Правовая культура: понятие, виды.




 

Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

 

Структура правовой культуры:

1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько информировано в правовом отношении население, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, какова установка граждан на соблюдение правовых предписаний и т.д.

2. Уровень развития правовой деятельности. Это теоретическая деятельность (ученых-юристов), образовательная (студентов), практическая (правотворческая, правореализующая, правоприменительная). Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности.

3. Уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры имеет система законодательства. Любой юридический акт должен быть правовым. При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.

 

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правовое сознание может проявляться лишь в правовой деятельности и ее результатах.

Все составные части правовой культуры не могут существовать без своего субъекта – человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте выделяют правовую культуру:

1. населения в целом

2. групповую

3. личности

 

  1. Законность: понятие и принципы.

 

Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:

1. в плане «правового» характера общественной жизни;

2. с позиции требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;

3. с т.зр. требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов.

Отечественная советская наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами. Но в данном случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания. Такое понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов – выявлению правонарушителей и их последующему наказанию.

 

Законность неотторжима от общеобязательности права. Законность требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.

Другая грань этого явления – идея законности, т.е. формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права.

Понимаемая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации, учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации.

Кроме того, законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, господствуют идеи права, гуманизма и справедливости.

Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы – политии.

 

Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом.

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений.

2. Верховенство закона. Закон – это акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция – основной закон государства, а потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

3. Равенство всех перед законом и судом. Перед законом все должны быть равны, т.е. у всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все».

4. Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права.

5. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Данное требование обращено к компетентным органам государства.

6. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

7. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

8. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность – антипод произвола. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали.

 

Основные принципы законности:

 

1. Единство законности – понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

2. Всеобщность законности – законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности.

3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества.

 

 

  1. Законность и правопорядок.

 

С законностью тесно связано такое правовое явление как правопорядок. Понятие «правовой порядок» широко используется в действующем законодательстве. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения.

Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность. Действительно, в формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа. Поэтому точнее было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность – условие правопорядка.

Правопорядок – основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Особенности правопорядка:

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством.

Необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования).

Правопорядок это не должное или возможно, а фактическое состояние урегулированных правом отношений.

Основные принципы правопорядка:

1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

2. Системность. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им.

5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен. Попытки дестабилизации пресекаются правоохранительными органами.

6. Единство. Правопорядок один на всей территории страны.

 

 

  1. Гарантии законности.

 

Требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Для их реализации необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, т.е. гарантии законности.

 

Гарантии законности – это объективные условия и субъективны факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

 

Среди гарантий различают общие условия и специальные средства.

 

Общие условия – это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, постоянный рост производительности труда, устойчивая денежная система.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть – это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системы воспитания.

Социальный условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависит от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказывается на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения.

Правовые условия. Состояние законности обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники.

 

Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них выделяют юридические и организационные гарантии.

 

Юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению. Юридические условия связаны с общими условиями, выступая в качестве их юридической формы.

1. Средства выявления правонарушений – деятельность прокуратуры, органов предварительного следствия. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий.

2. Средства предупреждения правонарушений – это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

3. Средства пресечения правонарушений – средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений (задержание, арест).

4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений – принудительное взыскание средств на содержание ребенка, виндикация и т.д.

5. Юридическая ответственность – наказание лица, виновного в совершении правонарушения.

6. Процессуальные гарантии.

7. Правосудие.

 

Организационные гарантии – различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы органов.

 

  1. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

 

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле.

В широком понимании правовое воспитание – когда человек «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие.

В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с обучением. Но воспитание в основном оказывает влияние на эмоционально-волевую, ценностную сторону, а обучение – это информационно-ознакомительное воздействие на человека.

 

  1. Понятие системы, отрасли и институты права. Критерии деления права на отрасли и институты.

Система права – внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

Структурные элементы системы права:

1. нормы – составляют основу любой системы права. Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения.

2. институты – относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Каждым в отдельности институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения.

3. отрасли – совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Например, совокупность норм права, опосредующих трудовые отношения, образуют отрасль трудового права.

Таким образом, в рамках системы права в целом существуют менее общие составляющие ее системы в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействии формируется система права.

 

Систему права необходимо отличать от правовой системы и системы законодательства.

Если система права – это внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, то правовая система – это вся правовая структура страны, правовая организация всего общества, складывающаяся из совокупности всех юридических средств, институтов. Это и нормы права, и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т.д.

Система законодательства – совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов.

 

Диление системы права на отрасли и институты - это объективная необходимость. Еще в начале XX в. Г. Ф. Шершеневич выделял три причины такого деления: теоретическую, педагогическую и практическую.

С теоретической стороны, в нормах права наблюдается внутреннее различие по их характерным чертам. С педагогической стороны сложно изучать все нарастающий материал права без его разделения на части. С практической точки зрения, разным органам приходится иметь дело с различными группами норм, которые необходимо разграничивать по подсудности.

 

Одним из наиболее широко признанных в западной юриспруденции подходов к делению системы права на составные части является подразделение на публичное и частное право. Это деление получило признание еще в Древнем Риме.

Критерием классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и их целевое назначение. Нормы, обслуживающие в первую очередь общезначимые (публичные) интересы – интересы общества и государства, относятся к отрасли публичного права. Все остальные нормы, т.е. те, которые защищают частные интересы граждан, образуют отрасли частного права.

Деление системы права на публичное и частное признавалось в России до 1917 г. С проведением национализации в стране, которая привела к ликвидации частной собственности, такое деление утратило свой первоначальный смысл. Такое деление было полностью заменено делением права на отрасли и институты.

В настоящее время в системе права России сохраняется деление на отрасли и институты, при этом возрастает роль деления права на публичное и частное. В основе такого деления лежит два критерия: предмет и метод правового регулирования.

 

Предмет правового регулирования – совокупность однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права. Исходя из своеобразия и обособленности различных групп общественных отношений, регулируемых юридическими нормами, они в своей совокупности образуют отрасли права.

Метод правового регулирования – способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей. В зависимости от особенностей регулируемых общественных отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. В научной и учебной литературе выделяют два основных метода правового регулирования – авторитарный (императивный) метод и метод автономии (диспозитивный).

Императивный метод – субъектам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон.

Данный метод применяется в основном в административном, финансовом и др. отраслях права. Особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган.

Императивный метод может проявляться в установлении властных предписаний, правовых запретов.

Диспозитивный метод – нормами права устанавливаются пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Применяется главным образом в гражданском, коммерческом и др. отраслях права, где участники правоотношений выступают как равноправные субъекты.

 

 

Вопрос 26.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: