Классификация типов кузова автомобиля




 

Форма кузова легкового автомобиля постепенно оптимизировалась и в соответствии с факторами целесообразности - эргономики, безопасности и аэродинамики. Во многом именно ими определяются невидимые глазу неискушенного потребителя рамки, в которых автомобильные дизайнеры и стилисты вынуждены искать новые решения рисунка кузова, новую пластику и формы. Наблюдается закономерное уменьшение числа «объемов» автомобиля: шести- или семиобъемный до 1950-х годов, потом трехобъемный, двухобъемный... Дело яв­но идет к однообъемному кузову. Собственно говоря, он уже появился, сначала на автобусах и фургонах, потом на серийных легковых Renault Espace (его прозвали «монокор» - единокорпусный) 1984 года.

Очевидным критерием классификации типов кузовов является пространственная композиция, сочетание трех объемов: пассажирского салона, двигателя и багажного отделения. Важны также факт наличия крыши и ее конструкция. До недавнего времени самым популярным был закрытый кузов, пространственная композиция которого представляла собой сочетание трех изолированных друг от друга объемов. Кузова, построенные по такой схеме, называются " трехобъемными "[24]. " Двухобъемные " кузова возникли из желания конструкторов более рационально использовать внутреннее пространство автомобиля. Пассажирский салон и багажник, как правило, объединены здесь в одно целое.

И, наконец, третий тип - " однообъемный " (бескапотный кузов - «спэйс-вагон»), или, как его называли раньше, "вагонный", обязан своей популярностью возросшему динамизму деловой жизни второй половины ХХ века и стремлению современного человека к более активному отдыху, спорту и путешествиям. Можно отметить отечественные «однообъемные» автомобили вагон­ного 1950-х годов: «...В высшей степени необычен экспериментальный НАМИ-013 с задним расположением двигателя, сужающейся к хвосту обтекаемой формой кузова и выдвинутым вперед сиденьем водителя. В этом вместительном автомобиле предусмотрены многочисленные перспективные технические особенности - автоматическая трансмиссия, серворуль, независимая подвеска задних колес, заходящие на крышу дверные проемы и другие хитроумные элементы.

Экспериментальный 6 - 7-местный НАМИ-013(1952 год) Микроавтомобиль «Белка» (совместная разработка Ирбитского мотозавода и НАМИ)1956 года

НАМИ-013 дал импульс для разработки микроавтомобиля «Белка», который, к сожалению, не пошел в производство. Он был показан в 1956 году в вариантах 4-местной машины вагонного типа с входом спереди и, способного плавать, открытого многоцелевого автомобиля. Форма маленькой закрытой машины с большим панорамным стеклом была исключительно оригинальной...».

Не менее важны для классификации количество мест и общее число дверей автомобиля. Крышку багажника двухобъемных и однообъемных кузовов тоже называют дверью, и не только из-за больших размеров: в ряде случаев она служит для посадки пассажиров в салон, на третий ряд сидений, боком или спиной к направлению движения.

Кузова со стационарной крышей классифицируются по следующим особенностям конструкции: наличию или отсутствию, во-первых, центральной боковой стойки (стойка "Б"), во-вторых, двери в задней панели кузова, в третьих, перегородки с окном между пассажирским салоном и местом водителя и, наконец, изолированного перегородкой стационарного грузового отсека. Для кузовов со складной крышей важен способ открывания боковых окон, а для частично открываемых крыш - какая именно часть складывается или снимается.

Несмотря на понятность принципов классификации, путаница в названиях и терминологические неточности сопровождали автомобильный дизайн на протяжении всей его истории. Практически исчезли брогам и ландо. Забылись и термины. Кто сейчас знает, что такое хардтоп? А ведь этот закрытый двухдверный кузов без центральной боковой стойки (стойки "Б") был очень популярен. Но именуется он теперь купе или спорт-купе. Кстати, о термине "спорт". Хотя официального статуса он не и имеет, в последнее время это словечко все чаще прибавляется к таким солидным названиям, как седан, универсал и даже пикап. Отличаются такие кузова от обычных лишь более динамичным рисунком силуэта, агрессивной пластикой, спортивной и аэродинамической атрибутикой.

Мини-«универсал» Smart»с каркасно-панельным кузовом (1997 год)

Обратимся непосредственно к классификации. Кузова всех современных легковых автомобилей по назначению разделяются на пассажирские и грузопассажирские, а по конструкции - на закрытые, открытые и комбинированные. Автомобили со стационарной крышей - " закрытые " (девять основных типов кузовов).

"Комби" ("Хэтчбэк") - двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и одной грузовой в задней части кузова (общее число дверей три или пять). Два ряда сидений. Второй ряд и расположенную за ним полку можно складывать или вообще снять, резко увеличив полезный объем грузового помещения. Крыша плавно спускается назад, в задней стенке большой багажный люк
"Купе" – франц. термин, обозначающий укороченный салон. С начала 1960-х годов[25] - трех- или двухобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений (двухдверный спортивный вариант 4-местного «седана»). Второй ряд сидений может быть со стесненными посадочными размерами (схема 2+2)
"Лимузин" - первоначально «седан» с тремя дверя­ми с каждой стороны. Сейчас - трехобъемный пассажирский кузов с числом пассажиров более шести с четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений и застекленной перегородкой с открывающимся окном в салоне, отделяющей пассажирский салон от места водителя. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений - либо складной, либо расположен спиной к направлению движения
"Однообъемный" ("Вагонный")– грузопассажирский кузов с двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений. Задняя часть салона, как правило, выполняется аналогично кузову типа «универсал», но имеет большее число трансформаций кресел и оборудования
"Седан"(амер.)[26] - трехобъемный пассажирский кузов с двумя или тремя рядами сидений и двумя, четырьмя или шестью боковыми дверями
"Универсал" («стейшн-вагон», вэн)[27] - двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя, четырьмя или шестью боковыми дверями и одной в задней стенке кузова. Два или три ряда сидений (второй и третий складываются или легко демонтируются). Пассажиры третьего ряда сидений могут также располагаться или спиной к направлению движения, или на отдельных креслах вдоль бортов кузова
"Фастбэк" - двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и двухрядным расположением сидений. Крыша плавно с ско­шена по прямой или по вогнутой линии назад, а в изолированном от салона багажнике - проем люка от нижней кромки заднего окна до уровня пола (как у большинства трехобъемных кузовов)
"Фургон" - двухобъемный грузопассажирский кузов с одним или двумя рядами сидений. Второй ряд, как правило, отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). Боковых дверей две или три. Одна из них предназначена для грузового помещения (без окон), которое отделяется от места водителя жесткой перегородкой. В задней стенке кузова еще одна грузовая дверь. Часть кузова, отведенного под грузовое помещение, может обладать большей высотой
"Хардтоп" - трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов без центральной боковой стойки (стойки "Б"), с двумя или четырьмя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Различают две модификации этого кузова: "Хардтоп-седан" с четырьмя дверями и "Хардтоп-купе" с двумя

Легковые автомобили без крыши, со складывающимся верхом или съемной жесткой крышей называются "открытыми" (четыре основных типа кузовов[28]).

"Баркетта" - пассажирский кузов без крыши, с одним рядом сидений и двумя боковыми дверями. В отдельных случаях боковые дверные проемы могут отсутствовать. Лобовое стекло выполняется минимальным по высоте, складным или может не устанавливаться вообще
Кабриолет-хардтоп "Кабрио"(«кабриолет») - пассажирский кузов со складывающимся верхом и опускными боковыми стеклами. Боковых дверей две, четыре или шесть; два или три ряда сидений. Возможны модификации: "Кабриолет-лимузин" с остекленной перегородкой за первым рядом сидений и "Кабриолет-хардтоп" - со съемным жестким верхом. Кроме того, "Кабриолет" может оборудоваться дугой безопасности в районе центральной боковой стойки (стойки "Б"). Предполагается, что складной верх, размещенный в задней части кузова, лучше защищает пассажиров в непо­году, чем полностью съемный верх «родстеров».
"Родстер"(амер.)или "Спайдер"(итал.) - пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами сидений. Второй ряд сидений отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). В отдельных случаях эти кузова могут комплектоваться съемным (под декоративную панель) жестким верхом
"Фаэтон" - пассажирский кузов со складывающимся верхом. Боковые стекла съемные. Все остальные параметры - как у кузова "Кабриолет".     Фаэтон-универсал (грузопассажирский кузов с мягким складывающимся (съемным) тентом и съемными окнами - надставками дверей)

Легковые автомобили с частично складывающимся или частично съемным верхом называются "комбинированными". К ним можно отнести четыре типа кузовов:

"Брогам" - пассажирский кузов со складной или съемной частью крыши над передним рядом сидений, четырьмя боковыми дверями. Двухдверная версия "Купе де Виль" в настоящее время практически не встречается. Как правило, кузова "Брогам" являются модификацией кузовов типа "Лимузин" (сред­ний между «лимузином» и «седаном»), имеют два или три ряда сидений и остекленную перегородку за первым рядом сидений
"Ландо" - пассажирский кузов со складной или съемной частью крыши над задним рядом сидений, четырьмя боковыми дверями. Двухдверная версия "Ландолетт" тоже почти полностью осталась в прошлом. Все остальные параметры - как у кузова "Брогам"
"Пикап" - грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой бортовой платформой для груза, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схеме "2+1", "2+2" или "2+3". У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх. Возможна и установка пассажирских сидений
"Тарга" - пассажирский кузов типа "Купе" со складной или съемной средней частью крыши над первым рядом сидений. В конструкции крыши возможны варианты. Например, так называемая "Т-образная" крыша - с центральной, продольной балкой, разделяющей съемную часть на две половины

 

 


[1] Таковы знаменитые английские дилижансы «Борзая », «Никому не доверяющая », «Лебедь », «Орел », французские паровые повозки «Послушная » и «Быстрая » или электрическая «Всегда недовольная » (стремящаяся к большей скорости).

[2] Существовавшие паровые повозки если и относят к «автомобилям», то лишь в соответствии с энциклопедическими определениями, звучащими так: «Экипаж для передвижения по обычным дорогам, приводимый в действие находящимся на нем двигателем» или «Машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам, приводится в движение установленным на ее раме двигателем внутреннего сгорания (обычно бензиновым, нефтяным или газовым), реже паровым или электрическим... ». В последнем определении не все точно, многое уже устарело (скажем, «установленный на раме двигатель »; на электромобиле он может находиться и в колесе, рама не обязательна, на многих автомобилях ее давно заменил кузов), но ни одно из определений не распространялось на тип и конструкцию двигателя. Не все ли равно, какой двигатель? Лишь бы самодвижущийся экипаж соответствовал своему назначению.

[3] Рождение и развитие автомобиля шли весьма разветвленными путями, поэтому установить единственного обладателя «эксклюзивного патента» на автомобиль невозможно.

[4] Вначале эти автомобили производились самими изобретателями, а затем изготавливались по лицензии другими автомобилестроителями. Позднее эти автомобили копировали и усовершенствовали, создавали новые автомобили, оснащенные более мощными многоцилиндровыми двигателями с большим объемом и числом оборотов.

[5] В последнее двадцатилетие XIX века изобретатели окончательно убедились в необходимости сотрудничества с рядовыми механиками, чьи идеи сыграли свою роль в совершенствовании автомобиля, а не исчезли в ящиках верстаков ремонтных мастерских.

[6] В 1895 г. он смонтировал пневматические шины на колеса автомобиля Peugeot и вместе с братом принял участие в первых автогонках Париж - Бордо - Париж. Он разработал съемные ободья, крепимые на дисках с помощью болтов. Не смотря на то, что Мишлен вынужден был 65 раз заменять проколотые шины, преимущества изобретения были налицо. Впоследствии братья в 1896 г. основали собственную фабрику по производству пневматических шин, приостановив вторжение английских шин во Францию.

[7] В 1899 г. бельгиец Женатзи н а электромобиле с пневматическими шинами Michelin превысил скорость 100 км в час.

[8] В гоночных и спортивных моделях на винте имелись два выступа для закрепления либо ослабления посредством маятникового механизма.

[9] Стальные колеса изготавли­вают методом штамповки из листово­го металла с последующей сваркой со­ставляющих элементов. Их внешний вид сегодня улучшают декоративными колпаками, в основном, из литого нейлона. Достоинст­вами стальных колес являются невысокая стоимость и способность передавать большие нагрузки. К не­достаткам следует отнести большую массу колеса и широкое поле допусков на изготовление, требующее тщательной балансировки.

[10] Пожалуй, бессмысленно искать корни этого символа современной цивилизации. Хорошо ли, плохо ли, но автомобиль стал частью нашей жизни. «Идея автомобиля » всегда существовала в мечтах и представлениях человека. Она отражена, например, на рисунках Леонардо да Винчи в «Атлантическом кодексе» и даже в рукописях Герона Александрийского, еще в 150 г. до н.э., предвидевшего возможность замены лошадиной силы силой пара и создания нового способа передвижения.

[11] Характеризует степень аэродинамического совершенства

[12] На 1 млн. машин ежегодно приходится до 500 погибших и тысячи пострадавших в ДТП; в атмосферу выбрасывается около 300 тыс. т окиси углерода и других вредных веществ. Для каждого нового миллиона автомобилей требуется построить 15 тыс. км дорог, занять 2 - 3 тыс. га земли под стоянки и гаражи, под сотни заправочных станций, десятки крупных центров технического обслуживания, магазинов, мотелей, ремонтных заводов. На всех участках процесса автостроения, сбыта и эксплуатации автомобилей должны быть заняты сотни тысяч подготовленных специалистов и рабочих.

[13] Армии захватчиков не могли обойтись без обозов. А обозы без дорог. Расширявшуюся территорию Римской империи покрыла сеть из 372 каменных магистральных дорог общим протяжением 60 тыс. км. Магистрали соединяли Рим с его провинциями.

[14] На более древних повозках, да и на позднейших, вплоть до железнодорожных локомотивов и вагонов, оба колеса вращаются вместе с осью, и на крутых поворотах одно из них проскальзывает, так как ближнее к центру поворота совершает меньший путь, чем внешнее.

[15] От франц. dormir - спать

[16] Рама сохранилась у грузовых автомобилей. Большая же часть легковых автомобилей и автобусов приобрела несущий кузов.

[17] История возникновения рессорной подвески начинается с момента появления у человека желания перемещаться с комфортом. В Римской империи было немало предпринимателей, которые занимались извозом. Для этих целей римляне использовали двухколесные экипажи - цизиумы (" Cisium "). Для комфорта пассажиров в цизиумах сиденья были подвешены на ремнях - предках современных рессор. Отличная организация и хорошие дорогие обеспечивали достаточно высокую скорость пассажирских перевозок (император Цезарь, пользуясь наемным цизиумом, проезжал в день по сотне миль).

[18] Англичанин Блаунт, 1640 г.

[19] От франц. chaussee – «обутая»

[20] Обыкновенные дроги без рессор и кузова для шести пассажиров, сидевших на продольной скамье, иногда под балдахином

[21] «Кукушка » представляла собой двуколку с маленьким кузовом-ящиком; четыре пассажира забирались в ящик спереди, цепляясь за обода колес и хвост лошади, затем вход закрывали съемной стенкой, на которой снаружи было устроено сиденье возницы и еще двух пассажи­ров; остальным желающим предоставляли места... на крыше. Пассажиры время от времени, словно кукушки ча­сов (отсюда название повозки) высовывали головы в окно: скоро ли конец мучениям?

[22] Дилижансы чаще всего делали 8-­местными (по современным автомобильным нормам хватало места самое большее на четверых) с багажниками на крыше, под кузовом и позади него. Пассажиры сидели по трое вдоль передней и задней стенок и по одному - на откидных дверных сиденьях, причем «дверному» пассажиру угрожало падение под колеса при случайном нажатии на ручку двери. По­этому двери запирали снаружи на замок. Скорость дилижанса составляла в среднем около 15 км/ч, за год он проходил до 10 тыс. км.

[23] На станции оставляли усталых лошадей и брали свежих: бедные чиновники довольствовались двумя лошадьми, а вот особы I…III классов могли брать до 12 лошадей. Скорость зимой не превышала 12, летом 10, а осенью 8 верст в час (1 верста равняется 1,0668 км). В сутки обычно проезжали 70…100 верст. На станции проезжающий «платил прогоны» - от 8 до 10 копеек за лошадь на версту.

[24] Трехобъемный кузов состоит из трех отсеков: отсека для двигателя (багажа), отсека для пассажиров и отсека для багажа (двигателя). Двухобъемный кузов состоит из двух отсеков: отсека для двигателя (багажа) и отсека для пассажиров и багажа (двигателя). Однообъемный кузов состоит из объединенных в одно целое пассажирского отсека и отсеков двигателя и багажа

[25] До 1960-х годов - двух- или четырехместный автомобиль с расположением сидений 2+2. «Купе» с откидным верхом имели складывающу­юся, как у «кабриолетов», крышу.

[26] Аналогичными терминами являются «салон» (англ.), «берлин» (франц.), названный в честь берлинс­кой «конки», «берлина» (итал.).

[27] Если раньше универсал был сугубо специальным кузовом (и назывался «стейшн-уэгон» - «станционный экипаж», или «фарм-эстейт» - «фермерский», так как его применяли в сельских районах и для обслуживания небольших железнодорожных станций), то теперь он используется и для нужд города, наравне с седаном.

[28] Необходимо отметить «Багги» - одно- или двухместный легковой автомобиль со съемным открытым кузовом и жесткой рамой, предназначенный для движения по пересеченной местности в спортивных или военных целях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: