Психологическая безопасность в образовательной среде.




В современных условиях социально дезадаптивных детей и подростков становится все больше. Из года в год неуклонно увеличивается количество семей, допускающих жестокое обращение с детьми, не обеспечивающих минимально необходимых условий для их жизнедеятельности и полноценного развития.

Забота о детях, обеспокоенных вопросами их психического здоровья в семье, школе, специальных учреждениях остро стоит сегодня во многих странах мира. Это происходит не только потому, что мир меняется и мы все чаще сталкиваемся с ситуациями травмы, насилия, но и в связи с ростом осознания тех реальных возможностей изменения ситуации, которые возникают благодаря появлению новых психологических разработок и средств, программ и социальных учреждений. Меняются место, функции и возможности психолога в сфере образования.

Термин «психологическое насилие» можно встретить в руководствах по социальной защите детей и подростков от жестокого обращения, где он фигурирует совместно с физическим насилием, сексуальным насилием и пренебрежением родительскими обязанностями.

«Психологическое насилие:

· Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

· Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка».

Формы психологического насилия:

· Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающее его достоинство:

- враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

- высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.д.);

- превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.

· Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

- помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

- оставление его в опасной ситуации;

- нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;

- угроза совершения насилия над самим ребенком;

- угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

· Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:

- необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;

- необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

· Эксплуатация/развращение – такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):

- побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим;

- формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);

- воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

· Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

- нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

- взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

- отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Традиционно психологическая служба в системе образования работала с отдельными участниками школьной системы, рассматривая их как клиентов, испытывающих затруднения, проблемы и нуждающихся в психологической помощи и поддержке, сопровождая развитие и корректируя отклонения.

Новые условия, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей психологической работы в школе. Одним из таких новых направлений может стать работа по проектированию и моделированию психологически безопасной образовательной среды школы.

Образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:

· Взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;

· Такими важнейшими процессами, как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (т.е. отношение к своему собственному опыту внутри данной общности);

· Такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как оно «двигается».

Фактически общность есть важнейшая характеристика среды. Понятие среды имеет свою специфику.

Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным.

Второй принцип – опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.

Третий принцип – помощь в социально–психологической умелости. Под социально–психологической умелостью понимаем набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Исходя из предложенной модели (рис.1), безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: