Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачи и его социальным назначением.
Общие черты функций:
1. имеют комплексный характер. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства.
2. по содержанию никогда не бывают нейтральными. Всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.
3. в функциях также прослеживается прямая связь с его непосредственными целями и задачами.
Виды функций государства:
I. в зависимости от целей:
1. внутренние функции – это основные направления внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. (экономическая, социальная, политическая, установление и охрана правопорядка, охрана права собственности, прав и свобод граждан, культурно-воспитательная и др.)
2. внешние функции – основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним целей на международной арене. Эти функции не могут быть одинаковыми для всех государств. Они зависят от существующего в стране политического режима, типа государств, от этапов развития одного и того же государства, от международной обстановки в мире.
II. по важности в общественной жизни:
1. основные – наиболее важные направления деятельности государства.
2. неосновные – относительно более узкие направления деятельности государства, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.
Данная классификация является достаточно спорной. В литературе долго дискутировался вопрос нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития юридической науки данный вопрос был решен положительно. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности не равнозначны. Например, в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает функция обороны, при экологических катастрофах – экологическая функция.
III. по формам деятельности государства:
1. законотворческие
2. управленческие
3. судебные
IV. по продолжительности действия:
1. постоянные – выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования.
2. временные – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах.
Функции государства отличаются формами и методами их осуществления.
Формы осуществления функций – их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления.
Формы:
1. правовые – однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов.
Выделяют 4 вида правовых форм реализации функций государства:
- Правотворческая – подготовка и издание соответствующими государственными органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательное обеспечение основных направлений его деятельности.
Например, для реализации такой функции государства как функция внешнеэкономического сотрудничества требуется принятие целого ряда нормативно-правовых актов.
- Правоисполнительная – принятие соответствующими госорганами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований в жизнь.
Правоисполнительной деятельностью занимаются различные государственные органы и организации.
- Правоохранительная – принятие соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства. (система правоохранительных органов, суды, прокуратура)
- Договорная – деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. Использование договорной формы дает возможность широкого привлечения к государственной деятельности не только государственных органов и организаций, но и частных фирм.
2. организационные – реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, направленные на реализацию принятых юридических актов, т.е. создание конкретных государственных органов, материальное обеспечение их работы, подбор соответствующих кадров и т.д.
Методы реализации функций – способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством задач.
Основные группы методов:
1. метод нормативно-правового регулирования.
2. метод принуждения.
3. метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения, и метод поощрения, т.е. стимуляция общественно-полезной деятельности.
4. метод договорного регулирования.
5. метод надзора и контроля, т.е. государство осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, стандартизация, прокурорский надзор.
6. метод информационного влияния на общество.