Праславяне, древние славяне и их соседи.




Южнее мест обитаний лесных балтов археологи выделяют иные племена, следы которых названы зарубинецкой культурой по месту первой находки в с. Зарубинцы под Киевом. В сложении её принимали участие несколько групп населения, в числе которых и поздние оседлые скифы и германские племена, известные из хроник как бастарны. В I веке н.э. зарубинцы-бастарны бегут с правобережья Днепра от армии сарматского царя Фарзоя на север, в леса. Здесь они делятся на несколько групп, материальные следы которых археллоги называют позднезарубинецкими памятниками. Так начинают путь в истории первые известные археологам прямые предки славян. Римский историк Тацит упоминает их как венедов, говоря, что они «рыщут по лесам и горам… сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

Рис.23. Памятники I-VII веков нашей эры на территории Брянской области. 1 –Почепская культура, 2 – Киевская и колочинская культура, 3 – Тушемлинская культура

Почепская культура. На брянских землях, встретившись и частично слившись с местными балтами, венеды оставили в истории Подесенья след – памятники типа Почеп, названные по селищу, открытому и раскопанному Ф.М. Заверняевым возле одноименного города. Из плодородной лесостепи венеды принесли в Брянские леса навыки пашенного земледелия на пойменных землях. Однако, как и предшественникам-балтам, им приходилось отвоевывать место у леса. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу, просо, коноплю. Разводили лошадей, коров, коз, овец и свиней, охотились на лесного зверя. О продаже зерна и пушнины в Римскую империю свидетельствуют редкие находки римских серебряных монет-денариев. О торговых связях свидетельствуют и найденная на Почепском селище египетская пастовая («паста» – цветное непрозрачное стекло) голубая вставка в перстень в виде фигурки льва, фрагменты римских краснолаковых сосудов и амфор.

Селились венеды средь леса, укрепленных поселений практически не строили, обитая в поймах и на низких песчаных берегах рек. Лишь изредка занимали они старые балтские городища. От возведения укреплений отказались, доверив защиту от недругов рекам, болотам и непроходимым лесам. Поселения располагались «кустами», замкнутой общностью из нескольких деревенек и хуторов, вокруг которой было незаселённое пространство. И такая традиция размещения поселений оставалась у славян неизменной вплоть до VII века. Помощь со стороны не нужна – расчистить от леса пашню можно и силами маленького рода. Чужака надо кормить, а зачастую самим не хватает. Всё, что требуется от соседей – чтоб у них были парни, готовые взять замуж девчат из твоего рода, и чтоб были там девчата - жёны уже для парней твоего рода – ведь их детям этот род продолжать.

Рис.24. Котлованы прямоугольной и округлой полуземлянок почепской культуры (Курово, Погарский район) Видны ямы от столбов, поддерживавших крышу и стены Реконструкция почепской полуземлянки
 
    Рис.25. Исследование ямы-погреба со следами навеса на столбах на поселении почепской культуры (Погарский район)
     

Венеды свою жизнь устраивали просто. Регулярная смена места жительства в лесах к этому располагала. Чаще всего лесное поселение представляло собой хутор из нескольких прямоугольных столбовых жилищ-полуземлянок, углубленных до метра, окруженный хозяйственными строениями и ямами-погребами для хранения зерна и прочих припасов. Старые ямы заполняли различным мусором – в первую очередь битой посудой.

Жилище, как установлено археологами, служило шесть-семь лет, редко чуть дольше, поэтому строители не сильно старались: вырезанный в земле прямоугольник, стены из стоячих брёвен, расколотых вдоль плах и плетня обмазанного глиной. Сверху дом прикрыт соломой, а то и вовсе дёрном. В центральной части каждого жилища не печь, а простой открытый очаг для обогрева и приготовления пищи, фиксируемый археологами как пятно прокаленной глины и скопление золы. Таковы дома, например, на Почепском поселении. Несколько иные постройки выявил археолог А.К. Амбороз на поселении Синёво (Почепский район): наземные «длинные дома» столбовой конструкции, напоминающие жилища юхновской культуры. Наконец, Ф.М. Заверняев, Е.А. Шинаков и А.А. Чубур изучали на почепских поселениях не прямоугольные, а округлые, похожие на милоградские, полуземлянки. Это свидетельства контактов меж разными племенами (а возможно и межплеменных свадеб и «интернациональных» семей).

Рис.26. А.К. Амброз Амброз Анатолий Константинович (1929-1985)- выдающийся исследователь древностей римского времени и раннего средневековья. Родился в г. Томске, учился в школе в Фокинском районе Брянска, с отличием окончил истфак МГУ и всю жизнь работал в Институте археологии АН СССР в Москве. В 1950-х гг. вел исследования на территории Брянской области, впервые выделил почепскую археологическую культуру.

 

 

Посуда делилась на кухонную и на столовую. Кухонные горшки почепского населения были груболепными, округлобокими, с отогнутым венчиком, орнаментированным насечками, ногтевыми защипами и вдавлениями. Столовая посуда всё еще напоминала прежнюю посуду бастарнов – это были аккуратно сделанные, чернолощеные ребристые миски, реже – горшки, украшенные орнаментом, прочерченным еще по сырой глине. Качество столовой и кухонной посуды настолько различно, что можно подумать, будто бы делали её и пользовались ею разные люди. Пряслица для веретена изготавливали тоже из глины и, иногда, из просверленных черепков лощеных мисок. По причине регулярных переселений венеды не стремились, да и не могли жить богато. Жили так, чтоб при нападении врагов или очередном переезде можно было не жалея бросить всё, кроме нескольких ценных инструментов и вещей. А кривых горшков несложно и на новом месте налепить и обжечь.

Редкие железные орудия и оружие представлены серпами, ножами (выделяются ножи с горбатой спинкой), рыболовными крючками, топорами, зубилами для обработки металлов, иглами и шильями, наконечниками. Железа так мало, что у ученых возникает вопрос: были ли на каждом поселении люди, знакомые с кузнечным делом? Скорее всего, один кузнец, обслуживал огромную округу, ходили к нему из окрестных лесов за ножами, острогами и топорами, принося в обмен выращенное зерно, сыр или заморские диковинки. Кузнец слыл колдуном, его почитали и опасались – он работал с огнем, а, значит, был, по мнению соплеменников, «накоротке» с потусторонними силами. Но именно кузнец делал не только топоры и ножи, но и булавки-фибулы – застежки для плащей и прочей одежды, копируя их с вещей, добравшихся в лесную глушь из Рима и с Балкан. На одном лишь на Почепском поселении их найдено свыше десятка.

Рис.28. Металлические вещи почепской культуры. Брянский краеведческий музей. Найди на рисунке наконечник стрелы, ножи, фибулы, пинцет, рыболовные крючки. Рис. 27. Кухонный горшок и фрагменты чернолощеных столовых мисок почепской культуры. Брянский краеведческий музей
Рис.29. Венеды По реконструкции Зинаиды Васиной
     

Погребальный обряд у венедов, как и у их предков бастарнов – исключительно кремация, сожжение. По этой причине ученые лишены возможности реконструировать по черепам их облик – вместо скелетов археологи находят только жженые осколки костей и пепел – прах. Прах этот складывался в горшок, который ставился в яму и засыпался.

Киевская и колочинская культуры. К III веку часть венедов, создавших почепскую культуру, покидает обжитые места, уходя на Оку и ее притоки. Им на смену приходят с юга их бывшие соплеменники, потомки позднезарубинецких племен, создавших к этому времени очень похожую на почепскую киевскую археологическую культуру. Новое бегство в леса – на этот раз от пришедших из устья Вислы германских племён готов под предводительством короля Германариха, создавшего на юге Восточной Европы государство Ойум. Спустя полтораста лет готов сменяют пришедшие из-за Урала воинственные гунны. Значит вновь спокойней оставаться в лесах. Значит и образ жизни был схож с предшественниками, следовательно и следы этой жизни должны походить друг на друга.

Так оно и есть: отличий у кивеских и почепских древностей не так уж много. Тот же погребальный обряд – закопанный в землю прах, помещенный горшок. Такие же небольшие поселения, состоящие из таких же домов-полуземлянок, может быть не столь глубоких. Они известны нам по раскопкам поселений Хотылево, Касилово (Брянский район), Посудичи и Курово (Погарский район), Кветунь (Трубчевский район) и других. Предметы быта становятся еще непривлекательней. Совсем исчезает лощеная столовая посуда, пропадает орнамент на грубых кухонных горшках. Правда появляется новая разновидность керамики – диски, которые могли служить как крышками для больших горшков, так и сковородами, например для выпечки лепешек. Все так же малочисленны железные вещи – наральники, косари, тесла, долота, шилья и швейные иглы, рыболовные крючки, ножи. Единственное, что с точки зрения археолога претерпевает серьезные перемены – это мода на украшения.

Да, среди них по прежнему встречаются разнообразные балтские и провинциально-римские булавки-фибулы, стеклянные бусы (теперь не только античные, но уже и византийские). Однако совершенно новый тип украшений, перенятый у новых южных соседей – готов – ученые называют «варварскими выемчатыми эмалями». Их находят исключительно на памятниках III-V вв. н.э. Это подвески-лунницы, шпоры всадников, фибулы, ажурные цепи – знаки власти на шеях вождей. Во всех этих изделиях на фоне сверкающей на солнце бронзы располагались гнёзда разноцвеной эмали, которые смотрелись со стороны словно богатые камни-самоцветы. Красная эмаль, наиболее распространенная, напоминала рубины и гранаты, зеленая – изумруды, синяя – вероятно, аквамарин. Несмотря на широкое распространение изделий с гнездами эмали от Прибалтики до Поволжья, подавляющее большинство таких вещей найдено в Поднепровье и в нашем Подесенье в пределах расселения киевской культуры славян. Это позволяет археологам утверждать: значительная часть украшений с эмалями изготавливалась именно здесь, местными ювелирами. А значит, не столь уже отшельнической была жизнь лесных обитателей.

Рис.30 Украшения с выемчатыми эмалями из Суземского клада. Государственный исторический музей, Москва

На Брянской земле первой доступной науке стала находка украшений круга эмалей, сделанная в 1930-х гг. на р. Навле, недалеко от с. Глажево краеведом А.М. Романовым и археологом Е.А. Калитиной. Несколько вещей с эмалями были встречены в 1950-х гг. сотрудницей Института археологии АН СССР Л.В. Артишевской при раскопках могильника близ с. Кветунь под Трубчевском. В течение последнего столетия ряд случайных находок из этой же серии был сделан на севере области – на территориях Клетнянского, Карачевского и Дятьковского районов, а затем и южнее – близ Брасово, в окрестностях Севска, Комаричей, Стародуба. Уникальный клад металлических ювелирных изделий, относящихся к кругу «выемчатых эмалей» был случайно обнаружен неподалеку от Суземки в 2011 году. Ныне он выставлен в экспозиции Государственного исторического музея в Москве. Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть «выемчатых эмалей» связана с наиболее густо облесенным и заболоченным Деснинским левобережьем.

Рис.31. Возможный облик представителей родовой знати создателей киевской культуры с убором из «выемчатых эмалей». По реконструкции Зинаиды Васиной

 

Рис.31. Е.А. Калитина Калитина Елизавета Арсеньевна (1894-1978). Известный археолог из Смоленска, на Брянской земле исследовала в 1930-х гг. поселения и могильники на реке Навля, полностью раскопала городище раннего железного века Торфель в Бежице, участвовала в раскопках палеолитической стоянки Елисеевичи. В 1950 году была незаконно репрессирована, после реабилитации подорванное здоровье не позволило дальше заниматься наукой.

В V-VII веках быстро меняется историческая карта Восточной Европы. На смену утратившим власть степнякам-гуннам приходят аварские полчища, а тех в свою очередь сметают хазары, создавшие у берегов Каспия одну из сильнейших держав того времени – Хазарский Каганат. Границы её стремительно расширяются на север, армии кагана и бека – верховных правителей каганата – подчиняют все новые народы, заставляя их платить дань в казну. Нелегко приходится жившим к югу от лесной зоны славянским племенам – антам.

На фоне этих событий и торговли и контактов с антским племенным союзом, уже ходившим воевать на Балканы и приносившим оттуда на Днепр изрядную добычу, киевская культура в лесах на Верхнем Днепре, Десне и ее притоках перерождается в колочинскую археологическую культуру. Названа она была названа археологом Э.А. Сымоновичем по городищу у села Колочин в Гомельской области. На Брянской земле известны десятки сельских колочинских поселений, в числе которых Посудичи (Погарский район), Хотылево (Брянский район), Усох (Трубчевский район) и многие другие, и пока лишь одно укрепленное городище Макча близ Трубчевска.

Неизменный образ жизни по-прежнему сохраняет по берегам рек поселки из полуземляночных домов с каркасно-столбовой конструкцией стен размером 3 х 3 или 4 х 4 метра и очагом или глинобитной печью внутри. На поселении Смольянь (Брянский район) археологом, членом-корреспондентом академии наук П.Н. Третьяковым было раскопано сразу четыре таких дома. Их окружали большие зерновые ямы-погреба, в разрезе похожие на колокол: узкое входное отверстие сверху и широкое круглое дно. Все также характерны для лесных жителей ничем не украшенные, грубо вылепленные без применения гончарного круга горшки банкообразной и тюльпановидная и ребристой формы. Имеются среди посуды и глиняные сковороды – уже с небольшими бортиками.

Рис.33. П.Н. Третьяков Третьяков Петр Николаевич (1909 - 1976) - выдающийся археолог-славист, доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, старший научный сотрудник Института археологии. На территории Брянской области вел в 1950-1960-х годах совместно со своей ученицей Любовью Венедиктовной Артишевской (1918-1998) разведки и раскопки поселений и могильников I тысячелетия нашей эры и раннего жлезного века.

Некрополи (кладбища) у венедов-колочинцев, как и прежде, грунтовые, по обряду кремации. На грунтовом могильнике Усох (Трубчевский район) В.А. Падиным было исследовано 18 погребений: в трех случаях прах был собран в горшочек-урну, в остальных – просто высыпан в ямку. Лишь в некоторых случчаях, например, в некрополе Гай в Кветуни (Трубчевский район), раскопанном Л.В. Артишевской, над погребением начинают насыпать заметный издали земляной курган. Возможно, эта перемена как-то связана с влиянием ставших южными соседями кочевых культур – аваров, алан, хазар.

Меняются не только могильники, но и мода на украшения, которая вновь приходит с юга и с запада. У колочинцев исчезают украшения с эмалями, сам стиль украшений существенно меняется – наиболее популярными становятся так называемые древности антов. Заметим, что понятие «древности антов» условное – мода на эту группу вещей распространялась по большой части Европы, их нельзя относить только к славянской культуре. Для сравнения: штаны-джинсы это, как будто культура американская, но ведь их при этом шьют в Турции или Китае, а носят и вовсе по всему миру. Наиболее выразительными среди таких «антских» украшений, бесспорно, были застежки-фибулы, форма которых, скорее всего, отражала древнюю мифологию. Одни напоминали фигурку человечка, по бокам украшенную конскими или же птичьими головами. Другие имели один конец, украшенный пятью выступами-«пальцами» (словно растопыренная ладонь) и другой с выразительной змеиной головой.

Рис.34. Некоторые серебряные предметы из Трубчевского клада антов (пальчатые фибулы, пряжка, ременные накладки). Трубчевский краеведческий музей Рис.35. Фибулы с изображением человека и конскими головами. Окрестности Севска

В Брянском крае за последнее столетие сделано несколько единичных находок антских фибул – в с. Мужиново (Клетнянский район), с. Вщиж (Жуковский район), с. Воробейня (Жирятниский район), вблизи городов Унеча и Севск. Однако самое важное открытие произошло в 1989 г., когда на северо-западной окраине Трубчевска житель Трубчевска Виктор Васильевич Иванов при строительстве гаража на окраине оврага обнаружил в разбитом колочинском горшке клад из 148 серебряных и бронзовых вещей. В состав клада входят несколько разновидностей застежек-фибул, браслетов, гривны, височные кольца, геральдических поясных накладок, фигурки львов и другие украшения. Это самый северный из известных в России антских кладов. Клад был доставлен археологом В.А. Падиным в Трубчевский краеведческий музей, который теперь – единственный музей в провинции центральной России, демонстрирующий в экспозиции столь уникальную находку.

Образ жизни поздних венедов-колочинцев и их соседей доносят до нас не только археологические, но и письменные источники. Вот что пишет в своей книге «Стратегикон» византийский император Флавий Маврикий: «…Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было нужно, так что, если гостю по беспечности принявшего причинен вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, почитая отмщение за него священным долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы. …Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки... Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показаться в местах открытых и ровных не желают...»

Рис.36. «Гонец. Восстал род на род» (с картины Н.К. Рериха)

Роменская культура. Плохое знание военного дела сослужило венедам-колочинцам дурную службу. Мы уже говорили про Трубчевский клад. Он, как и множество других антских кладов оказался спрятанным в земле в конце VII века не случайно. Это связано с приходом чужаков на земли венедов. Чужаками оказались не кочевые племена, а такие же славяне. В бассейн Десны и верхнего Днепра, а затем и на Оку и Дон приходят с Вислы, Волыни, с Днепровского правобережья и из Поволжья группы других славян. Венеды-колочинцы и их культура растворяются в новом населении, следы которого археологи называют роменской археологической культурой (названа так по г. Ромны в Украине).

В отличие от колочинцев, роменцы предпочитали жить на укрепленных городищах на высоких берегах рек, хотя и неукрепленные сельские поселения у них в округе таких городищ тоже имелись. Домами были, как и у колочинцев, полуземлянки, однако устроенные иначе: стены из брёвен имели обычно срубную конструкцию, а в дальнем от входа углу жилища стояла глинобитная печь, которая топилась «по-черному», то есть без дымохода.

Рис.37. Реконструкция роменского жилища (по А.В. Григорьеву)
Рис.38. Фрагмент горшка роменской культуры. Виден гусеничный орнамент на поверхности
     

Роменские кладбища представляют собой группы курганов, внутри которых хоронили сосуды с прахом сожженного покойника. Каждый курган мог быть маленьким семейным кладбищем с несколькими захоронениями – своего рода «фамильным склепом».

Роменцы-северяне – оседлые земледельцы, возделывавшие рожь, пшеницу, просо (мы знаем об этом по находкам обугленного зерна в ямах-погребах на поселениях) были дружны со степными племенами алан. Об этом свидетельствуют не только традиции употребления северянами в пищу конины (что для большинства славян не характерно), не только частое совместное проживание в одних поселках, о чем говорят, например, стоявшие бок о бок с прямоугольными роменскими полуземлянками круглые жилища, похожие на аланские степные юрты. Свидетельство этого союза – это еще и «древности волнынцевского типа». Их отличие от типичных роменских заключается в присутствии на поселениях специфической для роменцев керамики, изготовленной на гончарном круге. Она встречается почти совместно с большими амфорами и типичными аланскими и хазарскими украшениями. Чткие хронологические рамки (вторая половина VIII – первая половина IX веков) позволяют связать эти вещи именно с периодом вхождения северян в состав территорий, контролируемых Хазарским Каганатом.

Роменцы лепили глиняную посуду вручную, без применения гончарного круга, добавляя в глиняное тесто раздробленную керамику – шамот. Керамика представлена высокими лепными горшками-кувшинами, низкими мисками и глиняными сковородами. Часто роменцы украшали горшки и сковородки не только защипами по венчику, но и оттисками так называемого «гусеничного штампа» - веревочки намотанной на палочку. В отличие от колочинцев, роменцы имели очень развитое кузнечное ремесло.

Итак, славяне-носители роменской культуры, покорив местные славянские племена и став новой родовой знатью, начали формировать известные нам по русским летописям славянские племенные союзы. Юго-восток региона заселяют представители племенного союза северян. Радимичи заняли запад (бассейны Ипути и Беседи), а вятичи – северо-восток (по Болве и Ресете). Роменская культура практически в равной степени, с некоторыми локальными особенностями характерна и для радимичей, и для вятичей, но в первую очередь – для племенного союза северян. «Седоша по Десне, и по Семи и по Суле, и нарекошеся север» – пишет о них русский летописец Нестор.

Тушемлинские племена – так по первому исследованному городищу на реке Тушемле (приток Сожа, Смоленская область) называют археологи население верховьев Днепра и смежных территорий Подвинья в первом тысячелетии новой эры. К III–IV векам днепро-двинские племена начинают мирно смешиваться с праславянским населением – носителями киевской культуры, давая начало новой археологической культуре. Поздние днепро-двинцы оставляют свои городища и переселяются на неукрепленные селища, расположенные неподалеку от удобных сельскохозяйственных угодий. К настоящему времени их в Брянской области известно уже более десятка – у сел Владимировка, Вороново, Княгинино, Челиловичи, Снопоть, Тихая Пристань, Яблонь и других. На селищах были возведены наземные четырехугольные жилища столбовой конструкции, рядом с которыми располагались хозяйственные постройки – погреба, сараи, навесы. Сохранились и производственные сооружения, в которых происходило изготовление железных и других металлических изделий.

Рис.39. Реконструкция и план раскопа тушемлинского городища-убежтща со святилищем на площадке

Основные памятники тушемлинцев – неукрепленные селища, расположенные на пологих и невысоких берегах рек и озер, а также городища-убежища, сооруженные с возведением деревянных стен на земляных рвах и валах более древних заброшенных днепро-двинских городищ. Имеются также грунтовые могильники с захоронением умерших соплеменников по обряду кремации. К городищам-убежищам на территории Брянского края относятся Тихая Пристань, Яблонь, Дубровка (Немировка), Каменец, а к селищам – Харичи, Курдеевка, Колышкино и Яблонь-2. Профессор Е.А. Шмидт выделил среди тушемлинских городищ особый тип памятников – языческие святилища-капища. Они представляли собой круглые сооружения, обставленные по периметру столбиками – вероятно деревянными изображениями духов и божков. В центре круга находился большой столб с изображением главного божества. Можно предположить, что к тушемлинским святилищам в Брянской области относятся городища Яблонь (3 вала, 2 рва), Дубровка (3 вала, 3 рва) и Каменец (4 вала, 3 рва), расположенные соответственно в Рогнединском, Дубровском и Клетнянском районах.

Среди найденных археологами вещей выделяются предметы снаряжения и вооружения воина-всадника: наконечники копий и стрел, шпоры, удила, пряжки, кресала, ножи. К орудиям труда относятся серпы, шилья, иглы, топоры, долота и другие изделия. Основным женским украшением служили проволочные, с утолщенными концами височные кольца, а также браслеты, подвески, перстни и стеклянные и янтарные (поставлявшиеся с берегов Балтийского моря) бусы. Основой хозяйства тушемлинцев были земледелие и животноводство. На городищах исследователями обнаружены обуглившиеся зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, конских бобов и чечевицы. Охота и рыболовство были второстепенными занятиями.

Судя по данным топонимики (науки о происхождении географических названий) и археологии, тушемлинские племена, как и их предшественники днепро-двинцы, относились к группе восточных балтов. Впрочем, некоторые ученые, например академик В.В. Седов, полагают, что в культуре тушемлинских племен прослеживаются и праславянские элементы.

Тушемлинские племена просуществовали до конца VII века, когда большая часть их городищ была сожжена, вероятно, во время военных действий. После этого в VIII веке на территории тушемлинской культуры появляются представители славянских племенных союзов - с юго-запада радимичей, а с севера – кривичей, которые поглощают остатки тушемлинцев.

Контрольные вопросы и задания:

1. Прочитайте про размеры Великой Скифии, имевшей форму квадрата. Попробуйте сосчитать, какова была сторона этого квадрата в километрах, найдя в тексте необходимые для расчетов данные.

2. Перечисли известные археологические культуры раннего железного века (древних балтов), существовавшие на территории Брянского края. Как назывались народы, создавшие эти культуры?

3. Прочитай про разновидности скифских наконечников стрел. Подумай и расскажи, как по ним, или по другим вещам археологи могут узнать время, когда существовало древнее поселение или было сделано захоронение.

4. Какие археологические культуры связаны с предками славян? А с древнейшими славянами?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: