Человек не может желать ничего сверх, иначе он приходит к извращениям




– Стоп! Это как раз уже об излишестве. У греков был замечательный девиз: ничего сверх. У Достоевского есть потрясающее и очень страшное наблюдение о повседневной жизни. Он говорит: «Дай человеку необходимое – и он захочет роскошного; дай человеку роскошного – он захочет изысканного; дай человеку изысканное – он возжелает извращенного». О, какая цепочка! Человек не может желать ничего сверх. Все необходимое – это обычный дом, но не тысячи квадратных метров; нужная одежда, но не так, чтобы всего по 10 штук; машина, но не с наворотами; обед, но не из 10 блюд. Потому что если везде излишек, то это заканчивается стертыми суставами, давлением, сердцебиением, тахикардией и т.д. и т.п. Все красит мера. Ничего сверх. Уют, быт, благоустроенность должны быть, но необходимые, а не изысканные, роскошные, а потом и извращенные. Если ты не остановишься, то дойдешь в конце концов до этого: золотые унитазы, фонтаны с шампанским, на «Гелендвагене» по бордюрам и по детским площадкам три часа гонять… Для чего? Такие люди уже переступили через определенные пороги.

– Сегодня у многих молодых людей – да, кстати, и не только у молодых – популярны слова-девизы: живи, получая удовольствие и развлекаясь; живи «на всю катушку». Вы много общаетесь с молодежью. Как вы объясняете, что в удовольствии тоже нужно знать меру?

Попробуй жить в целомудрии, быть порядочным, принципиальным! Вот это и будет жить «на всю катушку»

– Я раз пришел в школу, мы говорим на разные темы, и вот одна девочка встает и заявляет: «А я хочу все в жизни попробовать». Я говорю ей: «Попробуй! Попробуй целомудренной сохранить себя до брака. Попробуй быть откровенной, чистой, любвеобильной, доброй, порядочной, принципиальной. Попробуй». Вот это и будет «на всю катушку» – ту «катушку», которой у многих нет. Проще с катушек слететь. Намного проще. А то всё пробовали, а остаться самими собой не попробовали.

– «Все попробовать» – это легкий путь.

– Это просто, но это путь безумный. Что значит «расслабься»? Я всем говорю – и молодым, и старым: здоровье – это одноразовый предмет, его не восполнишь. «То, что потеряешь, обратно не заштопаешь». Поэтому заранее задумывайтесь о своей дальнейшей жизни и перспективе. А что такое «на всю катушку»? Что, выходит, рюмка – это ничего, три – это ничего, а бутылка – это «на всю катушку»? Расслабиться по полной, а «по полной» – это как? Так расслабиться, что лежать на диване? Так что и тут тоже все красит мера. А тем, кто «по полной», я не завидую. Прокатиться на безумной скорости так, чтобы за тобой милиция гонялась, фейерверки субботние, музыка, когда друг друга не слышно, – это «по полной»? Или «по полной» – это наркотиками уколоться? Если вы думаете, что для того, чтобы подсесть на наркотики, надо несколько раз их принять, то вы ошибаетесь: достаточно одного раза, чтобы подсесть. Самое страшное – сделать один шаг. Чтобы попасть в лапы диаволу и страсти, достаточно одного раза. Да, сегодня принято «отрываться» и «расслабляться». Но это не наш образ жизни и не наш стиль жизни.

Художник: Нико Пиросмани

А как православные расслабляются? Как православные отдыхают? Что значит для православных «расслабиться»? По моему представлению, для православных «расслабиться» – это, конечно, продолжение Литургии после Литургии, агапа после агапы, дружеская встреча в кругу близких людей. После богослужения, если праздник, день ангела, рождение, крестины… Мы, православные, тоже должны собираться, у нас должны быть утешения духовные, душевные и физические. И застолья должны быть, и общение с друзьями, когда мы делимся и душевным теплом, и телесным утешением. Кстати, в праздник трапезу хорошо сделать не обычную: борщ, салат и третье, а что-нибудь поинтереснее и повкуснее приготовить. Даже в Типиконе, где дан строгий монашеский устав, на праздник Пятидесятницы, на Пасху, да и на многие другие праздники, указание: «братии утешение велие». «Велие» – значит большое. Вот и сделали что-то вкусненькое. И этим вкусненьким надо поделиться, надо родных и близких собрать вокруг трапезы. Потому что начинается с еды, а заканчиваться должно у нормальных людей пищей духовной. Потому что за трапезой нормальный человек поделится: посмотрел на канале «Союз» то-то; на «Православии.ру» прочитал то-то или посмотрел то-то; был в паломничестве, и такая история была, Господь так помог, Пресвятая помогла… Так что, повторю, все начинается с еды, а должно заканчиваться утешением душевным и умственным. И если человек не нашел какие-то мысли, подсказки, ответы на вопросы сам, а все это обрел в общении, это тоже является утешением. Почему? Потому что мы одни унываем, мы не знаем, как справиться с какой-то ситуацией, у нас не было опыта, но мы можем найти выход через общение: и у него это было, он подскажет, он определился, как из этой ситуации выйти, и я могу перенять его опыт. Умный учится на чужых ошибках, а дурак – на своих.

Да и само общение называется утешением, а Святой Дух – Утешителем. И Господь наш – Троица Святая Единосущная и Нераздельная Животворящая. Три личности: Отец любит Сына и любит Святого Духа; Святой Дух любит Отца и Сына; Сын любит Святого Духа и Отца – круговорот любви. Это что? А это образ нам. И тоже образ общения. Потому что если человек любит только самого себя, если любовь направлена только на самого себя, на свою личность – это эгоизм, это самовлюбление, самолюбование. Только когда любовь направлена на другую личность, это и может называться взаимной любовью, а если не только на одну какую-то, то это уже полнота любви. Потому что личность смогла не только иметь ответную любовь от одного человека, но от многих. Как в семье, где любят нескольких сразу. Помните, как объясняется слово «семья»? Это мама, папа и пятеро детей. Вот настоящая, полноценная семья – семь личностей, 7 «Я». Одна семья так и подписывала свои письма: «7 Я» и фамилия: Журавлевы; теперь, правда, у них уже больше детей…

Некоторые психологи считают, что когда мы лишаемся каких-то удовольствий, то зарабатываем себе разные неврозы. И православных часто обвиняют в том, что они отказывают себе даже в тех удовольствиях, от которых, казалось бы, нормальные люди давно не отказываются. Что бы вы на этот упрек, очень сегодня распространенный, ответили?

– Прежде всего, что удовольствие удовольствию рознь. А по поводу неврозов… Да, врачи советуют не сдерживать своих эмоций, выплескивать агрессивную энергию, но когда человек все время эту энергию выплескивает, он в конце концов становится просто животным. Почему? Потому что человек, живущий по своим инстинктам, которые идут у него впереди ума, не человек, а животное. И эти разговоры, что не надо копить в себе энергию, потому что это может негативно сказаться на здоровье, просто чушь! Никто от воздержания и целомудрия не умирал, но многие повреждались и становились животными от избытка удовольствий, и эта жажда удовольствий доводила людей до безумия. Вот простой эксперимент по Павлову: крыса, удовольствие и еда. Она нажала на кнопку «Еда», получила еду; нажала на кнопку «Удовольствие» – тоже получила, а потом принялась бить по этой кнопке до тех пор, пока не умерла с голоду.

Мы, православные, не против удовольствий, но все в свое время и все красит мера. Мы не против удовольствий, но мы за благоразумность, чтобы впереди шел ум, а потом уже чувства, но не наоборот. Достоевский говорил, что понял на каторге: сколько человеку в этой жизни надо счастья, столько же, если не больше, ему надо и несчастья – иначе он и счастья-то своего не поймет. Утешение братии велие на Пасху. А если бы этот стол, это «велие утешение» были каждую неделю? Если пирожные будут каждый день, могут они восприниматься по-прежнему как пирожные? После пирожного каждый день захочется сверхпирожного. Правильно? Только не знаю, какое оно может быть, это сверхпирожное. Если есть перерыв, тогда пирожное остается пирожным, тогда удовольствие остается удовольствием. А когда удовольствие доводится довольствием, тогда это уже не удовольствие. И начинается поиск чего? – Извращенного. Вот мы и пришли к теме, которая имеет продолжение: откуда все это? – От неумеренности.

Повторюсь: мы не против удовольствий, только чтобы они были в свое время и в своей мере.

Вот слова апостола: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6: 6). Вам часто встречались такие люди, которые и реализовали себя, добились благополучия, стали самодостаточными, состоятельными и успешными, но при этом были бы хорошими христианами? И в чем, на ваш взгляд, причина их успеха?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: