Организация учебного процесса в подготовительной группе
Особенности проведения занятий с дошкольниками
Во второй половине XX века в России стала наблюдаться устойчивая тенденция — растущая забота о воспитании детей с раннего возраста, которых определяют с малых лет в специализированные школы, в том числе и музыкальные.
Естественно, перед родителями вставал вопрос — есть ли у их детей музыкальные способности? Большинство родителей в музыкальном отношении малограмотны, особенно на периферии России. Одни искренне считали, что их ребёнок после месяца занятий в школе будет играть им любимую песню, другие радовались мнимым успехам своего чада. Для смягчения таких ситуаций, для более точного определения музыкальных способностей детей в ДМШ стали организовывать подготовительные груп-пы. Название это неточное, т. к. основной задачей этих групп была проверка работоспособности детей и определение их возможностей заниматься в условиях музыкального окружения. Кто-то быстро вклю-чался в музыкальную игру, а кто-то был равнодушен к музыке. Одновременно проверялась педагогиче-ская закалка и организаторские способности родителей. В общем, проверялись и дети, и их родители.
Обучаясь в ДМШ, даже в подготовительной группе. Ребёнок по сравнению с теми же сверстниками из общеобразовательной школы находится в менее благоприятных условиях. Учёба в ДМШ с ран- нихлет — это, в какой-то степени, профориентационная работа, это напряжённый труд в ущерб играм на улице и чтению книг. Как же осторожно надо заниматься с этим «ростком человеческим», чтобы не надломить его? Всегда ли мы это чувствуем, понимаем и соответственно ведём занятия? ДМШ (ДШИ) в масштабе государства имеет огромный отсев — это и есть ответ на все эти вопросы.
Итак, уже в дошкольном возрасте, т. е. с 5 до 7 лет мы наблюдаем конкретный характер мышления ребёнка. В этой связи нас могут интересовать, прежде всего, проблемы активного формирования вос-приятия учебного материала. Нельзя отрицать необходимость целевой направленности музыкального воспитания в этой возрастной категории. Но музыкальная деятельность детей должна рассматриваться более широко, с учётом психологических аспектов. Более того, все виды деятельности, рекомендуемые для музыкального восприятия, следует функционально увязывать с другими видами деятельности дошкольников. Теоретические установки музыкального восприятия должны согласовываться с прак-тическим опытом.
Программирование деятельности ребёнка должно строиться таким образом, чтобы её содержание соответствовало уровню развития дошкольника и имело опору в окружающей его действительности. Педагогика пока не располагает данными о том, какой объём знаний может усвоить ребёнок в том или ином возрасте, тем более что это очень индивидуально. При анализе явлений, связанных с музыкальным воспитанием, надо максимально учитывать их реальные отношения с другими побочными явлениями. Все виды деятельности, специально предназначенные для активного развития восприятия, предвосхищая и ускоряя образование «внутренних моделей», благоприятствуют развитию функций анализа и синтеза и, тем самым, формированию более богатых и полных представлений о деятельности ребёнка.
Главная проблема с дошкольниками состоит в том, чтобы найти зависимость между сферами воспи-тательной деятельности и дидактическими методами, обеспечивающими наилучшие условия для фор-мирования внутренних связей между восприятием, мышлением и речью у детей. Программа музыкаль-ного воспитания и обучения действенна только в том случае, когда учитывает естественные этапы раз-вития ребёнка и строится в соответствии с его индивидуальностью и возрастными особенностями.
Основные направления программы в подготовительной группе
Программы для подготовительной группы не должны составляться на основе жёсткой регламентации и строгого систематического усвоения знаний. Овладевая различными способами осуществления каких-либо действий, ребёнок одновременно обучается формам деятельности взрослых, хотя он, конечно, ещё не может достичь таких же результатов. Развитие ребёнка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живёт. Педагогические, психологические и физиологические исследования доказали, что дети дошкольного возраста обладают гораздо большими психофизиологическими возможностями, чем предполагалось ранее.
Многие общепринятые формы работы с дошкольниками не позволяют полностью раскрыть эти способности. Потенциальные психофизические возможности присущи каждому ребёнку, но лишь при благоприятных педагогических условиях, развитие его психических функций может быть реализовано в полном соответствии с этими возможностями.
Социальные образовательные факторы оказывают непосредственное влияние на формирование психологических свойств и функций личности. В процессе воспитания педагогика отводит большую и активную роль воздействия на ребёнка фактора личной культуры и профессионализма педагога. Для того чтобы роль воспитателя была активной, перед ним надо поставить ясные цели и чёткие задачи. Только сочетанием деятельности ребёнка, педагога и родителей в полной мере может быть обеспечено нормальное физическое и умственное развитие воспитуемого.
Особое внимание необходимо уделять развитию эмоций, которые усиливают овладение речевыми навыками и умственными функциями. Физическое воспитание развивает волевые качества. А социальное воспитание способствует установлению адекватных отношений с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы и изобразительного искусства, активизирует воображение и эмоциональные реакции.
Важнейшие задачи, которые педагог должен выполнить (или стремиться к этому) в подготовительной группе:
• разбудить в ребёнке интерес к музыке, это в дальнейшем облегчит путь к слуховому методу работы с нотным материалом
• ребёнок должен получить благоприятное представление об игре на музыкальном инструменте, что откроет ему путь к овладению духовными богатствами, выраженными музыкальным языком
• помочь ученику найти себя в музыке и определить степень его индивидуальных наклонностей и способностей
• «довести ученика до того, что глаз его понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит, т. е. чтобы каждая видимая учеником нота имела для него звук» (В.Одоевский).
Хотя развитие процессов, приводящих впоследствии к формированию личности, уходит корнями в глубокое детство, но только в период от раннего детства до школы вызревают, складываются и разви-ваются те интеллектуальные побеги, которые в своеобразном сочетании образуют психическую основу процесса формирования будущего человека, а, возможно, музыканта и творца.
«Родители обычно полагают, что для начального обучения на фортепиано хороша любая старая гувернантка или съевший свои зубы флейтист. Нет... именно для первоначального обучения главное — это высококультурный музыкант и педагог. Здесь закладывается фундамент для всего остального. Прочен и солиден фундамент — прочна и постройка дома» (К. Мартинсен). В период, когда у ребёнка быстро развиваются биологические структуры мозга и формируются функциональные механизмы, надо полностью использовать самодеятельное творчество ребёнка.