Естестественно-правовая теория.




Разнообразие теорий происхождения государства и права.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и нет в настоящее время общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. На сегодняшний день существует достаточно много теорий, так или иначе объясняющих процесс возникновения государства.

 

Естестественно-правовая теория.

Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IVвв. до н.э. софистами Древней Греции. Характерными для этого периода являлись споры о том, коренится ли право как таковое в самой природе вещей или же оно выступает как результат соглашения людей. По мнению софистов, люди, первоначально жившие врозь, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединиться и установить законы.

Против взглядов софистов выступали греческие философы Сократ, Платон и Аристотель. Их позиция заключалась в том, что не все законы и не все право являются «искусственным изобретением людей». Наряду с ними существуют неписаные, вечные законы, не зависящие от воли людей, которые и составляют естественное право.

Согласно учению Аристотеля, проявлением вечного, незыблемого божественного права является, в частности, разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться, на свободных, господ и рабов. Сама природа предназначила одних людей быть свободными, а других – рабами.

Таким же разноречивым было представление о естественном праве и у древнеримских юристов и философов. Но римляне смотрели на естественное право как на идеальное и не придавали ему действующей силы. Среди римских юристов было широко распространено мнению, согласно которому в римском праве наряду с положительным правом существует естественное право. Положительное право относится к области подвижного, изменчивого права, создаваемого людьми, а естественное – к области неподвижного, вечного права, порождаемого самой природой. Но почти всегда римские юристы и философы, в отличие от многих древнегреческих, обращали особое внимание на то, что в ряде случаев положительное право почти неизбежно вступает в противоречие с естественным.

В средние века естественное право в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. В то время не было сомнения в божественном происхождении естественного права, оно признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого. Споры возникали лишь по поводу того, как соотносится естественное право с божественным, сливается оно с ним или только сопоставляется.

В XVII-XVIII вв. теория естественного права активно использовалась и развивалась (Голландия – Гуго, Греция – Спиноза, Англия – Томас Гоббс, Джон Локк, Франция – Руссо, Поль Гольбах, Россия – Радищев). Сложилась целая школа естественного права. В этот период естественное право рассматривается как некая историческая гипотеза, предположение о том, каким должно быть право в «естественном состоянии», до возникновения государства и до перехода права в «государственное состояние». В этот период естественное право играет роль политического и юридического идеала. Оно представлялось в виде целого кодекса правил, составлявших политический и юридический идеал. Причем заранее устанавливалось, что все то, что хотя бы в малейшей степени не согласуется с этим кодексом, должно быть как противное разуму изменено или упразднено. Такое понимание естественного права послужила теоретической основой и идеологическим обоснованием революционного движения во Франции. В частности, Руссо, сопоставляя провозглашаемый теорией естественного права идеал с окружающей действительностью, видел их полную несовместимость. По природе все люди равны, отмечал он, а между тем контраст богатства и нищеты выступает как явление повсеместное. Чтобы устранить это неравенство нужны революционные меры. Школой естественного права всячески опровергались идеи божественного происхождения государства и права. Как пишет Гольбах, идеи божественного происхождения власти королей в практическом плане служит оправданием всемогущества, бесконтрольности властей.

В начале XIX в. в развитии естественного права наступили кризисные явления. Оно столкнулось с новым течением мысли в лице исторической школы. В Англии в оппозицию естественного права стала утилитарная школа Бентама, положившая в свою основу не природу человека и общества, а пользу, выгоду как критерии нравственности.

С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени теория естественного права переживает период возрожденного естественного права. Отличительной особенностью последнего по сравнению со старым естественным правом является то, что оно не признает вечного, неизменного для всех времен и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное права только с исторически меняющимся содержанием.

Также среди отличительных особенностей можно назвать множественность направлений его развития и формирующих его частных теорий (неотомистские, экзистенциалистские, феноменологические и другие).

Кроме того, важной особенностью современной теории естественного права является ее ярко выраженные политический и идеологический аспекты. Объясняется это усилением политизации и идеологизации всей общественной и государственной жизни во всех странах в XX в. С помощью теории естественного права в 30 - 40-е гг. XX в. в некоторых странах (Германия, Италия, Португалия) сначала оправдывались, а затем, после победы над фашизмом, повсеместно осуждались фашизм и тоталитаризм.

В настоящее время в научной литературе естественное право рассматривается как моральная основа, моральный ориентир при формировании позитивного права. Как писал Трубецкой, предписания естественного права по своему содержанию и отношению к позитивному праву являются по своей сути нравственными предписаниями. Требования естественного права обладают, с одной стороны, характером правовым, а с другой – нравственным. Следовательно, смысл существования естественного, как и всякого другого, права, выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой – в ограничении этой сферы. Естественное право предписывает, чтобы внешняя свобода каждого лица всегда была ограничена свободой других лиц. Только в этом заключается непреходящее, неизменное требование естественного права. Все остальные требования – постулаты естественного права являются исторически преходящими, переменными.

 

Договорная теория.

В работах многих авторов договорная теория рассматривается как естественно-правовая теория. Как и естественная теория, она развивалась одними и теми же авторами, содержала одни и те же или весьма сходные положения. Необходимость их разделения обуславливается тем, что при всей своей общности они имеют определенные различия. Договорная теория акцентирует свое внимание на государстве, тогда как естественная теория – на праве. Договорная теория возникла и развивалась на основе теории естественного права. Это следует из содержания научных работ Радищева, Локка, Руссо.

Оспаривая идеи божественного происхождения государства и права, Радищев считал, что государство возникает не как результат некоего божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных.

Так же как и другие просветители, в частности Руссо, Радищев связывал образование государства с возникновением частной собственности. Но Руссо и Радищев расходятся в том, кто и для чего его создал. Согласно теории Радищева, государство с самого начала создается по договору между всеми людьми и для «блаженства всех». Согласно Руссо, государство является результатом некоего весьма хитроумного плана богатых и первоначально создается лишь в целях оправдания и защиты их интересов и их самих.

Всеми представителями теории признается тот факт, что до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния. Однако само естественное состояние трактуется ими по-разному. В частности, для одних сторонников договорной теории – это фактически мир неограниченной личной свободы, переходящей в анархию, когда каждый «имеет право на все» (Гоббс). Поэтому люди находились в состоянии «войны всех против всех» и для того, чтобы не истребить друг друга, договорились и образовали государство.

Для других сторонников естественное состояние ассоциируется с мирной первобытной идиллией, с царством полной свободы, равенства и независимости людей друг от друга.

Наряду с этими существует немало и других расхождении во взглядах авторов. Из этого следует, что договорную теорию, также как и теорию естественного права нельзя рассматривать как нечто органически целое и неделимое, а как совокупность сходных между собой, но вместе с тем отличающихся концепций.

 

Теория насилия.

Наиболее видными ее сторонниками являются Дюринг, Гумплович, Каутский.

Согласно данной теории, главная причина возникновения государства и права лежит в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Зачатки данной теории просматриваются еще в учении софистов, где государство рассматривается как учреждение, существующее исключительно для блага сильного, а право – как средство обуздания одних слоев общества в интересах других. На рубеже XIX-XX вв. особую роль в развитии теории сыграл Гумплович. Ссылаясь на пример образования ряда стран Европы и Азии, он делает вывод о том, что государство образуется вследствие подчинения одного класса людей другому. Победители образуют правящий класс, а побежденные – класс рабочих и служащих.

Как отмечает Каутский, на определенном этапе развития общества создается экономическая основа и экономическая необходимость для некоторых племен и народов в ведении войн. И именно систематическое ведение войн и связанные с ним возникновение и развитие института рабства создает реальные условия и предпосылки для образования государства.

Сторонники этой теории полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из сходных между собою единоплеменников, между ними нет вражды, войн, а следовательно, рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же появляются рабы, возникает и развивается институт рабства, а вслед за ним – и государство.

При этом, как отмечают сторонники данной теории, из то, что многие государства исторически возникли путем насилия, вовсе не следует, что идея государства есть насилие. С течением времени то, что было первоначально актом насилия, незаметно превращается в право.

 

Патриархальная теория.

Основателем является Аристотель. Согласно его учению, государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается род, а из всех родов образуется государство.

Данная теория была нужна для того, чтобы показать, что власть монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, как власть отца. Отец может наказать ребенка, но это отец и к нему следует относиться с почтением. Точно так же следует относиться и к монарху.

 

Психологическая теория.

Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения, по мнению Петражицкого, государства и права она усматривает в особенностях психики человека, в импульсах и эмоциях, в их врожденной потребности жить вместе, осознания своей зависимости от власти, деятельности той или иной сильной личности.

Русский государствовед Коркунов связывал возникновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию».

Петражицкий считал, что в основе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека.

 

Органическая теория.

Приравнивает государство к человеческому организму и приписывает ему самостоятельные волю и сознание. Согласно органической теории государство является результатом действия сил природы.

Одним из наиболее видных сторонников данной теории является Герберт Спенсер. Точно также как организм животного состоит из клеток, государство представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей, отмечал Спенсер. По его мнению, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенно так же, как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает.

 

Расовая теория.

Она рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории, в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. А появление государства необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

 

Теологическая теория.

Одна из самых древних. Особенность данной теории состоит в том, что ее представители не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти.

Теологическая теория обосновывает две основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, т.к. не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Таким образом государь наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви.

Примерно в этот же период появляется и развивается учение Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: