Средства юридической техники.




1. Юридические конструкции - комплексы правовых средств, которые образуют типизированные модели, соответствующие своеобразной разновидности общественных отношений. Юридические конструкции, их отработанность, есть показатель совершенства законодательства.

Пример - состав правонарушения (субъект, объект, субъективная и объективная сторона).

2. Правовые символы - закреплённые в праве условные образы, используемые для выражения определённого юридического содержания. Пример - герб, флаг, гимн.

3. Презумпция - предположение косвенное, или прямо закреплённое в правовой норме, в соответствии с которым определённый порядок вещей в области общественных отношений признается обыденным, нормальным и в силу этого не требующим доказательств.

Презумпции - абстрактные положения, где на основе отдельных частных признаков, ситуаций, положений путём умозаключения делается общий вывод, формируется презумпция.

Существенным свойством присущим презумпциям является их предположительный характер.

Презумпции - предположения, недостоверные и вероятные.

Любая презумпция является неопровержимой. Самая древняя презумпция знания закона (незнание закона никого не извиняет). В уголовном праве действует презумпция невиновности, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой ответчик считается виновным, если истец доказал, что его действиями, либо бездействием ему причинён вред, либо убытки.

4. Правовые фикции - неистинные положения, закреплённые в законодательстве.

Р. Ф, Йеринг: «Юридическая ложь, освещённая необходимостью».

Фикция - сознательное признание несуществующего в реальности сущим. Законодатель неоднократно обращается к приёму юридической фикции при установлении положений о сроках.

Например, срок пол месяца равен 15 дням.

5. Правовые аксиомы - общепринятые истины, не требующие доказательств находящие либо прямое, либо косвенное отражение в номах права. Это положения, принимаемые в юридической науке и практике без доказательств в силу их очевидности, убедительности и истинности.

Например, закон обратной силы не имеет; субъективному праву корреспондирует юридическая обязанность; нельзя быть судьей в своем деле; нельзя свидетельствовать против самого себя.

6. Правовые оговорки - имеющие специальную нормативно-лексическую форму изложения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права, и порождают определённые юридические последствия.

Формы нормативного выражения правовых оговорок - те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются, либо устанавливаются оговорки (как правило; кроме случаев, за исключением; как минимум; при необходимости; имея ввиду; независимо от и другие).

7. Юридические термины: обще-употребляемые, специально-юридические, не юридического характера.

 

Юридическая техника: понятие, виды, правила

Лекции Ершова

Английский учёный - Френсис Бекон в 1620 году он писал о краткости юридического языка и считал это аксиомой. Язык юридический должен быть кратким и точным, чтобы не возникало поводов к неоднозначному его толкованию. Разработка инкорпорации. Вслед за Френсисом подхватывает Шарль Луи Монтескье "О духе законов", говорит о принципах изложения законов: простота слога, определённость нормативного материала и сжатость. Иеримия Бентам - следующий учёный, "Тактика законодательных собраний", какие правила должны учитываться при составлении законов, структура законодательных актов - это было значительное продвижение в области юр. техники; Рудольф Иеринг - немецкий учёный "Юридическая техника", он первый сформулировал термин юр. техника, он изобрёл закон бережливости в праве, именно он ввёл много других правил в составлении законов, которых не было в работах до него. Он дал классификацию правил составления законов, выделил в них группы, давал понятия многих элементов юр. техники, напр., правовая фикция. Правовая фикция - это юр. ложь, освещённая необходимостью.

Юр. техника - это совокупность правил, приёмов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизациии учёта. Цель юр. техники:

1. рационализация юр. деятельности

2. достижение ясности, простоты, унифицированности юр. документов

Виды юр. техники:

1. законодательная (правотворческая) техника:

2. техника систематизации нормативных актов

3. техника индивидуальных актов (или актов применения права)

 

Законодательная (правотворческая) техника:

Правило законодательной техники можно разделить (условно) на 3 группы:

1. правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов (каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты)

2. правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта

- первое содержательное правило: однородность правового регулирования (нормативный акт должен иметь определённый предмет эвулирования, иначе эффективность такого акта будет снижаться); полнота правового регулирования (надо проработать хорошо акт, чтобы избежать пробелов); требование законности; отсутствие декларативности правового документа (отсутствие пафосности правового документа), то есть желание придать значимость к тому или иному акту приводит к демагогии; официальность стиля правовых документов (строгость стиля, нельзя использовать афоризмы, неологизмы, чеканность стиля, беспристрастность, нейтральность, то есть стиль официального документа).

- правила по структуре: крупные нормативные акты (как правило кодифицированые) могут состоять из 2 частей, не считая титула: вводная часть(преамбула) и постановляющей; нормы более общего хаарктера должны помещаться в начале НПА; однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах нормы должны обособляться в главы, разделы, части и все они должны иметь название; каждая глава НПА состоит из статей, которые могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной(194 прим - если примечание 1, если 2 - 194 два).

3. правила и приёмы изложения норм права или(группа правил называется язык нормативных актов). Норму права следует излагать кратко, чётко и определённо.

1. формулировки норм права должны обладать определённой стандартностью и грамматическим единообразием, то есть терминология должна быть единой

2. в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины

3. следует избегать иностранных слов

4. форма предложения должна быть определённой (имеет право, обязан, запрещено, разрешено - основные нормативные высказывания)

Основные элементы юр. техники:

1. Юр. конструкции - это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой увязаны между собой.

2. правовые презумпции - это предположение о наличии или об отсутствии предметов, фактов, основанные на связи между ними, подтверждённое жизненной практикой. (самая древняя презумпция - знания о законе и праве, знание закона не освобождает от ответственности).

3. правовая фикция - это не истинное или не существующее положение, существуюшее в законодательстве (объявление человека умершим или безвестно отсутствующим - датой смерти будет значится дата принятия решения, если судимость снята или погащена - человек считается не судимым).

4. правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое либо косвенное отражение в нормах права. (никто не может давать показания против себя, своего родственника или супруга и т.д.)

5. некоторые выделяют ещё терминологию

Пробелы и коллизии права:

Что такое пробелы? Пробел - это отсутствие нормы права, полное или частичное, необходимой для урегулирования общественных отношений правового характера.

Причины наличия пробелов:

1. сознательное умолчание законодателя по соответствующему вопросу, связанное необходимостью принятия соответствующей нормы в будущем

2. недостаточная проработанность концепции закона и нарушение правил юр. техники

3. отставание права - возникновение новых общественных отношений, а право не успевает за их регулированием.

 

Устранение пробелов:

1. правотворчество - принятие, отмена, изменение - это основной способ устранения пробелов

2. способы преодоления пробелов -

2.1 аналогия закона - это когда правоприменительное решение принимается на основе действующей правовой нормы, регулирующей сходные общественные отношения.

2.2 субсидиарное применение права - это разновидность аналогии закона; это правоприменительное решение выносится на основе правовой нормы другой отрасли права. Первоначально аналогичную норму нужно искать в той же области права, а потом только в других.

2.3 аналогия права - правоприменительное решение выносится на основе общих принципов права

Требования к использованию аналогии:

1. применение аналогии не допустимо, если она прямо запрещена законом (например, в уголовном праве), либо в тех случаях, когда закон связывает наступление правовых последствий с действиями конкретной нормы

2. принятия решения об использовании института аналогии возможно лишь в случае полного отсутствия нормы права либо её составной части.

3. использование аналогии возможно лишь в том случае, когда существенные признаки анализируемого не урегулированного правом общественного отношения имеют сходства с отношениями, регламентированными праву.

4. вынесенное с использованием института аналогии решение не должно противоречить положениям действующего законодательства. В процессе принятия решения по аналогии сначала осуществляется поиск необходимой нормы в НПА той же отрасли права, затем в иных отраслях права и только после этого возможно обращение к общим принципам права.

 

Коллизионные нормы (коллизии в праве):

Юр. коллизия - это противоречия между НПА, регулирующими одни и те же общественные отношения. Способы разрешения коллизий:

1. основной способ - правотворчество, либо принятие нового НПА, либо отмена, либо изменение

2. систематизация законодательства

3. референдумы

4. толкование

5. переговорный процесс через согласительные комиссии

6. международные процедуры и т.д.

 

Виды коллизий и его способ разрешения:

1. между КРФ и иными НПА - правила юридической силы, в пользу юр. силы

2. между законами и подзаконными актами - юр. силы в пользу законов

3. между общефедеральными актами и актами субъектов РФ - правила предмета ведения.

4. между актами одного и то же органа - по времени, применяется акт, принятый позже

5. между актами, принятыми разными органами - акт, обладающий большей юр. силы.

6. между общим и специальным актом - если они приняты 1 органом, то применяется специальный акт, если они приняты разными органами - то применяется общий.

 

 

Вопрос № 44



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: