Библиографический список




План лекции

1. «Групповой эгоизм» и этноцентризм.

2. Проявления этноцентризма в культуре:

2.1. Политические формы этноцентризма

2.2. Евроцентризм

2.3. Американоцентризм

3. Модель Беннета

3. Культурный релятивизм: философские основания и социальная практика

 

 

© «Групповой эгоизм» и этноцентризм

Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам, вне которых жизнь человека как личности, социального существа, невозможна. Социология и социальная психология выявили и изучили закономерности функционирования и взаимодействуя социальных групп. Обратимся к некоторым из них.

Ксенофилы – социальные группы, открытые для общения и взаимодействия с чужой культурой и воспринимающие ее дружественно и позитивно.

Ксенофобы – социальные группы, воспринимающие общение с представителями другой культуры крайне агрессивно и враждебно.

Ингруппа - социальная группа, к которой принадлежит индивид или/и с которой он идентифицирует себя («моя», «своя» группа).

Аутгруппа - социальная группа, к которой индивид не принадлежит и с которой не отождествляет себя («чужая», «чужие»).

Характеристики взаимодействия двух групп:

1) отчуждение, недоверие между группами;

2) переоценка ингрунны и недооценка аутгруппы;

3) чувство превосходства собственной группы. Эти характеристики объединены одним понятием - групповой эгоизм или ингрупповой фаворитизм.

В этносоциологии это явление получило название этноцентризма.

Этноцентризм - склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона. Этноцентристская установка проявляется в предпочтении образа жизни, характерного для данной культуры, всем остальным.

Этноцентризм базируется на рудименте человеческого сознания -делении мира на две половины - мир «своих» и мир «чужих» («мы» и «они»).

Этноцентризм - это способ межгруппового восприятия и взаимодействия. Как элемент этнического сознания этноцентризм представляет собой совокупность социальных установок, отражающих чувство превосходства и негативного отношения к «чужим» группам, реализуемых в социальном поведении и действиях.

 

Этноцентризм имеет как отрицательные, так и положительные следствия.

Функции этноцентризма

- Способствует сплочению культурной или этнической общности вокруг собственных норм и ценностей,

- оправдывает жертвенность, мученичество во имя благосостояния группы

- Формирует этническое самосознание и является необходимым условием обычной групповой лояльности.

- Стимулирует патриотизм

- Группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, более жизнеспособны.

Дисфункции этноцентризма

- Служит основой разжигания межэтнических конфликтов и национализма

- Ведет к культурной самоизоляции (работает установка: «Если моя культура лучше, то зачем взаимодействовать с другими культурами, познавать их?»)

- Является инструментом «консервации» (работает установка: «Если более жизнеспособны наша группа лучшая, то зачем нужно изменять ее?»)

 

© Проявления этноцентризма в культуре

2.1. Политические формы этноцентризма.

Этноцентризм служит основой для таких явлений, как национализм, расизм, шовинизм, фашизм.

Установление фашистского режима в Европе сопровождалось уничтожением или безжалостной эксплуатацией представителей других национальностей и рас. Этому способствовало создание особой организации «Анаребе». Идеология фашизма была основана на расистских теориях, создателями которых в Германии считаются Отто Аммон и Людвиг Вольтман.

Расизм предполагает разделение людей на высшие и низшие расы. О. Аммон предлагал определять расовую «чистоту» человека по процентному соотношению ширины и длины головы. Представители высших рас являются единственными создателями цивилизации и имеют способность и право на господство над другими расами. Низшие расы не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры.

Первая расистская концепция принадлежит Ж. А. Гобинб (фр.) и относится К середине XIX века.

Другой представитель расово-антропологической школы - Ж. Лапуж (фр.) разделял человечество на две расы. Первая - «долихокефалы», или длинноголовые, - это высшая арийская, нордическая раса. Вторая - «брахикефалы», или короткоголовые, - это низшая раса (негры). По его Мнению, развитие любой нации начинается тогда, когда ее возглавляют арийцы.

В последние годы в Америке появился новый вид расизма -«символический расизм », являющийся формой предубеждения против черных американцев у состоятельных белых, населяющих пригородные районы.

Этноцентризм лежит в основе шовинизма и национализма.

Национализм - идеология, политика, психология в национальном вопросе, в основе которых лежит идея национального превосходства и национальной исключительности. Примером может служить исламский фундаментализм.

Мусульманский национализм имеет в основе представления, вытекающие из фундаментальных догматов ислама об исключительности и единстве всех мусульман, и их противопоставление представителям других религий, других культур.

Мусульманский фундаментализм - совокупность течений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры в фундаментальные источники ислама, неукоснительное выполнение предписаний Корана и шариата.

 

2.2. Евроцентризм. Это установка, согласно которой Европа с её духовным укладом признается центром мировой культуры и цивилизации.

Истоки евроцентризма уходят в античность. Еще в Древней Греции сложилось разделение людей на эллинов и варваров. Такое деление имело отчетливо выраженную оценку: варварское считалось диким и отвергалось, утверждалась ценность эллинского, которое стало тождественным 'Цивилизованному.

Данная традиция была подхвачена Римом и унаследована социальной и духовной практикой Европы. Возвеличивание европейской цивилизации происходило через крестовые походы, путешествия, миссионерство, в эпоху Великих географических открытий - через захват новых земель, а значит, и территорию культур, через колониальные войны.

Не одно столетие складывалось и утверждалось представление о прогрессе как распространении европейской культуры. Сформировалось мнение, что культура, уклад жизни, искусство, религия Европы - безоговорочная ценность, а остальные культуры - неправильные, неразвитые.

Слово «Европа» стало ассоциироваться не с достижениями науки, экономики, искусства, а с образом врага, агрессора, с политикой угнетения, дискриминацией, с имперской идеей превосходства «белой расы».

Наряду с насильственной «культурной колонизацией» шел естественный процесс вестернизации.

Вестернизация - это добровольная социокультурная ориентация сообществ, не принадлежащих к западно-христианской культуре, на развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры. Как правило, в процессах вестернизации большую роль играют элиты обществ-реципиентов. Чем более открыто общество, чем сильнее в нем демократические традиции, тем больше Социальных групп вовлекаются в этот процесс.

Заимствование некоторых элементов западной культуры имело как положительное, так и отрицательное значение.

 

2.3. Американоцентризм. Другой разновидностью этноцентризма является американоцентризм.

Американоцентризм - установка на видение Америки как цитадели новой культуры и цивилизации.

Истоки и основы американоцентризма. Америка избрала путь самоопределения через отрицание европейской культуры. Америка начиналась с противопоставления Старому Свету.

Философы усматривали в Америке прообраз принципиально новой, иной цивилизации, которая станет спасительницей старой Европы, якобы исчерпывающей свой духовный потенциал. Эти миссионерские настроения характерны и для современных американцев.

В рамках американоцентристской концепции Европа и вообще все страны мира рассматриваются как плацдарм для распространения и укоренения американской цивилизации, которая, таким образом, становится идеалом динамичной вненациональной культуры. Американоцентризм лежит в основе глобализации, так как Америка - один из главных инициаторов этого процесса.

 

© Модель Беннета

По М. Беннету нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкова­ние культурных различий. Людям важно осознать не сходство меж­ду собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультур­ной разницы.

Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и ко­нечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, происходя­щие на каждом этапе:

Содержание этноцентристских этапов:

1) отрицание:

- изоляция - понимается прежде всего как физическая изо­ляция народов и культур.;

- сепарация - представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что от­личается от собственной культуры;

2) защита На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им про­тивостоять. Поскольку существование различий признается как ре­альный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием:

- диффамация - (клевета) — первая форма защиты, нега­тивная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписыва­ются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д,

- превосходство - Чувство превосходства проявляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чу­жое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий ста­тус,

- обратное развитие (полное изменение) не является обязательным этапом межкультурного развития, хотя его пережи­вают довольно многие из тех, кто долгое время проживает за гра­ницей. Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой. Субъективное значение, припи­сываемое культурному различию, остается тем же, просто проис­ходит замена культуры, которая воспринимается как «другая», «отличная».

3) умаление (минимизации) — последняя попыт­ка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культур­ные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Они рассматриваются как что-то тривиальное, естественное, незначительное по сравнению с культурным сходст­вом.:

- физический универсализм - исходит из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности, имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают оди­наковые материальные потребности и требуют поведения, понят­ного любому другому человеку. Логичным следствием из этих по­сылок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам.

- трансцендентный уни­версализм - предполагает, что все люди яв­ляются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога).

Содержание этнорелятивных этапов:

1) признание - (одобрения), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние:

- уважение к различиям в поведении;

- уважение к различиям в системе ценностей;

2) адаптация:

- эмпатия - означает возможность испытывать разные ощуще­ния в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Не следует путать сочувствие с сопереживанием, которое требует ставить себя на место другого человека, чтобы его понять. Сопереживание (сострадание) явля­ется этноцентристской категорией, так как основано на предпо­ложении об одинаковости людей, которые все должны чувство­вать одно и то же в сходных обстоятельствах;

- плюрализм - под кото­рым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуа­циях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется не менее двух лет. Плюрализм демонстрируют дети эмигрантов и те, кто вырос в не­скольких культурах (например, родители принадлежат к разным культурам).

Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. Для таких людей уваже­ние различий означает уважение к себе. Этим плюрализм отличает­ся от эмпатии, при которой другой взгляд на мир все еще находится «вне» личности;

3) интеграция - полное приспособление к чужой культуре, ко­торая начинает ощущаться как «своя». На этом этапе можно гово­рить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы помимо ее собственных.

- контекстуальная оценка - первая фаза интегра­ции, описывает механизм, который позволяет человеку анализи­ровать и оценивать ситуацию, когда возможно несколько вариан­тов культурного поведения. Контекстуальная оценка позволя­ет человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то — по-япон­ски и т.п. Эта форма интеграции является вершиной развития межкультурной чуткости для большинства людей. Дальнейшее развитие межкультурной чуткости для непрофессионалов просто не нужно.

- конструктивная маргинальность - На этом этапе появляется меж­культурная (мультикультурная, маргинальная) личность. Она на­ходится вне культурных рамок в силу возможности подняться на метауровень анализа ситуации. Для такого человека нет естествен­ной культурной идентичности, как и нет абсолютно правильного по­ведения. При этом человек как бы освобождается от оков культуры.

 

 

© Культурный релятивизм: философские основания и социальная практика

Культурный релятивизм – это установка и умонастроение, противоположные этноцентризму.

В основе культурного релятивизма лежат два утверждения:

1. Единой мировой культуры не существует.

2. Культуру других общностей можно понять и правильно оценить только с позиций ее собственной системы ценностей.

 

Таким образом, явления культуры относительны, релятивны. Ценность такой установки в том, что она утверждает значимость множества культур и, следовательно, приоритет диалоговых отношений в межкультурных коммуникациях.

Философские основания культурного релятивизма были разработаны рядом мыслителей. В античные времена и эпоху средневековья философского обоснования «Другого», «Иного», «Чужого» не сложилось. Различия между странами, народами, культурами оценивались и описывались абстрактно (чудовища, волшебство, опасное, волшебное).

Первым исследователем релятивизма считается И. Гердер.

Основные идеи Гердера, важные для понимания межкультурных коммуникаций:

1. Исторический процесс многообразен и вариативен («плюралистическая история»). Поэтому он порождает такое богатство и разнообразие культур.

2. Исторические эпохи и культуры самоценны, уникальны, индивидуальны и неповторимы.

3. «Общечеловеческое» в культуре - это не одинаковое и тем более не европейское, а сумма всех вариантов и форм культуры.

4. Познать себя, собственную культуру можно только через познание других. А для этого необходимо признать другого равным себе.

XIX век подарил целую плеяду философов, разделявших плюралистскую Концепцию культуры. Ученые перестали говорить о культуре в единственном числе, заговорили о культурах. И в Европе, и в России появились циклические Теории культурного развития. Так, книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869 г.) стала «евангелием» славянофилов.

Обозначим основные идеи Н.Я. Данилевского, значимые для изучения межкультурных коммуникаций:

1, Нет единой общечеловеческой истории. Есть множество несхожих, «своеземных», локальных цивилизаций или культурно-исторических типов (КИТ). Начала одного КИТа не передаются другим. Так, Данилевский считал, что между славянами и татаро-монголами не было культурных взаимодействия и заимствований.

2. КИТы проходят в своем развитии универсальные стадии: зарождение, возмужания, дряхления, гибели или деградации.

3. Существует четыре формы деятельности, которые являются основами КИТов: религиозная, культурная (искусство, интеллект), политическая, социально-экономическая.

4. В истории сложилось 10 КИТов: египетский, китайский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский. Будущее - у четырехосновного славянского КИТа, во главе которого - Россия.

5. «Начала цивилизации одного КИТа не передаются народам другого типа». Отсюда проблема возможности осуществления межкультурных контактов.

Идеи Н. Я. Данилевского оказали влияние на западноевропейских философов - О. Шпенглера и А. Тойнби. О. Шпенглер - автор культурологического бестселлера «Закат Европы» (1919 г.) - нигде не ссылается на Данилевского, хотя книгу его читал и разрабатывал те же идеи. Он рассуждает о своеобразии великих культур, их обособленности, отсутствии единой общечеловеческой культуры. О. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (аполлоновскую), византийско-арабскуто (магическую), западно-европейскую (фаустовскую), майя, далее - ожидается рождение русско-сибирской. Шпенглер выступил против европоцентризма. Он полагал, что история не должна больше вращаться вокруг Европы, как солнце не должно вращаться вокруг земли.

А. Тойнби разработал теорию локальных цивилизаций (книга «Исследование истории») под влиянием О. Шпенглера. Основные идеи А. Тойнби:

1. Всемирная истории - это сумма локальных цивилизаций.

2. Цивилизации делятся на 3 поколения.

Первое - примитивные, бесписьменные, безгосударственные, без искусства и науки.

Второе - динамичные (Рим, Вавилон) и развиваются за счет творческих личностей.

Третье - формируется на основе церквей (христианской, исламской, индуистской).

Историческая концепция Тойнби лишена фатализма, он ищет основания для объединения человечества.

 

Начиная с И. Гердера эволюционистская парадигма изучения культуры заменяется плюралистской. В основе первой лежит идея единства человечества и линейного развития культуры. Все культуры развиваются по одной и той же схеме и отличаются друг от друга степенью развития тех или иных характеристик (простые -» сложные, неразвитые —> развитые). В основе второй парадигмы - идея множественности и многообразия культур. Культуры ценны (ими по себе, безотносительно к тому месту, которое они занимают на Эволюционной лестнице. Поэтому их нельзя делить на развитые и примитивные. Они - разные. Представители данного направления не отказались от идеи эволюции культуры, но изменили масштаб и показали эволюцию отдельной культуры.

Суть концепций, рассмотренных в рамках второй парадигмы, сводиться к тому, что нет линейного, однонаправленного процесса в развитии человечества. V каждого народа - свой жизненный цикл, своя миссия, историческая роль.

Своеобразие российской культуры связано с природными, территориальными факторами, полисубъектностью, полиэтничностью страны, особенностями ее исторического пути. Отсюда вывод: необходимо знать, уважать, ценить свою культуру, рационально подходить к ее обогащению и развитию за счет культурных заимствований, а также проявлять терпимость к жизни других культур.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Подумайте, какой из подходов (этноцентризм или культурный релятивизм) Вам ближе. Обоснуйте.

2. В чем, по-вашему, отличие между патриотизмом, национализмом и шовинизмом. Какое из этих явлений имеет наибольшее негативное/ позитивное значение? Приведите примеры из истории, сообщений СМИ, из собственной жизни.

3. Подберите для каждого из этапов модели Беннета пример из жизни или СМИ.

 

Библиографический список

1. Абулмагд А. К. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями / Пер. с англ. Т. П. Вечериной; Под ред. С. П. Капицы. М.: Логос, 2002. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений / В. С. Агеев. М., 1983.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма.

3. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): В 2 т. Т. 1. От прошлого к будущему. Т.2. Словарь / А. С. Ахиезер. Новосибирск, 1997.

4. Бартольд В.В. Культура мусульманства. – М., 1998.

5. Валлерстайн И. Альбатрос расизма: социальная наука, Йорг Хайдер и сопротивление / И. Валлерстайн // СОЦИС. 2001. № 10.

6. Гачев Г. Национальные образы мира: курс лекций для вузов / Г. Гачев. М., 1998.

7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Н.Я. Данилевский. М., 2002. – 548 с.

8. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. / Л. М. Дробижева [и др.]. М., 1996.

9. Еремеев Д.С. Ислам. Образ жизни, стиль мышления. – М., 1990.

10. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов вузов: В 2 ч. Ч. 1. Культура и этнос / Б. С. Ерасов. М., 1994.

11. Ионин Л. Г. Социология культуры: учебное пособие (1-я глава) / Л. Г. Ионин. М., 1998.

12. Ислам: Словарь атеиста / А. В. Авксентьев [и др.]; под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова. М., 1988.

13. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул. М., 1997.

14. Культурология. CC век: Энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. С. Я. Левит СПб., 1998.

15. Левяш И. Я. Культурология / И. Я. Левяш. М., 2004.

16. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб., 1999.

17. Межкультурный диалог: Лекция по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия /Под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А.Тишкова, Н. М. Лебедевой. М.: Изд-во РУДН., 2003.

18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. М., 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: