Неверующий унывает, когда думает о конечности жизни, и пытается мысли об этом заглушить удовольствиями




Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) об унынии, утешении и благополучии

Как внутреннее устроение человека связано с его настроением? Что такое комфорт, и надо ли его избегать православным? Как и чем утешаются верующие? Как правильно «жить по полной»? И связаны ли успех и достаток с благополучием? С этими вопросами мы приехали кархимандриту Мелхиседеку (Артюхину), настоятелю Покровского храма в Ясеневе.

– Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Здравствуйте, отец Мелхиседек!

Тема сегодняшней беседы – «Уныние и утешение, комфорт и благополучие». И первый вопрос – об унынии. Батюшка, скажите, каковы главные причины уныния? В чем его корень?

– У уныния много причин. В уныние по большей части впадают от безделья и от лени. У старца Амвросия Оптинского, дававшего свои наставления в краткой стихотворной форме, есть такие слова: «Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет, а если к нему смирения и терпения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Вот главные причины уныния. Ну и, конечно, неисполненные желания и нечистая совесть.

Когда человек живет не по воле Божией, живет, совершая ошибки, то это, вопреки его воле, накладывает отпечаток и на его внутреннее состояние. Есть даже такое понятие: «человек не в настроении». Что такое «не в настроении»? Вот это как раз и есть уныние. А начинается это «не в настроении» с того, что человек, так сказать, вышел из себя. Почему он вышел из себя? Потому что у него неудовлетворенные желания и он в гневе оттого, что поступили не по его, не так, как он хотел, вопреки его планам-желаниям. Так что к унынию причин очень много.

Неверующий унывает, когда думает о конечности жизни, и пытается мысли об этом заглушить удовольствиями

Но самая главная причина – безверие. Вообще жизнь людей неверующих – это, мне кажется, процесс бессмысленного существования, ведь человек не понимает, что было, что есть, что будет, чем вообще закончится наша жизнь. Потому что человек неверующий не может ответить на самый страшный, самый главный вопрос: а в чем вообще тогда смысл болезни? В страдании, в самоумирании? Как с этим быть? А в состоянии уныния человек хотя бы иногда об этом задумывается. Задумывается о том, чем закончится жизнь, зачем он живет. Ведь люди не знают, для чего живут. Вот говорят: живем для лучших поколений. А лучшие поколения тоже не будут знать, для чего они живут. И поэтому человек хочет заглушить память о конечности своей жизни. Заглушает чем угодно, потому что когда начинает об этом думать – унывает. А чтобы не унывать, придумывает бесконечные формы развлечений, чтобы только о конечности жизни и ее бессмысленности не задумываться.

Преподобный Исаак Сирин написал потрясающие слова: «Диавол дал человеку все сокровища мира с одной только целью – чтобы навсегда из его головы убрать мысль о его конечности». Потому что знает лукавый: как только западет эта мысль в сердце человека, тогда и встанет он на путь исправления. Потому что, если есть вечность, тогда не страшно. Не страшны ни болезни, ни смерть, ни мученичество. Тогда человек не боится постоять за свои убеждения, постоять за другого человека, отдать жизнь за другого человека, отдать жизнь за родину. Он этого не боится, потому что у него есть убеждения. Потому что у него есть вера, дающая осознание, что смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет.

Человек, который не боится смерти, и унывать не может, потому что ничто не способно выбить его из седла.

Нет ничего важнее устроения человека, потому что от устроения зависит настроение. Если у тебя пессимистическое устроение, то ты будешь в бесконечном, непрекращающемся унынии, в депрессии, в апатии. А человек, имеющий устроение оптимистическое, положительный взгляд на жизнь, что бы ни произошло, думает: всё было – и всё прошло, и это пройдет, все переживем. Почему? С нами Бог со Своею благодатью и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

У нас главные праздники Пасха и Пятидесятница, а самые главные слова этих праздников, как и Евангелия и всего учения Господа: «Я с вами во все дни до скончания века». И в чем тогда проблема?! Так что главная причина уныния – безверие, и наоборот, главная причина радости – это вера и уверенность в сердце, что мы – дети любящего Отца.

Вы сказали, что одна из причин уныния в том, что человек не получает желаемого. А у нас ведь много «хотелок», которые подчас трудно осуществить. Хочется всё и сразу, это не удается, вот люди и впадают в уныние и начинают поиск комфорта. На ваш взгляд, что такое комфорт?

– У В. Даля слово «комфорт» объясняется как внешняя и внутренняя устроенность, красота, уют.

– Возможно, это еще и поиск утешения?

– Да, еще и утешение. Поиск относительно спокойного внутреннего состояния, внутренней гармонии, радости – вот что такое комфорт. Поэтому не совсем верно говорят, что комфорт, комфортные методы не нужны христианину. К комфорту стремиться можно и нужно. Устроенный быт и уют – это нормальное состояние. И христианину не зазорно стремиться к этому. Я хотел бы сейчас вспомнить об одной ситуации из жизни отца Иоанна (Крестьянкина). Кстати, недавно вышла книга с моими воспоминаниями о батюшке Иоанне. Советую почитать. Она затрагивает многие темы: это конкретные мои личные вопросы к нему и его ответы мне, не с чьих-то слов – вот в этом ценность этой книги. А называется она «Всероссийский духовник». В Сретенском монастыре она уже в продаже есть.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

В лагере, на грани жизни и смерти, отец Иоанн заботился об уюте своей каморки!

Так вот ситуация, которая меня потрясла. Отец Иоанн сидит в лагере, и там у него в какое-то время появляется отдельная комнатка, и батюшка просит прислать скатерть, бумагу, просит прислать рассаду цветов, потому что он умудрился сделать палисадничек перед своей крохотной каптеркой. А на Новый год просит прислать ему маленькие игрушки и мишуру для елки. Я был просто потрясен! Человек сидит в лагере, о котором говорил: «Я пережил такое, что больше никогда я так не молился, как в лагере, потому что я был на грани жизни и смерти почти все пять лет». И вот на грани жизни и смерти он заботится о комфорте, об уюте в этой маленькой комнатке, где какие-то лагерные инструменты хранились. Почему? Потому что для человека важен уют, комфорт и порядок. Ведь что такое космос? Космос – это красота, это порядок. Нам алгоритм нашей жизни задал Сам Господь, у нас все красиво в природе до чрезвычайности и нет ни одного существа, похожего на другое. Посмотрите на бабочек! А море?! А горы?! Потрясающе!

А в храмах как у нас?! У нас в храмах тоже комфорт, потому что уют и порядок. Я, когда хожу освящать квартиры, причащать, соборовать, на требы или просто к своим близким людям, если замечаю некомфорт и беспорядок, неуют, делаю замечание, потому что квартира, дом, наша внешняя обстановка должны быть отображением и продолжением храма. Мы же в храме нигде не видим грязные подсвечники, раскиданные рушники, валяющиеся свечи или мусор накиданный, не видим такого, чтобы священник вышел, а на нем фелонь набок, митра скособочена, какие-то заплаты, нестиранный подрясник, весь в каких-то пятнах, обувь нечищеная. В храме ничего такого нет. Значит, в храме комфорт. Потому я и сказал, что слово «комфорт» связано со словами «утешение», «порядок», «уют», «гармония». Поэтому и мы должны транслировать храм в своей повседневной жизни. Это совершенно нормально.

– Но для многих комфорт – это именно поиск внешних благ, поиск хорошей, устроенной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: