Данилевский Николай Яковлевич 1822 – 1885




Сперанский. (1772-1839)

"Гений русский бюрократии"

1.Проект государственных преобразоаний 1802-1803.

Записка о коренны законах государства и постепенности усовершения общества, о силе общественного мнения.

теоретические осовы составили идеи либерализма.

среди базовых постулатов С.были:

*теория общественного договора

*естественно правовая теория

*идея народного сувренитета

*концепция разделения властей

"Любое государство основано на общей воле народа и на передаче им правительству изветного количества сил."

Цель государства - это обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого.

Соотношение формы государства и реальных дел - это соотншение внешнего образа правления и его внутреннего образа.

ВНУТРЕННИЙ ОБРАЗ ПРАВЛЕНИЯ - это расположение государственных сил, огранченность самластия права является

основным критерием внутреннего образа правления.

Главное чтоб гражданское общество могло самостотельно противостоять деспотическим наклонностям власти.

С. обращает внимание на то, что несвобода в России на все уровнях.

ГОСУДАРСТВО>ДВОРЯНЕ>КРЕСТЬЯНЕ

"В россии свободны нет крме нищих и философов."

2. Проект 1809

"ВВедение к Уложению государственного закона"

Проект разрабатывался по просьбе императора, в нем намечен тезисы необходимые к закреплению в конституции.

С. обращает внимание на несоответствие системы упраления общественному духу.

Он приводит сравнение с зарубежным. При возникновении подлиного диссонанса существует возможность

государственного переворота.

С. говорит, что конституция должна идти от верховной власти.

Цель - преобразование самодержавного праления на законное (обосновать конституцию монарха)

Государство должно гарантировать политические и иные права подданых.

С. разделяет права на несколько групп:

*общие гражданские права (которые принадлежат всем гражданам)

-право на безопасность

-право на имущество

*особенные гражданские права (принадлежат только дворянам)

-право собственности на землю

*политические права (принадлежат только дворянам и среднему сословию)

-право на участие во власти

-избирательное право

 

Сословное деление:

1. Дворянское сословие (полные права при условии службы)

2. Среднее сословие (купцы и мещане, лично свободные крестьяне0

3. Рабочий народ (общие гражданские права)

Сословные перегородки должны быть динамичными

Крепостные не имеют ни личной, ни гражданской свободы.

Крепостничество должно было быть уничтожено посредством постепенных мер.

Указ "о вольных хлебопашцах" был первым из них.

 

Система государственного управления

*принцип разделения властей

*деление на центральную и местную власти

 

Монарх сосредотачивает в своих руках державную власть (законодательную, исполнительную и судебную)

он венец государственной иерархии.

Законодательная власть представлена государственной думой и системой местных представительных учреждений.

*волостных

*окружных

*губернских

-дума состоит из представителей привилегированных сословий

-выборы многоступенчатые

С. планировал сделать Государственную думу относительно независимой

*ГД должна была созываться по закону (независимо от воли монарха)

*Император не может уволить одновременно уволить всех членов ГД без избрания новых

*Председатель думы избирался независимо

*для принятия нового закона необходимо одобрение ГД и утверждение императора.

Правом законодательной инициативы обладали юы:

-император

-министры

-государственный совет

Исполнительная власть находилась бы в руках Правительственного сената и министерств.

ИВ была бы подконтрольна державной.

ИВ ответственна перед ЗВ

при организациях местной Ив при их управлении должен действовать совет депутатов.

Возможна процедура импичмента.

Судебная власть.

Избираема народом, Утверждается императором.

Высший орган СВ - это Судебный Сенат. Рассмотрение дел публично на всех уровнях предлагается суд присяжных.

Состоять Государственный совет должен из лиц назначаемых императором.

ГС должен был осуществить предварительно обсуждение всех назначений правительства

Только ГС был реально воплощен в 1810 году. Он просуществовал до XX века.

 

3. Руководство по знанию законов 1838 - учебный курс для наследников престола.

 

Карамзин Н.М. 1766-1826

1.Историческое похвальное слово Екатерине Второй 1801

2. Записка о древней и новой россии в её политическом и гражданском значении.

Самодержавие - это самобытный национальный тип просвященной монархии.

Основные области государства

-нравственное просвящение народа.

-политическое воспитание гражданина

Самодержавие - это не враг свободы но к свободе нужно готовиться постепенно

Монарх должен уважать внутреннюю духовную свободу.

К. осуждал попытки конституции ограничить власть царя.

Власть можно ограничить только нравственностью царя.

Проблема культуры и самобытности.* Право, государство и сословный строй связаны с самобытным народным духом.

Народный дух – это уважение к своему народному достоинству.

Русская культура – это синтез западной и восточной культур.

 

Данилевский Николай Яковлевич 1822 – 1885

Основные труды:

1. «Дарвинизм, теоретические исследования» - подитоживание теории дарвина.

2. «Россия и Европа» 1871 год – В этой работе он изложил своё видение истории. Его идеи были довольно сильны.

Эта работа должна была подвести некоторую базу славянофильской идеи.

 

I. Обзор методологических оснований теории.

· Новый подход к пониманию истории.

– Отдельное развитие культурно исторических типов. Обоснование цивилизационного подхода.

Цивилизационный подход – противопоставление формационному подходу.

Сторонниками цивилизационного подхода были Шпенглер, Соркин, Гумилев.

Данилевский в своём изучении истории опирается на естественно-научную методологию.

С точки зрения подхода отрицаемого данилевским – историческое развитие цивилизации стандартное, по западноевропейскому шаблону.

Д. предлагает группировать историческое развитие не по ступеням, а по культурно-историческим типам. С точки зрения Данилевского – человечества как единого целого не существует.

Тот, кто ставит человеческий прогресс во главу угла ошибается. Только отдельные цивилизации являются культурно-историческими типами прогресса. Д. говорит о культурной полицентричности мира.

Д. отрицает наличие общечеловеческих интересов, ведь человек должен бороться за интересы и ценности своего культурно-исторического общества.

Д. пытается опровергнуть формационный подход к истории.

Д. считает, что каждый КИТ имеет свой конечный результат развития.

История человечества состоит из множества культур которые проживают свою «жизнь».

 

II. Теория Культурно-Исторических Типов (КИТов.)

В работе «Россия и Европа» Д. не дает понятия КИТа как такового. КИТ схож по понятию цивилизации – локальному во времени и пространству обществу.

Цивилизация – это целостная система представляющая комплекс подсистем, развитие которых циклично.

Цивилизация – это также совокупность сфер жизни общества они характеризуются своими собственными чертами.

КИТ Д. называет положительными деятелями человечества, всего он выделяет 11 таких типов: Египетский, Китайский, Ассиро-Вавилоно-Финикийский, Индийский, Европейский, Еврейский, Славянский, Римский, Греческий, и тд. Кроме положительных деятелей исторического прогресса Д. выделяет также разрушителей (Гуннов, Монголов) – они отрицательные деятели. Также в историческом прогрессе учавствует этнографический материал – это этносы никак не проявившие себя в истории.

Законы Исторического развития.

1. Выделение критериев КИТа:

«всякое семейство народов, обладающих общностью языка, способностью создания самобытной цивилизации»

2. Закон политической независимости – для возникновения и самобытного развития КИТ-а, необходимо чтобы состоящие в нем народы обладали политической независимостью.

3. Начала цивилизации одного типа не передаются народам другого типа. КИТы замкнуты.

Д. считает, что без ущерба для своей самобытности невозможно заимствование, только заимствование плодов другой цивилизации.

Д. выделяет три способа заимствования цивилизаций.

1) Пересадка- колонизация (исходная цивилизация устраняется)

2) прививка – ассимиляция (один КИТ становится средством для развития другого)

3) Удобрение (свободное отношение народов одного типа к результатам деятельности другого)

4. Цивилизация тем богаче, чем разнообразнее народности, входящие в данный КИТ. Народы не должны быть поглащены неким целым, а сохранять свою самобытность.

5. Закон краткости периода рассвета. Фазы развития цивилизации повторяют фазы развития организма

Этнографический период – формируются особенности (менталитет народа составляющего КИТ)

Государственный период – народ составляющий КИТ оформляет своё существование.

Цивилизационный период – народ проявляет свою действительность во всех направлениях, где он обладает соответствующими задатками.

После всего этого цивилизация сходит с исторической сцены.

Д. говорит, что результаты деятельности государства проявляются в конкретной определенной сфере, всего таких сфер 4.

1) Религиозная (в ней себя проявил Греческий КИТ)

2) Культурная (наука, художества, техника)

3) Политическая (Римский КИТ)

4) Социально – экономический.

Европейский тип стал двухосновным, проявив себя как в политической так и в культурной сферах.

Д. считал, что зарождающийся славянский тип будет 4-хосновным.

Славянская Федерация.

Д. считал неизбежным столкновение славянского и европейского КИТов.

Он называл принципиальные различия Европы – особенности строя, также Д выделял религиозные и прочие отличия от России. Особенностью Европейского типа он считал развитое чувство индивидуальности, католицизм – это искаженное христианство в романо-германском типе. Для славяне не был характерен насильственный тип распространения христианства, славянам свойственна терпимость.

Россия не уничтожила ни одного этноса. С точки зрения Д. Россия должна осознать, что она не Европа, не может развиваться по её типу, не может действовать в её интересах.

Мешает России её чрезмерная склонность подражанию европе – «европеичанье»

Д. всегда жестко выступал против ведения в России конституционного строя. «для россии это пагубно»

Форма правления определяется географическим фактором. Д считал, что законодательное закрепление свободы слова излишне для России. Любая попытка создания парламента – это создание барьера между властью и народом. В межэтнических отношениях не применимы общие моральные оценки. Отношения между народами не могут приравниваться общими моральными нормами.

 

К. Н. Леонтьев (1831 – 1891)

Наиболее важные работы.

1. Византизм и славянство 1874

2. О всемирной любви

3. Национальная политика кАк орудие всемирной революции

При жизни его взгляды не имели большой популярности, но обрели её в эпоху серебряного века.

Бердяев и Флоренский указывали на христианские и антихристианские направления идей Леонтьева

В христианстве Леотьев скланивался к эсхатологическим мотивам.

Концепция исторического развития Леонтьева.

Л. Называл себя учеником Данилевского. Считал субъектом исторического прогресса цивилизации, рассматриваемые им как организмы. Определяющим фактором цивилизации является принцип культурной самобытности.

Культура – тождественна цивилизации – это сложная система ответвленных идей (религиозных, государственных) которые вырабатываются всей жизнью нации. В рамках государственной эжизни культура принадлежит всему миру. Она имеет значение для всех и не может развиваться вне организации государства.

Цивилизация – единство внутреннего содержания идей. Для России определяющим фактором является не славянство, а византизм.

Развитие цивилизации рассматривается по аналогии с развитие живого организма.

Под Развитием понимается постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, это постепенная индивидуализация, обособление, как от окружающего мира, так и от сходных родственных явлений. Развитие – это усложнение организма. По мере его усложнения происходит упрощение его внутренних видов. Высшая точка развития – высшая ступень сложности, организм начинает постепенно упрощаться, затем организм становится ближе к окружающему миру.

Стадии:

1- Первоначальная простота.

2- Стадия Цветущей сложности

3- Стадия вторичного упрощения

На первой стадии идеи государства и культуры не определены, жизнь характеризуется простотой и единообразностью, в обществе больше равенства и свободы.

На второй стадии проявляется самобытность и внутренняя идея государства. Для государства этой идеей становится его власть, разделение сословий и разнообразие быта.

Стадия вторичного упрощения проявляется в увеличении однообразия частей государства, происходит смешение сословий, шаткость власти и снижение роли религии. Всё это приводит к утрате обществом самобытности.

Процесс умирания государства нельзя остановить, он необратим и его можно только замедлить. Чтобы продлить жизнь государства необходимо продлить жизнь институтов периода цветущей сложности.

Политическая форма присущая обществу соответствует форме государства периода цветущей сложности. Упадок государства отображается в расстройстве его политической формы.

С точки зрения Л государственный организм живет где-то 1000-1200 лет. Однако, может прожить и меньше. Культура может пережить одно государство, живя в рамках другого. Чем сильнее власть, тем дольше форма сможет прожить. Монархии живут дольше республик. Для самого Л идеалом была абсолютно-монархическая форма правления. Республика основанная на равенстве ему не симпотична. На современной стадии (19 век) прогресс по мнению Л должен замедлиться, поскольку он влияет на разложение общества.

 

 

Отношение к Европе.

Л не склонен указывать враждебность Европы к России. Европа родилась в 9-м веке при каролингах (св. Римская Империя) периодом цветущей сложности европы был 14-18 века. Признаки упадка европейской культуры – утрата индивидуальных особенностей в целом. – установление большего однообразия во внутреннем устройстве. Конкретными шагами, приведшими к этому были:

- провозглашение свободы вероисповедания, - разрушение сословного строя, который привел к упадку аристократии, господство тоталитаризма. В результате аристократию сменяет 3-е сословие (бездарное по мнению Л) оно слишком утилитарно, - господство буржуазии, уничтожение индвидуальности. – торждество представительных учреждений по английскому типу.

Следующий шаг к упрощению – создание единой европейской федерации, стремление к созданию национальных государств.

Россия

Эпоха цветущей сложности в России – Петр1 Екатерина Великая.

Византизм – это сила, основа самобытности русской культуры. Признаки Византизма – самодержавие, православие и антиинивидуализм. Византийская идея – это симфония церкви и царя. Государство сложносословное крепкое, подвижно церковь должна быть независима. Наука должна развиваться в пользу.

 

Чичерин Б.Н. 1828-1904

«консервативный либерализм»

Философские убеждения Ч – продолжение Европейского рационализма немецкой классической философии в России. Ч – представитель Гегельянского направления в философии. Он основатель государственной школы в исторической науки россии.

Правовые взгляды

Ч сторонник теории возрожденного естественного права.

Основные его работы

1- «история политических учений» в 5 томах

2- Исследование «собственность и государство»

3- «Философия права» 1900

Философские взгляды изложены в работе 4- «наука и религия»

Основная проблема науки – соотношение её с религией, это две основные движущие силы прогресса, две стороны одного знания, они направлены на познание истины.

Зависимо от их соотношения история делится на этапы

- Древний восток (Религиозное)

-Античный (Философское)

- Средневековый (Религиозное)

-Новое время (философское)

Деление довольно условное. Пятым этапом будет этап Единения религии и философии, их синтез. Первый шаг к этому – гегелевские труды.

Теория Ч склоняется к рационализму. – «Вера должна быть проверена разумом»

Только философия способна рпскрыть подлинный смысл религии.

Этическая тема Ч

Здесь Ч пытается сочетать христианскую догматику и объективный идеализм.

Нравственность – сфера, где бог подчиняет все существа единому разумному закону, она определяется разумом, основывается на любви к богу.

Ч подчиняет религиозный компонент этики рациональному.

У Ч исходным пунктом системы нравственности философии является личность. Человек – это носитель ценности личности, и общество существует для обеспечения личности правами, оно вторично от личности, которая приоритетна над ним. В человеке Ч выделяет 2 начала:

- Разумное (нравственное)

- Чувственное – ориентирует человека на получение удовольствий.

Человек принципиально свободен в выборе какому началу ему подчиняться. Такая свобода выбора предполагает ответственность, и она же является основанием морали и права. Свобода же является источником зла в обществе, но она всё равно не теряет своей ценности.

Внутренняя свобода человека должна иметь внешнее обеспечение – право.

Понятие ПРАВА

Хотя нравственность и право имеют общие истоки, Ч против отождествления этих понятий. Вступая в сообщество с другими людьми, человек ограничивает свою свободу правами и интересами других людей. И тут необходимо разграничение интересов путем создания общих правил.

Право – субъективная законная (нравственная) свобода что либо делать или требовать.

Объективное – законы определяют свободу.

Ч сочетает объективное и субъективное. – это взаимное ограничение свободы под общим законом. С одной стороны здесь есть личное начало в свободе и общественное в ограничении. Право – это сочетание личного и общественного начал. Подлинное основание права в свободе, которая должна стать его обеспечением. Право обуславливает государство, которое должно стать обеспечением его.

 

Соотношение права и нравственности

Право и нравственность имеют общий источник – свободу человека. Они касаются двух сфер свободы: нравственность –внутренняя, право – внешняя. Право имеет собственное обоснование, отличное от нравственности. – это потребность людей жить в общежитии.

Люди объединяются помимо нравственных целей, по личным мотивам, поэтому правовй закон дозволяет всё, что совместимо со свободой других. Нравственное же действие может быть противоправно. Также безнравственный поступок может быть законным.

Правовые нормы носят всегда только принудительный характер. Право не может вторгаться в сферу внутренней свободы человека. Нравственность не может отвергнуть правовой закон. Нравственность может служить восполнением права. Ч уверен в необходимости гармонии между правом и нравственностью.

 

Естественное и положительное права.

Школа возрожденного естественного права отказывается от формулировок 18 века Руссо и пр. Ч считает, что есть врожденные права, целой их совокупностью они существуют независимо от государства. С приходом государств, появляется их задача – соблюдать и защищать эти права, если государство этого не делает, то необходимость в нем падает. Естественное право появилось на высокой ступени общества. ЕП – это продукт высокого развития правосознания. Необходимо появление философии права и сословия юристов для появления естественного права. ЕП – это система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума, и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного закона. Они не имеют принудительного значения и должны служить руководствующими началами законодательства.

Содержание ЕП – это правда или справедливость, которая неразрывно связана с равенством. Ч выделяет справедливость выравнивающую и распределяющую.

 

Государство

Существует четыре формы общественных союзов в сфере нравственности.

1- Семья (естественный союз)

2- Гражданское общество (сфера внешней свободы)

3- Церковь (союз нравственный, сфера внутренней свободы)

4- Государство (заключает в себе начала всех союзов)

Государство – это внешнее развитие идеи общественного союза.

- это союз народа, связанного в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага.

Государство не понижает роли других общественных союзов, а возвышается над ними, оставляя им самостоятельность в иных пределах деятельности. Государство объединяет все человеческие цели, которые касаются союза в рамках государства народ реализует свою историческую судьбу. Государственная власть должна быть ограничена. Гарантии личности должны быть устроены.

Доктрина конституционной монархии.

Ч считал, что форма государства зависит от конкретных исторических условий. Приемлемой формой государства является конституционная монархия.

Ч критиковал абсолютизм, аристократию и демократию, называя последнюю «волей необразованной массы» Совершенная форма правления – это смешанная, она должна сочетать в себе власть в лице монарха, закон в лице собрания и свободу в лице народного представительства.

Ч сторонник разденеия властей. 3 ветви власти должны быть увенчаны монархом, который рассматривается мериющей силой уравновешивающей. Монарх должен защищать интересы меньшинства, имея ввиду блага всего общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: