ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ




1. Сущность и содержание процессов прогнозирования и планирования.

2. Формы планирования.

3. Виды планов и прогнозов.

1.Сущность и содержание процессов прогнозирования и планирования

Прогнозирование представляет собой целенаправленную деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив развития страны, регионов, отраслей, предприятий различных форм собственности.

Прогноз − это комплекс научно обоснованных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидением. Предвидение опережает отражение действительностииосновано на познании законов природы, общества, мышления.

В процессе прогнозирования используются два подхода:

· индуктивный и

· дедуктивный.

Метод индукции, используемый при индуктивном подходе, построен на рассмотрении проблем от частного к общему, т. е. на основании фактических или зарегистрированных данных (эксперимента или развития процесса) об объекте устанавливается тенденция (или закономерность) общего развития объекта, которая и используется при обосновании прогноза.

При дедуктивном способе, т. е. подходе от общего к частному, вначале определяются общие тенденции или закономерности развития анализируемой области техники, а затем на основе выявленной общей перспективы определяются уровни и пути развития отдельных направлений, а также конкретные технические характеристики интересующих в данном случае объектов прогнозирования.

Прогнозирование должно отвечать на два вопроса:

· • Что вероятнее всего ожидать в будущем?

· • Каким образом нужно изменить условия, чтобы достичь заданного, конечного состояния прогнозируемого объекта?

 

Прогнозы, отвечающие на вопросы первого типа, называются поисковыми, второго типа — нормативными.

При поисковом прогнозировании состояние объекта в будущем определяется закономерностями, выявленными по частным результатам опыта (эксперимента), его поведения в прошлом и настоящем. В этом случае прогнозирование осуществляется от имеющегося уровня знаний (по ходу времени), а конечные результаты развития объекта составляют содержание прогноза.

В свою очередь, нормативное прогнозирование ориентировано на то, что задается конечная цель (или закономерность) развития (поведения) объекта в будущем, а содержанием прогноза является определение частных путей, средств и сроков достижения цели. Прогнозирование в этом случае осуществляется от заданной цели как бы навстречу ходу времени.

Планирование − это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. В общем виде планирование можно определить как процесс принятий решений, который предшествует будущему действию.

Можно сказать, что планирование представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения, конечным результатом которого являются плановые решения, лежащие в основе целенаправленной деятельности органов управления различных уровней.

План − документ, который содержит систему показателей и комплекс мероприятий по решениюсоциально-экономическихзадач. В нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми разными:

· прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев),

· следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения),

· проводиться в процессе разработки плана,

· самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т. е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Поскольку прогнозирование в управленческом цикле всегда предшествует планированию, то его зачастую рассматривают как подфункцию планирования.

Результатом прогнозирования и планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом.

 

2. Формы планирования.

Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное и индикативное. Их характеристика представлена в табл. 1.

Директивное планирование, т. е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административныхрычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач.

В рамках директивной формы планирования осуществляется доведение плановых заданий, обязательных к выполнению до конкретных исполнителей. Планы разрабатываются на основе общегосударственных интересов, утверждаются и носят силу законов.

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны.

Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число обязательных заданий, носит в большей мере рекомендательный характер.

В качестве индикаторов социально-экономическогоразвития используются показатели, характеризующие

· динамику, структуру и эффективность экономики,

· состояние финансов, денежного обращения,

· рынка товаров и ценных бумаг,

· занятости, уровня жизни населения,

· внешнеэкономических связей и т. д.

Роль индикаторов планов состоит в том, чтобы определить, где и когда должно вмешаться государство, если рынок не справляется со своими задачами.

3. Виды планов и прогнозов

По содержанию плановых решений принято различать

· стратегическое,

· тактическое и

· оперативное планирование.

Стратегическое планирование − процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономическогоразвития страны (отрасли, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирования механизма по их реализации.

Тактическое планирование является процессом создания предпосылок для реализации целей, поставленных в стратегическом плане.

Тактические планы разрабатываются в основном на среднесрочный период и позволяют обосновывать и реализовывать резервы повышения эффективности общественного производства.

Оперативное планирование – завершающий этап системы планирования, который ориентирован на конкретизацию показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной работы объекта планирования. Оперативные планы носят краткосрочный характер.

В зависимости от срока, на который составляется план (прогноз), и степени детализации плановых или прогнозных расчетовпринято различать

· долгосрочное (от 5 лет и выше),

· среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и

· краткосрочное (до 1 года) планирование.

По масштабу действия различают прогнозы (планы)

· международные,

· национальные,

· межрегиональные,

· региональные,

· межотраслевые,

· отраслевые,

· предприятий.

Виды планов и прогнозов в соответствии с указанными выше критериями их классификации представлены на рис. 2.

Также выделяют и другие критерии классификации планов и прогнозов, основными из которых являются следующие.

По глубине планирования (прогнозирования) различают

· агрегированные и

· детальные прогнозы (планы).

Взависимости от учета изменения данных различают

· жесткое и

· гибкое (адаптивное) прогнозирование (планирование).

По очередности во времени выделяют

· упорядоченное планирование (прогнозирование), при котором по завершении периода действия одного плана (прогноза) разрабатывается другой;

· скользящее, при котором по истечении определенного запланированного срока план (прогноз) продлевается на следующий период;

· внеочередное (эвентуальное), при котором планирование (прогнозирование) осуществляется по мере необходимости.

По степени охвата прогнозы (планы) делятся на

· частные, охватывающие только определенные области деятельности и параметры, и

· комплексные, описывающие все аспекты развития экономической системы.

В свою очередь по назначению частные прогнозы (планы) можно подразделить на

· научно-технические,

· демографические,

· прогнозы природных ресурсов,

· экологические,

· социальные, экономические.

По объектам планирования выделяют

· целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

· планирование средств, проявляющееся в определении средств достижения поставленных целей и ресурсов;

· программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ;

· планирование действий.

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.Понятие и научные основы методологии прогнозирования и планирования.

2.Основополагающие принципы прогнозирования и планирования.

3.Система планов-прогнозови их показателей.

4.Организация прогнозирования и планирования.

 

1.Понятие и научные основы методологии прогнозирования и планирования

 

Методология прогнозирования и планирования содержит и определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

 

В мировой практике сформировались две основные методологии прогнозирования и планирования социально-экономическогоразвития. На первой базируется планирование в условиях командно-административной системы (директивное планирование). Вторая является основой планирования и прогнозирования в странах с рыночной экономикой (индикативное планирование).

 

Принципы − это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т. е. исходные требования к процессам формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки.

 

Логика − упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.

 

Методы − это способы, приемы, используемые при разработкепрогнозов, планов, программ. Они являются инструментами, позволяющими реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.

 

Методика − совокупность конкретных способов, приемов, методов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов, а также алгоритмов их применения.

Общеметодологический подход к исследованию социально-экономических процессов определяет диалектический метод, который позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относящихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использования как общих научных подходов и методов к исследованию, так и специфических методов.

 

Среди общих подходов можно выделить следующие:

· исторический – рассмотрение каждого явления происходит во взаимосвязи его исторических форм;

· системно-структурный− с одной стороны, рассмотрение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой − расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии;

· комплексный− рассмотрение явлений в их связи и зависимости с другими процессами и явлениями.

В рамках комплексного подхода выделяются генетический и целевой подходы.

Сущность генетического подхода состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы будущего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоящего и выявленные исследованием закономерности развития. При данном подходе связь и последовательность явлений рассматриваются от прошлого и настоящего к будущему.

 

При целевом подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, т. е. он исходит из определенного результата, который должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему.

Указанные два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта, не влияя на него, и, задав цель, определить пути ее достижения.

 

2.Основополагающие принципы прогнозирования и планирования.

 

Выделяют следующие принципы прогнозирования и планирования:

альтернативности,

· своевременности,

· системности,

· комплексности,

· непрерывности,

· адекватности и обоснованности,

· целенаправленности и приоритетности,

· социальной ориентации,

· оптимальности,

· сбалансированности и пропорциональности,

· сочетания отраслевого и регионального аспектов прогнозирования и планирования,

· информативности.

Принцип альтернативности подразумевает необходимость разработки не одного варианта развития на перспективу при составлении прогнозов и планов, а нескольких обоснованных вариантов, реализация каждого из которых возможна при определенном сочетании факторов, оказывающих влияние на будущее состояние экономической системы.

 

Принцип своевременности означает, что организационное построение системы прогнозирования и планирования, а также осуществление процедур формирования прогнозов и планов должны обеспечивать принятие соответствующих управленческих решений к заданному сроку.

 

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей развития экономических систем, построение такой цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Данный принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.

 

Принцип комплексности подразумевает учет при прогнозировании всего многообразия действующих факторов, прогнозирование не одного, а системы показателей.

 

Принцип непрерывности прогнозирования и планирования должен соблюдаться для обеспечения преемственности прогнозов и планов в связи с непрерывностью экономического развития. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой.

Принцип адекватности и обоснованности предполагает использование в процессе прогнозирования и планирования развития экономики таких методов и моделей, которые были бы адекватными изучаемым процессам и явлениям, другими словами, правильно отражали бы их.

 

Принцип целенаправленности и приоритетности требует,чтобы каждый план носил целевой характер, т. е. был бы направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись бы отрасли экономики и социально-экономическиепроблемы, от развития и решения которых в наибольшей степени зависит развитие экономики в целом.

 

Принцип социальной ориентации требует обеспечения приоритетного решения социальных проблем, что обусловлено выделением в качестве основной цели развития экономики повышения уровня жизни населения страны.

 

Принцип оптимальности должен соблюдаться для обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики. Термин «оптимальный» означает наилучший, т. е. из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальный – это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение потребностей экономики и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования.

 

Принцип сбалансированности и пропорциональности заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.

 

Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов прогнозирования и планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов отдельных регионов и рационального использования местных ресурсов.

 

Принцип информативности обуславливает необходимость создания системы информационного обеспечения процессов прогнозирования и планирования, которая должна содержать и позволять эффективно использовать массивы информации с учетом требований различных уровней управления.

 

 

3. Система планов-прогнозов и их показателей.

 

Система прогнозов разрабатывается для формирования стратегии и тактики развития экономики на государственном уровне.

· На макроуровне разрабатываются планы, программы экономического и социального развития страны,

· на региональном уровне − планы развития регионов (областей, районов, городов).

· Развитие отдельных отраслей отражается в отраслевых планах.

· На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.

Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов являются показатели:

· производства,

· трудовых ресурсов,

· основных и оборотных фондов,

· капитальных вложений,

· природных ресурсов,

· научно-техническогопрогресса,

· финансов и денежного обращения,

· социального развития и уровня жизни населения,

· внешнеэкономических связей.

В зависимости от уровня управления экономикой различают

· макроэкономические,

· отраслевые и

· региональные показатели.

Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.

Все показатели подразделяются на натуральные, стоимостные и трудовые. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: тоннах, метрах, штуках, тысячах условных банок, тоннах условного топлива и т. д.

Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. Трудовые показатели отражают численность трудовых ресурсов, а также затраты рабочего времени.

Показатели рассчитываются как в абсолютном выражении, так ивотносительном. Первые характеризуют суммарные абсолютные величины показателей, вторые – темпы роста и прироста, дают обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

 

Взаимоотношения отдельных уровней управления находят свое отражение в системе утверждаемых, индикативных и расчетных показателей.

1. К утверждаемым показателям относятся показатели, которые утверждаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих в качестве конкретных заданий. В их число входят и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.

2. Индикативные показатели носят информационный характер. С их помощью государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике.

3. Расчетные показатели носят вспомогательный характер и используются для определения утверждаемых или индикативных показателей.

Показатели прогнозирования и планирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость.

 

4.Организация прогнозирования и планирования.

 

Планирование и прогнозирование различаются по срокам и формам организации этого вида деятельности. Планирование может осуществляться по календарным срокам или непрерывно. Планирование по календарным срокам предполагает разработку планов на следующий календарный период за некоторое время до завершения отчетного периода, то есть периода, на который план был составлен ранее. Непрерывное планирование предполагает постоянную разработку планов на предстоящие периоды.

Формы организации планирования. Различают три основные формы планирования: «сверху вниз», «снизу вверх» и «цели вниз, планы вверх».

Первая форма организации планирования основывается на том, что руководство или правительство создает планы, которые надлежит исполнять подчиненным организациям и исполнителям. В большинстве случаев это неэффективная форма организации, которая игнорирует творческий потенциал и интересы большинства. Без жесткой авторитарной системы принуждения составленные таким образом планы не исполняются.

Вторая форма основана на том, что планы формируются исполнителями и утверждаются руководством. Как и первая, эта форма, как правило, неэффективна, поскольку в современных условиях специализации и разделения труда полученные таким образом планы представляют неквалифицированное выражение некоторого комплекса эгоистических интересов.

Соединить достоинства и устранить недостатки двух охарактеризованных форм организации планирования позволяет их сочетание. Наиболее известно их сочетание в форме «цели вниз, планы вверх». Высшие органы управления формулируют цели и главные задачи, стимулируют выдвижение и разработку предложений, направленных на достижение поставленных целей, привлекают к разработке планов всех основных участников их последующего выполнения. Такая форма позволяет наиболее полно использовать творческий потенциал персонала, с одной стороны, и создает предпосылки для развития самоуправления и успешного выполнения планов — с другой.

Планирование связано с решением ряда профессиональных специальных задач, поэтому в структуре управления производственными и экономическими системами функции планирования выполняют органы и подразделения планирования. Они являются важнейшими элементами системы управления, выполняют свои функции в тесном взаимодействии со всеми остальными органами и подразделениями производственных и экономических систем.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: