает необходимость авансирования и кредитования импортера. Соотношение аванса, оплат наличными и кредита примерно следующее:
10% — аванс в течение 30-90 дней со дня подписания контракта,
10% покупатель выплачивает наличными, а 80% средств за счет кредитасроком на 7—10 лет, при этом банковская гарантия должна составить 15—30% от суммы контракта, при подписании которого контрагенты приходят к консенсусу, согласовав 80-90% средств, требуемых сметой.
В настоящее время имеется отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка.
В связи с этим в России импорт машиностроительной продукции превышает экспорт в несколько раз.
Основные причины неблагополучного положения в машиностроении такие:
низкие темпы внедрения в технологию результатов научно-исследовательских и конструкторских работ,
неудовлетворительные технико-экономические характеристики и низкое качество,
высокая материало- и энергоемкость,
низкий уровень технического обслуживания и нехватка запчастей,
неудовлетворительная договорная дисциплина,
слабое участие в международной кооперации и специализации;
несоблюдение, недоучет рекомендаций международных организаций по стандартизации;
уход от требований международных рынков.
В связи с этим необходим комплекс мер по улучшению конструкторских, технологических работ и по совершенствованию коммерческой работы на внешнем рынке, а также следует использовать различные пути приспособления продукции к требованиям зарубежных импортеров.
Наиболее простой путь - это выбор отечественной модели, отвечающей внутренним стандартам и соответствующей требованиям внешнего рынка. Но в этом подходе преобладает элемент случайности, а не закономерности, и такой путь нельзя считать основным.
Следующий путь предполагает адаптацию серийной продукции к требованиям рынков. Такой подход успешно можно осуществить, если расхождения качественных параметров серийной продукции и требований к ней невелики и легко поддаются корректировке.
Весьма практичным подходом для освоения требований внешнего рынка является участие российских предприятий в международной кооперации при изготовлении экспортной продукции.
Одним из главных направлений следует считать разработку и изготовление товаров в полном соответствии с рекомендациями международных организаций по стандартизации.
Выводы
Перспективным направлением является выход на передовые рубежи в производстве или технологии и завоевание позиции законодателя моды, технологии, изделия.
В России такие возможности имеются благодаря разработкам ученых военно-промышленного комплекса и в сфере космических исследований, создавших немало уникальных высокоточных технологий.
Выводы
1. Импортные операции — это комплекс действий участника ВЭД, направленных на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
2. Экспортные операции — это комплекс действий участника ВЭД, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
3. Реимпортные операции — это комплекс действий участника ВЭД по ввозу из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.
4. Реэкспортные операции — это комплекс действий участника ВЭД по вывозу из-за границы ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара.
5. Транснациональная корпорация, используя трансфертные цены, осуществляет комплекс действий по перемещению товаров через таможенные границы, оказывает большое влияние на формирование цен конкурентов и имеет минимальные потери при оплате таможенных пошлин.
6. К общим тенденциям торговли сырьевыми и сельскохозяйственными товарами в мировой экономике относятся следующие:
а) наблюдается постепенный рост цен на сырье, материалы, топливо;
б) наиболее быстрыми темпами среди сырьевых товаров растет экспорт нефти, газа, пшеницы;
в) в странах с развитой рыночной экономикой реализуются специальные программы по ресурсосбережению, энергосбережению;
г) осуществляется перевод ряда экологически опасных производств в развивающиеся страны;
д) увеличивается число долгосрочных соглашений на поставку важнейших видов сырья;
е) на экспорт чая, какао, хлопка, табака, меди, железной руды, бокситов активно воздействуют транснациональные корпорации;
ж) в большинстве развитых стран с рыночной экономикой защиту интересов рыночных структур осуществляют правительства;
з) для защиты интересов экспортеров в мире уже создано более двадцати ассоциаций экспортеров сырьевых товаров.
7. Весьма существенные резервы (от 3 до 12%) по сохранению сырьевых товаров для нужд населения заключены в демилитаризации экономики различных стран мира.
8. Считается, что чем выше доля годовых изделий в экспорте, тем эффективнее участие страны в мировых хозяйственных связях, в мировом разделении труда.
9. Выгодным является экспорт продукции в разобранном виде, так как таможенные пошлины на детали, конструкции ниже, чем на готовое изделие. Поставка машин и оборудования в готовом к эксплуатации виде наиболее распространена при продаже транспортных средств, изделий машиностроения и культурно-бытового назначения. Однако правительства ряда стран, опасаясь подрыва собственной экономики, иногда запрещают ввоз целого ряда готовых изделий.
10. В настоящее время имеется отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка, поэтому в России импорт машиностроительной продукции превышает экспорт в несколько раз.
11. В настоящее время необходимо принять комплекс мер по улучшению конструкторских, технологических работ и совершенствованию коммерческой работы на внешнем рынке, а также использовать различные пути приспособления продукции к требованиям зарубежных импортеров.
12. Перспективным направлением является выход на передовые рубежи в производстве или в создании технологий и завоевание позиции законодателя моды в этих сферах. Такие возможности в России имеются за счет разработок в военно-промышленном комплексе и космической отрасли.
Вопросы и задания для самопроверки по лекции 5
1. Перечислите основные элементы экспортных, импортных операций.
2. Поясните основные действия сторон при проведении реэкспортных и реимпортных операций. Выполните их графическую интерпретацию.
3. Дайте характеристику классификации промышленного и сельскохозяйственного сырья.
4. Назовите основные внешнеторговые операции зарубежных производителей и потребителей продукции, проходящей через экспортные и импортные фирмы.
5. Покажите схему взаимодействия производителей и потребителей продукции ТНК.
6. Охарактеризуйте семь основных особенностей и факторов, воздействующих на конъюнктуру сырьевых, сельскохозяйственных товаров и материалов.
7. С какой целью создаются в мировой экономике ассоциации экспортеров сырьевых товаров?
8. Какую помощь экспортерам оказывает Конференция ООН по торговле и развитию?
9. Для чего используются буферные запасы и стабилизационные фонды?
10. Почему демилитаризация экономики способствует сохранению сырьевых товаров?
11. Охарактеризуйте три группы товаров, которые в международной торговле положены в основу классификации непродовольственных товаров.
12. Почему необходимо проводить техническое обслуживание машин и оборудования при продаже их за рубеж? В чем сущность технического обслуживания?
13. Почему на внешнем рынке экспортировать продукцию в ряд стран выгодно в разобранном виде?
14. В чем проявляются положительные стороны поставки на экспорт готовой наукоемкой продукции и комплектующего оборудования?
15. В чем заключаются проблемы экспортирования машиностроительной продукции из России?
16. Какой комплекс мер необходимо осуществлять для совершенствования качества и увеличения объемов машиностроительной продукции, поставляемой по экспорту за рубеж?