Петр Фомич Жуков в связи с историческим значением города Новоржева.




Псковские губернские ведомости №47 от 29 ноября1880 года (часть неофициальная).

Материал по истории Псковской губернии.

Петр Фомич Жуков в связи с историческим значением города Новоржева.

Именным Её Императорского величества указом, последовавшим в 1777 году, повелено: «в Псковской губернии сотавить новое наместничество из десяти уездов, а именно: Псковского, Островского, Опочецкого, Пусторжевского, переименовав оный в Новоржевский, Великолуцкого, Торопецкого, Холмского, Луцкого и Гдовского. Правление Пусторжевского уезда, бывшее в Заволочье, перевести в Аршанский стан, на реку Сореть, яко в середину Новоржевского уезда на большую из Пскова в Великие Луки дорогу, где и учредить город под названием Новоржев». Вследствие этого указа последовало основание нынешнего Новоржева и Петр Фомич Жуков бесспорно принадлежал к первым гражданам, переселившимся из Заволочья или Ржевы Пустой, лежавшего к югу от нынешнего Новоржева, на озере того же имени Заволочье, отошедшее позже к Опочецкому уезду. Его служебная деятельность обществу по разнообразности своей ставит его в разряд людей резко выдающихся из среды обыкновенных служебных личностей. Это был гражданин доблестный, трудолюбимый, заботящийся о благоустройстве города, о его нуждах и жителях; а долголетняя служба обществу по выборам и полученное имя степенного гражданина с правом носить в отставке мундир, присвоенный должности бургомистра, ясно свидетельствуют о его честности и добропорядочности. Петр Фомич воспитание получил по тогдашнему времени весьма скудное, но природный ум,..(?) и правильное соображение дополнили в нем этот недостаток: бумаги писанные его рукою и подлинные записки, веденные им вне общественных занятий, много говорят в пользу о его природных дарованиях.

……………………………..

С проявлением в 1848 году вновь эпидемической болезни – холеры, Псковский губернский холерный комитет издал и разослал во все присутственные места предварительные от этой болезни меры, и хотя в г. Новоржев и не появились еще признаки холеры, но Петр Фомич, соревнуя на пользу ближнему, сразу же заявил свое усердие и готовность на помощь страждущим и принял на себя звание участкового попечителя в холерном комитете, а между тем граждане и духовенство, соблюдая благочестие и набожность с верою прибегли к покровительству и милосердию Божьему и с 20 по 25 июля, в продолжении пяти дней не переставали возсылать свои молитвенные приношения, а 25 июля в воскресение, после божественной литургии и водоосвящения, совершен был вокруг города крестный ход.

В 25 верстах от г. Новоржева, к юго-востоку, находится погост Лобно с древнею иконою Успения Божьей Матери. Надеясь найти заступничество в Песвятой Богородице, Новоржевское общество, 16 августа составило собрание при личности городского головы П.И. Мельникова, которого просило исходатайствовать от духовного начальства дозволения для принесения в Новоржев, к 18 августа той святой иконы Успения Божьей Матери, на что и было получено разрешение.

Более 50 человек усердствующих, говорит в своих записках Петр Фомич, отправилось в погост Лобно для поднятия и принесения в город святой иконы и на закате уже солнца того же 16 августа приблизились к горе погоста Лобно. Работающие в полях крестьяне, изумясь такому множеству народа пришли в недоумение, и кгода уже узнали причину их прихода в погост Лобно с прискорбием объявили, что желаемой ими святой иконы Успения Божьей Матери в церкви нет, а также и священника с притчем, которые по случаю храмового праздника, 15 августа, по приглашению прихожан, отправились со св. иконою в дальние приходсткие села и деревни для богомолебствий. Неудачный приход, отчаяние не получить к 18 числу желаемой святой иконы в город, поспешное распоряжение по сему предмету – все это сильно поразило и смутило наших граждан, котрые со слезами соболезновали о такой неудаче; а между тем наступили сумерки, от дальнего пути по крутоврагам, многие почувствовали усталость и потребность в отдохновении, а также и приискать место для ночлега. Но лишь только поднялись на вершину горы, к неизреченной своей радости, услышали трезвон вцеркви погоста Лобно. Забыв усталость и то грустное впечатление, овладевшее при известии об отсутствии св. иконы, они ускорили свое шествие и, в темноте ночи увидели вдали несомую на руках икону Успения Пресвятой Богородицы и освещенную фонарями. Приняв на руки ожидаемую святыню, они внесли ее в храм, где настоятель выразумев надобность пибывших граждан, весьма богоугодному сему делу обрадовался, и приказав зажечь в храме свечи и лампады, отслужил молебен о здравии всех гаждан г. Новоржева. На следующее утро, 17 августа, после напутствующего молебна с коленопреклонением вся процессия отправилась в г. Новоржев, и на пути в погосте Баранов, подняв древнюю икону великомученицы Параскевы нареченную пятницей, прибыла в Новоржев 17 числа к всенощному бдению.

На другой день, 18 августа после литургии и водоосвящения совершен был вокруг города крестный ход. В продолжении пяти дней, по 22 августа все жители города с усединм принимали у себя святую икону успения Божьей Матери, а 22 августа в день коронования Императора Николая I, во время вечерен, святые иконы были провождены с крестным ходом обратно в погосты Лобно и Бараново.

Вскоре после того Новоржевское городское общество, через посредство городского головы Мельникова просило высокопреосвященство Нафанаила архиепископа Псковского об учреждении каждогодно к 18 августа крестного хода из погостов Лобна и Баранова в г. Новоржев. Но Псковская духовная консистория, усмотрев из приговора общества, что 18 августа каждогодно проводится крестное хождение со святыми иконами Новоржевских церквей и сверх того к 1 сентября каждогодно же бывает крестное хождение из Святогорского монастыря – не нашли основания ходатайствовать об учреждении крестного хождения из означенных погостов 18 августа. Решение это прописано в отношениии Новоржевского благочинного священника Николая Юнаковского, от 24 января 1849 года за №35 к городскому голове Петру Ивановичу Мельникову.

Не получив желаемого разрешения об учреждении крестного хода из погостов Лобна и Баранова, Новоржевцы в чувствах признательности готовились принести Господу Богу благодарственное молебствие и Петр Фомич по этому поводу написал молитвенное приглашение, начинающееся такими словами: Достопочтеннейшее гражданство и все христианские градские обыватели, благочестивые христиане! Надо всем нам напомянуть ушедший 1848 год, то ужаснейшее время, в которое по неисповеданным судьбам Всевышнего Бога каждому из нас угрожало смертным часом от губительной болезни – холеры. Мы же в граде нашем Новоржеве заступлением Пресвятой Богородицы и святых угодников Божьих все остались без всякого поражения и не было между нами такого бедствия, какое видели и слышали мы в прочих городах и селениях нашего отечества. И сия свирепствующая болезнь миновала град наш и все лежащие окрест селения, не через то ли, что скоро все мы обратились с верою ко Всемогущему Богу и Ему Всемогущему угодно было отвратить гнев свой праведно движимый на нас, и мы между многих падших и умерших подобных нам людей, остались Богом спасенные в живых и за это должны молится Ему единому. При чем напоминаю вам: не наши ли гласы вопияли, обещеваясь по совершенном и повсеместном утишении эпидемической болезни – холеры, не ожидая еще такого же бедствия принести благодарственное Христу Богу моление; но этого и поными нами не выполнено. Не оставляя сего дела без исполнения, поспешим принести и воспеть песнь благодарения в назначенный местным духовенством число, что и начать вечернею со всенощным бдением, а по совершении божественной литургии благодарным молебном и все оное исполнить на службах с коленопреклонением».

Означенное молитвенное приглашение было отослано 22 марта 1849 года к гордскому голове при письме 56 человек подписавшихися, с просьбой препроводить его к местному благочинному священнику и просить его распоряжения о назначении для сего богомолебствия особого дня и числа, о чем и сообщено благочинному 26 марта за №41, а богослужение исполнено17 апреля 1849 года в воскресный день.

В своих записках Петр Фомич упоминает о некоем юродивом Анании Васильевиче, жившем в Новоржеве. Юродивый этот во всякое время года и даже в жестокие морозы ходил босиком, в одной рубахе и портах.

Юродивый Ананий умер на своей родине в деревне Гривино, где и погребен.

Кроме службы по выборам от городского общества Петр Фомич находился на службе частной и более по питейному откупу, что видно из выданных ему аттестатов: 1) 1803 года июня 15 – от содержателей Торопецких, Великолуцких, Порховских и Холмских казенныз питейных сборов Федора Поджарова и Федора Лохова.2) 1808 года Января 30 дня в Смоленске – от уполномоченного от содержателя питейных сборов Семена Семеновича Горожанского. 3) В Острове, 1816 года июля 30 дня – от уполномоченного от того же содержателя питейных сборов Горожанского. 4) В Великих Луках 1847 года Января 1 дня – от управляющего откупом Фадеева, а указом Псковского губернского правления, последовавшим от 25 ноября 1850 года Новоржевскому городскому магистрату, Петру Фомичу за беспорочную выслугу по городским выборам трех трехлетий бургомистром с 1799 по 1802 год, с 1811 по 1814 год, с 1829 по 1832 год, дозволено именоваться степенным гражданином с правом носить в отставке мундир по должности бургомистра.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: