Понятие, принципы и виды (формы) правотворчества.




Правотворчество - целенаправленная деятельность, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан по созданию (принятие, отмена и изменение) НПА.

 

принципы:

1) законности - требование точного и неукоснительного соблюдения законов всеми, кто занимается такой деятельностью.

2) демократизма - подготовка проектов законодательных актов должна осуществляться на демократической основе, включая в себя учёт и анализ общественного мнения. Проекты законодательных актов должны выноситься на всенародное обсуждение.

3) принцип профессионализма

4) эффективности правотворчества - означает достижение определенной цели.

5) планирования правотворческой деятельности

6) приоритетности

7) признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина

8) гласности - прежде всего означает, что процессы, связанные с принятием законов, открытые.

9) единства юридической терминологии

 

виды (формы) правотворчества:

1. законотворчество - процесс создания законов. имеет особенности: осуществляется данная форма только законодательными органами государственной власти; она осуществляется в определенных стадиях.

2. подзаконное - осуществляется Президентом, Правительством РФ, органами исполнительной власти (в том числе и на уровне субъектов). не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласований. каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласований, рассмотрения проектов актов, их принятие и подписание.

3. правотворчество органов местного самоуправления. осуществляется и регулируется федеральным законом.

4. прямое правотворчество (непосредственное правотворчество граждан) - осуществляется посредством референдума. характеризуется рядом признаков: 1) оно проводится по инициативе групп граждан, населения. 2) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой. 3) подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии, комиссии референдума.

5. договорное правотворчество - деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. особенность: согласование интересов сторон и добровольность.

6. локальное правотворчество - между различными организациями и учреждениями. уставы, положения.

 

Стадии законодательного процесса:

1. стадия законодательного процесса - законодательная инициатива (законодательный почин) - это закреплённое в КРФ право определённых субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодателя обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять его или отклонить - это уже не обязанность, а право законодателя. ст. 104 ч. 1 - право законодательной инициативы: президенту, совету федерации, членам совета федерации, депутатам гос. думы, правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному суду, Высшему Арбитражному и Верховному суду по вопросам их ведения. Высший надзор осуществляет прокуратура. У ген. прокурора права законодательной инициативы нет. У нас прокурору на уровне субъектов федерации даётся право законодательной инициативы.

2. стадия законодательного процесса - обсуждение законопроекта - начинается в Гос. Думе и начинается с заслушивания доклада представителя субъекта, который внёс законопроект. Определены условия внесения законопроекта в Гос. Думу.

1 чтение - представленного ответственным комитетом Гос. Думы обсуждаются основные положения законопроекта, целесообразность принятия и общая концепция законопроекта. По завершении первого чтения может быть принято решение: принять или отклонить законопроект. Это решение объявляется постановлением.

2 чтение - обсуждаются и ставятся на голосование учтённые и отклонённые ответственным комитетом поправки к законопроекту. Идёт обсуждение и ставит на голосование как учтенные так и отклонённые Ответственным комитетом поправки к законопроекту. Ответственный комитет с участием правового управления аппарата Гос. Думы устраняют внутренние противоречия и осуществляют редакционную правку законопроекта.

3 чтение - проводится голосование по окончательному варианту текста закона. В 3 чтении не допускается внесение поправок, обсуждение статей, глав, разделов. При необходимости внести изменение в текст законопроекта депутаты возвращаются к обсуждению данного законопроекта во втором чтении (по этому случаю выносится постановление).

3. стадия - принятие закона, она распадается на 3 подстадии:

А) принятие закона Гос. Думой

Б) одобрение закона Советом Федерации

В) подписание закона президентом РФ

Здесь различается либо это ФЗ либо ФКЗ.

ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы (50% +1 голос), а если ФКЗ - принят, если проголосовала не мене 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

В течение 5 дней закон передаётся на рассмотрение в Совет Федерации. Это началась подстадия одобрения Совета Федерации.

ФЗ считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. ФКЗ - он считается принятым, если был одобрен большинством (не менее 3/4 голосов) от общего числа членов Совета Федерации. Ели закон не одобрен Советом Федерации, то:

1. Гос. Дума в установленном порядке вновь рассматривает данный закон

2. в случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы. Одобренный закон в течение 5 дней поступает к президенту РФ и начинается стадия подписания президентом РФ.

Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления подписывает закон и обнародует его, но он может и отклонить ФЗ, если не согласен с его содержанием, но ФКЗ он отклонить не может. Президент РФ возвращает ФЗ, если нарушена процедура его принятия. В этом случае Гос. Дума и совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в раннее принятой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации. Он подлежит подписанию президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

4. стадия - опубликование закона (официальное). Не опубликованные законы применяться не могут. ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания президентом РФ. Официальное издание, где публикуется законопроект - Российская газета, с 99 года - Парламентская газета, Собрание законодательных актов РФ. Официальная хронологическая инкорпорация.

 

 

Вопрос № 42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: