Политическая система общества: понятие и структура




Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес, а публичная власть не противостоит населению и полностью совпадает с ним.

Совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов, понимается как политическая организация общества.

Основным ядром политической организации общества является государство. Помимо государства в политическую организацию общества входят прежде всего общественные объединения и политические партии.

Партии представляют собой устойчивые и постоянно действующие общественные формирования, призванные выражать политические интересы гражданского общества, отдельных социальных слоев и организовывать граждан на участие в делах общества.

 

ПСО- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (гос.органов, полит. Партий, движений, общ.организаций), в рамках которой проходит полит. жизнь общества и осуществляется полит.власть. Это механизм организации и реализации полит.деятельности.

Характерные черты:

1) Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется полит.власть;

2) Она зависит от характера общественной среды, соц.- экон. структуры общества;

3) Она обладает относительной самостоятельностью.

Полит.система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между соц.общностями на основе использования гос.власти, участия в ней, борьбы за не.

Выделяют следующие компоненты пс:

  1. полит.организация общества, включающая в себя гос-во, полит.партии и движения, общ.организации и объединения, трудовые коллективы;
  2. полит.сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны полит.власти и полит.системы;
  3. соц.-полит. и правовые нормы, регулирующие полит.жизнь общества и процесс осуществления полит. власти;
  4. полит.отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти;
  5. полит.практика, состоящая из полит.деятельности и совокупного полит.опыта.

Марченко выделяет следующие методологические подходы, которые позволяют выявить ряд критериев, раскрывающих определение пс и ее компонентов.

С позиций генетического подхода важное значение имеет объективная обусловленность полит.явлений экономическими и соц.факторами- отношения собственности и производства и обратное влияние политики на экономику. Экономический и соц. критерии.

Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода- организационный критерий- отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов ПС.

Системный подход к изучению полит.явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние не ее структурные элементы и взаимодействовать вовне- с обществом, иными полит.системами. Системный критерий.

Субстационный (существенный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все полит.явления. Сущностный критерий.

Конкретно- исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить соц.- экономические, соц.- структурные, соу.-культурные, политические, правовые критерии.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».

В зависимости от природы выделяют следующие виды полит. систем: демократические, командно- административные, теократические, переходные и т.п.

Функции пс:

- обеспечение полит.власти определенной соц.группы или большинства членов данного общества

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных соц. групп или большинства населения

- выявление и представительство интересов различных субъектов полит. отношений

- удовлетворение интересов различных субъектов полит. отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соотв. с идеалами общества

- политическая социализация

ПС имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

 

 

  1. Правовое государство: понятие, признаки.

 

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, свободы, господства права и законы прослеживаются еще в рассуждениях философов и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Еще Платоном проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства».

Аристотель говорил о том, что там, где отсутствует «власть закона», там нет места и какой-либо форме государственного строя.

Весьма важным в плане формирования теории правового государства явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому»под действие закона должны подпадать все», а не только некоторые, «избранные граждане».

Очень многое для развитии теории правового государства было сделано мыслителями XVIII-XX вв. Это Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.

Философские основы теории правового государства создавались и развивались немецким философом И.Кантом, который указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.

Идеи правового государства развивались и в России, в частности, такими учеными как Котляровский, Коркунов, Кистяковский, Михайловский, Шершеневич.

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России условно можно разделить на три периода:

1. со 2/2 XIX в. – до Октябрьской революции 1917 г.

2. с 1917 – 1985 гг.

3. с1985 г. – до настоящего времени.

 

Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие:

1. их становление и развитие под сильным воздействием западных демократических идей. Это и традиционное влияние на российскую политическую мысль идей Вольтера, Руссо, Дидро, Локка, Монтескье, и влияние «рядовых» исследователей государственно-правовой материи, развивавшие идеи правового государства.

2. их формирование и развитие осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве с идеями просвещенного абсолютизма. В сознании многих, в том числе и весьма просвещенных, людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через укрепление этой власти.

3. формирование и развитие идей на фоне бурных академических дискуссий о соотношении государства и права. В юридической науке сложилось два мнения по вопросу о том, что первично, а что – вторично, государство или право.

Сторонники первой точки зрения, исходящей из того, что государство исторически и генетически предшествует праву исходили из того, что норма права есть не что иное, как требование государства. Государство, являясь источником права, само не может быть обусловлено правом, «государственная власть оказывается над правом, а не под правом».

Противоположного мнения придерживаются сторонники теории изначального первенства права над государством. Государственная власть по своей природе носит правовой характер. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Над государством находится право, которое изначально его ограничивает и сдерживает.

Важное значение для развитие идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно бытовавшему в начале XX в. мнению в юридической литературе, конституционное государство представляло собой «практическое осуществление идей правового государства». Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое в «своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву».

Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось постоянное поддержание баланса властей. Особое внимание при этом обращалось на предотвращение попыток узурпации власти со стороны исполнительной власти.

Определенное внимание в плане развития идей правового государства уделялось вопросам законности и качества права. Как писал Михайловский, «право должно быть сильным, но для того, чтобы быть сильным, оно должно быть правом».

Этот период был одним из самых плодотворных в плане разработки идей правового государства.

 

Следующий этап (с 1917 по 1985 гг) не отличался особой позитивной активностью. Анализ научных источников и официальных документов свидетельствует о том, что на данном этапе развития общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям правового государства.

В 60-80-е гг. в нашей стране проводились дискуссии о соотношении права и закона, где подвергался сомнению тезис о том, что это идентичные понятия, что закон, как ведущий нормативно-правовой акт, исходящий государства, всегда имеет правовой характер. В тот же советский период развивались идеи «государства законности» и конституционности. Однако многие теоретические разработки, созвучные идеям правового государства, так и остались лишь теоретическими разработками. На практике в 30-40-е гг. сталинских репрессий и беззакония торжествовали совершенно иные принципы и идеи.

 

Значительный шаг в развитии идей правового государства был сделан за период с 1985 г. по настоящее время. В этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура. В Конституции 1993 г. были зафиксированы такие принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти и др. В Конституции 1993 г. впервые в российской истории был закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется как социальное, правовое государство.

 

Характеризуя правовое государство, нужно учитывать, что несмотря на свои специфические особенности, оно остается государством, поэтому ему присущи прежде всего все признаки государства.

Особенности:

1. верховенство закона. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства.

3. реализация принципа разделения властей. Суть данной теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность ее использования одними группами людей во вред другим.

Первые ростки этой теории появились уже на начальных стадиях развития государства. Еще древнегреческий историк Полибий восхищался ситемой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Значительное развитие теория разделения властей получила в Средние века (Локк, Монтескье). Дж. Локк считал обязательным условием нормального функционирования властей – законность.

4. поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности. По мнению Монтескье, чтобы не было злоупотребления властью, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

5. должны быть реально обеспечены права и свободы «рядовых» граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: