С примечаниями «Театра А»




ДА БУДЕТ БЛАГО

 

НАТЬЯ ШАСТРА

/НАУКА О ТЕАТРЕ/

Применённая просветлённым Бхаратой

с примечаниями «Театра А»

 

Итак, глава первая в Натьяшастра Бхараты.

«Возникновение Натья».

 

1/ Почтив склоненной головой богов - Прародителя /Брахму/ и Могучего

Властителя /Шиву/, эту Натьяшастра, что Брахмой сотворена, поведаю.

 

2/ Однажды, когда сведущий в Натья Бхарата, будучи в окружении

своих сыновей, завершил чтение молитв во имя соблюдения обета,

во время свободное от занятий,

3/ к нему приблизились святые мудрецы, возглавляемые потомком Атри,

великие духом, умом обуздавшие чувства, и спросили:

4/ "Та, ведам равная, Натьяведа, что Счастливым /Брахмой/ составлена

согласно истине, как была им создана и для кого?

5/ Сколько в ней частей? Каков ее размер, и как следует ее применять на

практике? Все это теперь правдиво, о Благородный, тебе рассказать

следует.

6/ Тех мудрецов речь выслушав, просветленный Бхарата ответил такими сло-

вами, повествуя о Натьяведа.

 

7/ "Внимательными, искренними будьте и с благосклонным сердцем слушайте

рассказ о происхождении Натьяведа, о том, как создал ее Брахма.

8/ Прежде, во времена Критаюги (Дэваюга-царство Богов, Сатьяюга-Золотой Век), в правление Сваямбхувы, брахманы были нравственной мерой. Однако потом, в наступившую Третаюгу (Серебряный век), управляемую мудрым сыном Солнца /Вайвасватом/,

9/ распространились грубые нравы. Когда был утерян контроль над вожделе-

нием и алчностью, зависть, гнев и прочие заблуждения ввергли мир в

круговорот счастья-несчастья.

10/ И вот, Боги(Дэвы, Адитьи – потомки Адити и риши Кашьяпы) и Данавы(Асуры, потомки Дану и риши Кашьяпы, гиганты-богоборцы), Гандхарвы («благоуханные» мужья апсар(нимф,муз), певцы и музыканты, услаждающие Дэвов), Якши(чародеи, хранящие земные сокровища, ср.гномы, карлики) и Ракшасы(демоны-людоеды) а также Великие Ураги(змее-люди, наги), обитавшие тогда на Джамбудвипа (материк Земля, один из семи), что покоилась на локапалах,

11/ во главе с Могучим Индрой (титул, царь Богов) явились перед Прародителем с такой речью: "Мы хотим нечто, что можно представить, что может быть увидено

и услышано.

12/ Ведь у рожденных шудрами не в обычае слушание Вед. Поэтому создай

другую Веду, пятую, для всех сословий."

13/ "Да будет так!" - сказал Брахма и отпустил царя богов. Затем Знающий

Истину /Брахма/ погрузился в воспоминание четырех Вед.

"Да, эти Веды не должны слышать ни женщины(записать весь женский род людей в низкорожденные – подчерк политики асуров, возможно это более поздняя вставка или переводчики-вайшнавы приложились), ни шудры, и ни другие низкорожденные. Поэтому я иную Веду создам, пятую, что всеми может быть услышана,

14/ способствующую добродетели, пользе и славе, богатую наставлениями и

мудрыми изречениями, которые будут поучительны для всего мира.

15/ Я создам Науку о театре, называемую "Пятая Веда", полную полезных

знаний, обучающую всякому мастерству, с описанием истинных событий

древности."

16/ Так пожелав, Счастливый /Брахма/ все Веды вспомнил и создал тогда

Натьяшастра, достойную четырех Вед.

17/ Текст он взял из Ригведы, а пение из Самавед, из Яджурведы абхиная,

а из Адхарвавед раса.

18/ Именно так, связанная с Ведами и Упаведами создана была Натьяведа

Великим Духом Возвышенным Всеведающим Брахмой.

19/ Сочинив же Натьяведа, Брахма сказал повелителю богов /Индре/: "Под-

линная история мной сотворена. Ее богам поручи.

20/ И именно эта Веда, называемая Натья, должна тобой быть применена

среди богов, обладающих большей искусностью и ловкостью, одаренных и

способных трудиться без устали."

21/ Обдумав ту речь Брахмы, Индра, сложив почтительно руки, ответил

Прародителю:

22/ "В овладении, удержании, познании и в её применении, о Святейший,

о Владеющий счастьем, бессильны боги, не способны они в деле Натья.

23/ Только те, что тайну Вед постигли, мудрые отшельники, соблюдающие

обеты, только они в силах овладеть, удержать и применить Натья.

24/ Тогда, слыша Индры речь, Рожденный из Лотоса /Брахма/ обратился ко

мне: "Ты сам вместе со своими ста сыновьями должен исполнить

это безупречное творение."

25/ И, узнав от Прародителя Натьяведа, я обучил своих сыновей правильно-

му её применению.

26/ Вот их имена:

Шандилья и еще Ватсья, и Кохала, и также Даттила, Джатила и Амбаштака

тоже, также Танду и еще Агнишикха,

27/ Сайндхава с Пуломана, и Шадвали с Випула, Капинджала и Вадира, а

также два близнеца, рожденные Дхумрой /Дхара - Земля и Дхрува –

Полярная звезда/,

28/ Джамбудхваджа, Какаджангха, и еще Сварнака и Тапаса, Кайдари и Шали-

карна, Диргхагатра и Шалика,

29/ Каутса и Тандаяни, и также Пингала и Читрака, Бандхула и Баллака, и

ещё Мушчика и Сайндхаваяна,

30/ Тайтила и Бхаргава, а также Шучи и Бахула, Абудха и Будхасена, и ещё

Пандукарна и Сукерала,

31/ Риджука и Мандака, Шамбара и Ванджула, Магадха и Сарала, Картара и

Угра,

32/ Тушара и Паршада, Гаутама и Бадараяна, Вишала и Шабала, Сунама и ещё

Меша,

33/ Калия и Бхрамара, и также еще Питхамукха, Муни, Накхакутта и Ашма-

кутта, а также Шатпада с Уттама,

34/ Падука и Апанаха, и еще Шрути и Ашасвара также, Агникунда и Аджья-

кунда, и Витандма и Тандма тоже,

35/ Картаракша и Хираньякша, Кушала и Духсаха также, и ещё Ладжа, Бхая-

нака, Бибхатса с Вичакшана,

36/ Пундракша и Пундранаса, и также Асита и Сита, Видьюджджихва и Маха-

джихва, а также Шаланкаяна,

37/ Шьямаяна и Матхара, и ещё Лохитанга также, Самвартака, Панчашикха,

Тришикха и Шикха тоже,

38/ Шанкхаварнамукха, Шанда и Шанкукарна также, Шакранеми, Габхасти а

также Ашумали и Шатха,

39/ ещё Видьюта, Шатаджангха и также Роудра и Вира.

 

По приказу Прародителя и из желания блага миру,

40/ я назначил каждому из сыновей роль, на которой он должен сосредото-

читься и стать искусным в ней.

41/ О дваждырожденные, решил я представить известные мне три вритти

/стиля /- бхарати, саттвати и арабхати.

42/ И вот, с почтительным поклоном уведомил об этом Брахму. Но напомнил

мне Наставник богов, что существует еще один стиль – кайшики /изящ-

ный/.

43/ "Говори, о лучший из дваждырожденных, чего тебе не хватает для

этого?" - так он спросил меня, и я ответил:

44/"Пусть будет дана мне, о Счастливый, та материя, сама природа которой

соответствует изяществу. Я видел танец Счастливейшего Синегорлого

/Шивы/, его совершенное исполнение композиций чистого танца и

oдухотворенные чувства.

45/ И я видел, что изящному стилю соответствует чувство любви (эротики) / Шрингара раса / нежное и благотворное.

46/ Но мужчины не способны это исполнить. Здесь должна появиться жен-

щина." И тогда небывалым сосредоточением мысли Всевышний создал

апсар,

47/ искусных в украшении Натья, и отдал их мне для участия в представ-

лении.

Вот их имена:

Манджукеши /та, что обладает прекрасными волосами/, Сукеши /с длинными

волосами/ и Мишракеши /с разноцветными волосами/, а также Сулочанам

/обладательница красивых глаз/,

48/ Саудамини /блеском подобная молнии/, Девадатта /подарок Богов/, Дева-

сена /затмевающая войско богов/,Манорама /радующая сердце/,Судати

/щедрая/, и еще Сундари /прекрасная/, и Видагдха /испепеляющая/,

и также Випула /Сильная/,

49/ Сумала /обладающая чудесной гирляндой/, и еще Сантати /постоянная/,

Сунанда /счастливая/, а также Сумукха /с красивым лицом/, Магадхи

/знающая пракриты/, Арджуни /та, у кого светлая кожа/, Сарала

/честная/, и ещё Керала /мягкая/, и Дхрити /мужественная/,

50/ также Нанда /радостная/, и Сапушкала /громкоголосая/, и ещё Калама

/нежная/. Все они были отданы мне.

Свати и его ученики по собственному желанию заиграли каждый на своем

музыкальном инструменте,

51/ а Нарада и другие гандхарвы запели в гармонии с ними.

Итак, глубоко изучив эту Натья,

52/ я вместе со всеми сыновьями, а также Свати и Нарадой приблизился к

Брахме, причине всех Вед и Веданг. Сложив молитвенно руки, я хотел

узнать, как дальше должно мне применить Натья.

53/ "мы овладели Натья и осмыслили ее. Скажи, что я должен делать даль-

ше?" Выслушав эти слова, Прародитель ответил:

54/ "Начинается благой праздник в честь Знамени Великого Индры. Настал

очень подходящий момент для представления.

55/ Здесь и теперь эта Веда, называемая Натья, должна быть представлена."

И на том торжестве в честь Знамени, по случаю уничтожения асуров и

данавов

56/ и победы Великого Индры, я сначала произнес молитвенное благосло-

вение Нанди - дивное создание Вед, состоящее из восьми строк,

57/ а после воспроизвел в форме представления, как дайтьи были побеждены

богами.

58/ Я показал то, как с воем обратились в бегство данавы и то, как в

битве пронзались и рассекались их тела. Брахма и боги были удовлет-

ворены представлением.

59/ Тогда каждый из богов преподнес мне и моим сыновьям дар.

Первым обрадованный Индра подарил свое счастливое Знамя.

60/ Брахма - кривой жезл для шута /кутилака/, Варуна - счастливый кувшин,

Сурья - зонт, Шива - магию, Вайю - веер,

61/ Вишну - трон, Кубера - диадему, акустику - богиня Сарасвати.

62/ Остальные же боги, бывшие в том собрании, а также гандхарвы, якши,

ракшасы и паннаги,

63/ подарили каждый то, что наиболее соответствует их роду и занятиям, то

есть: способность говорить, способность чувствовать и способность

создавать раса, а также красоту формы и мощь выражения. Так довольные

мной небожители одарили меня и моих сыновей.

64/ Однако, еще в начале представления, повествующего об уничтожении

дайтьев и данавов, все дайтьи объединились в волнении.

65/ Предводительствуемые Вирупакшей /тот, у кого разные глаза/ и поощ-

ряемые вигхнами /препятствия/, они сказали: "Мы не потерпим этот

спектакль. Убирайтесь!"

66/ Эти же асуры и вигхны своей мистической силой сковали речь, движения

и память актеров.

67/ Увидев распростертого сутрадхара /тот, кто держит нить, т.е. главный

актёр, который распоряжается всем представлением/, Индра задумался:

"Какое бедствие постигло представление?" Он погрузился в размышление.

68/ Когда же он увидел всех участников спектакля, окруженными вигхнами и

среди них неподвижного сутрадхара, как будто погибшего,

69/ он мгновенно поднялся и взял мощное древко высокого Знамени. Его

тело, всегда сверкающее роскошными драгоценностями, стало сверкающим

от ярости.

70/ Одним древком своего Знамени царь богов измельчил в пыль тела вигх-

нов и асуров, находящихся на сцене.

71/ Тогда, обрадованные их уничтожением, небожители сказали:

72/ "О, что за дивное это оружие, превращающее в прах. Ты испепелил все,

что натворили данавы.

73/ Поскольку ты этим древком Могучего Знамени вигхнов и асуров

превратил в пыль, постольку пусть будет оно теперь называться

Джарджара /уничтожающее/.

74/ И если оставшиеся в живых злодеи приблизятся, чтобы нанести вред, то

завидев одно лишь древко твоего Знамени, называемое Джарджара, они

тут же исчезнут."

75/ «Да будет так! - ответил тогда богам Индра, - Джарджара, ныне

защитившее представление, и впредь будет защищать всех служителей

Натья. »

76/ Однако, когда продолжились восхваления на пышном празднике Могучего

Бога, оставшиеся в живых вигхны напустили на актеров страх.

77/ Увидев намерение тех дайтьев, рожденное испорченностью их характеров,

оскорбить Натья, я со своими сыновьями приблизился к Брахме с такими

словами:

78/ "О Счастливейший, решительны вигхны в уничтожении всего, что связано

с Натья. О владыка богов, укажи верный способ защитить ее."

79/ Тогда Брахма приказал Вишвакарману /созидающий все/: "Построй совер-

шенное здание для Натья, о Мудрый."

80/ И за малый срок Вишвакарман построил дом для Натья - прекрасный

и непохожий на другие дома.

81/ И, придя в зал собраний, и, сложив в молитве руки, сказал: "О Гос-

подь, дом для Натья готов, тебе же следует осмотреть его."

82/ Тут же Брахма вместе с Могучим Индрой, другими богами и всеми, кто

там находился, пошли смотреть здание Натья.

83/ Осмотрел тот дом Брахма и так сказал всем богам: "Каждый из вас в

наиболее соответствующей ему части, да защитит этот дом Натья.

84/ Чандрамас /луна/ пусть следит за охраной всего здания, Локапалы

/четыре опоры мира/ должны защищать четыре стороны, а Маруты /вет-

ры/ - промежутки между ними.

85/ Место театральной уборной пусть будет под охраной Митры, верх здания

да защитит Варуна, Вахни /огонь/ должен оберегать жертвенник, а музы-

кальные инструменты охраняются всеми небожителями.

86/ Четыре варны отвечают за четыре колонны, адитьи же и рудры - за

пространство между ними.

87/ Бхуты /духи/ встанут на охрану костюмерных, в одних комнатах пусть

покровительствуют апсары, а в других - якшини, пол же под защитой

Великого Океана остается.

88/ Двери комнат отданы для охраны Случаю и Времени, а у их створок пусть

встанут два главных нага великой силы,

89/ на пороге дома Натья ляжет жезл Ямы, над ним его копье, а привратни-

ками встанут Мритью /смерть/ и Нияти /судьба/.

90/ Около сцены да поместится сам Великий Индра, а в маттаварани - его

Молния, дайтьев уничтожительница.

91/ Бхуты, якши, пишачи и гухьяки, все обладающие великой мощью, будьте

поддержкой колонн маттаварани.

92/ Джарджара да охранит громовая стрела Индры, дайтьев губительница, а

его чати пусть стерегут цари среди богов неизмеримой мощи -

93/ так, в верхней его части расположится Брахма, в следующей Шива, в

третьей Вишну, в четвертой Сканда, а в Пятой Великие Наги - Шеша,

Васуки и Такшака. Именно так должны разместиться боги в Джарджара

для сокрушения вигхнов.

94/ Что касается сцены, то в центре стоит сам Брахма /поэтому именно там

рассыпают цветы, принесенные в ладонях/,

95/ те же, что живут в нижнем мире, якши, гухьяки и паннаги соответ-

ственно станут охранять её низ.

97/ Героя да оберегает Индра, а героиню - Сарасвати; шута защитит слог

ОМ, а всех остальных милостивый Шива.

98/ Те божества, что приставлены для защиты, они же и покровителями

будут." - так сказал Брахма.

99/ Между тем боги все сказали Прародителю: "Эти взволнованные вигхны

теперь должны быть тобой умиротворены.

100/ Во-первых, следует применить увещевание, во-вторых - щедрость, после

этих двух - посеять разлад между ними, и наказание исполнится само

собой."

101/ Выслушав речь Богов, Брахма обратился к вигхнам: "Господа, почему вы

поднимаетесь для уничтожения всего, что связано с Натья?"

102/ Услышав слова Брахмы, Вирупакша сказал от имени дайтьев и вигхнов:

"Эта Натья, что сотворена Счастливейшим по желанию богов, нас пред-

ставляет в невыгодном свете в пользу богов. Так она сделана Сущим.

104/ О Великий творец миров! Ты не должен склоняться ни к тем ни к этим.

Как боги, так и данавы, все от тебя произошли."

105/ На эту речь дайтьев так ответил Брахма: "Довольно вам гневаться,

дайтьи невинные, оставьте отчаяние.

106/ Мной созданная Натьяведа имеет ввиду взаимосвязь карма и бхава,

выбор между добром и злом, и имеет отношение как к вам, так и к богам.

107/ И, наконец, здесь на самом деле нет предпочтения вам или богам, но

её предметом служит бытие всех трех миров.

108/ Иногда это подлинная вера, иногда розыгрыш, то речь идет о стремле-

нии к выгоде, то о владении своми чувствами, баталия сменяет комедию,

и смерть следует за любовью.

109/ Вера - для обращенных к вере, любовь - для жаждущих наслаждений,

исцеление - для дурных нравом, а для благонравных - власть.

110/ Малодушному - дерзость, гордому воину - мощь, глупцу - прозрение,

мудрость - ученому,

111/ царям - развлечение, твердость - страдающему от несчастья, живущим

ради пропитания - богатство, удовлетворение - взволнованному фанта-

зией.

112/ Эта созданная мной Натья, что воспроизводит происходящее во всех

трех мирах, содержащая в себе различные ситуации, многими бхава

наполненная,

113/ относящаяся как к судьбам лучших из героев, так и к уделу низменных

и посредственных людей, включающая добрые наставления, создающая ра-

дость, удовлетворенность и другие блага,

114/ повествующая о раса, бхава и карма /о переживаемых чувствах, о

каждом движении души и результатах всех деяний/ - эта Натья впредь

будет существовать во Вселенной.

115/ Несущая облегчение угнетенным обидой, опечаленным заботой, измученным

горем, бедным - эта Натья будет существовать, пока существует время.

Способствующая добродетели и славе, дарующая исцеление и счастье,

приумножающая ум и рождающая наставления мирам - эта Натья будет

существовать.

116/ Нет того знания, нет того мастерства, нет той науки, нет того искусст-

ва, нет того волшебства, нет того ритуала, который бы не был показан

в этой Натья.

117/ Поэтому, господа, вы не должны гневаться на богов. Воспроизводящая

жизнь семи островов /Саптадвипа/ - эта Натья будет существовать.

118/ Кого же представляет эта Натья, что мной создана? Она показывает

полностью происходящее как с девами /богами/, так и с асурами, а также с

царями, простолюдинами и божественными мудрецами.

119/ Что же называется Натья? Когда представляется природа сотворенных

миров, подверженная чередованию счастья и несчастья, с помощью

абхиная /мимики и пантомимы/ - это называется Натья.

Представляющая ведические откровения и научные знания, истории подлин-

ные и вымышленные, и освобождающая от забот - эта Натья будет сущест-

вовать.

Содержащая все истины, воспринятые на слух, и истины, вписанные в ко-

дексы, обычаи, оставленные предками и полезные изобретения, несущая

развлечение - эта Натья будет существовать среди живущих."

120/ Затем Прародитель велел всем богам совершить, согласно правилам, трой-

ное жертвоприношение во внутреннем пространстве этого здания для

Натья.

121/"Да будет правильной эта жертва, с соответвующими в каждом случае да-

рами, пищей, услаждающей тех богов, которым она приносится и жерт-

венным возлиянием, освященным молитвой.

122/ Все пришедшие в мир смертных жертвой достигают блага. Но не совершив

жертвоприношение на сцене, не следует даже начинать представление.

123/ Для того, кто, не почтив богов сцены, будет участвовать в представле-

нии, бесплодными окажутся все его знания, и будет он впредь рожден

животным.

124/ Поэтому, исполнителями Натья обязательно и со всем тщанием должно

совершаться богослужение на сцене с жертвоприношением, соответст-

вующим каждому божеству.

125/ Если артист, пусть и обладающий богатством и почетом, не приносит

жертвы, то в результате он достигает противоположного - он всё

теряет.

126/ Тот же, кто совершает жертвоприношение согласно правилам и сосредото-

ченно, тот, получив счастье и богатство этого мира, достигает

высшего." -

127/ Так сказав, Господь Брахма, будучи в окружении богов, приказал мне:

"Исполни обряд жертвоприношения божествам сцены!"

 

Такова первая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая

Возникновение Натья.

Итак, глава вторая в Натьяшастра Бхараты.

«Построение здания Натья».

 

1/ Выслушав речь Бхараты, мудрецы снова обратились к нему: "О Благород-

ный, теперь мы хотим услышать о жертвоприношении, совершаемом на

сцене.

2/ Что это за ритуал? Каковы правила Богослужения? И как в будущем люди

должны освящать здание Натья?

3/ Но так как в этом материальном мире магия Натья начинается именно с

построения дома для Натья, то сначала тебе следует дать его опи-

сание."

4/ Услышав вопросы тех мудрецов, Бхарата сказал: "Да будет услышано то,

каким образом должно исполнять жертвоприношение в стенах Натья.

5/ Однако, поскольку, в отличие от богов, что творят свои небесные дома

и сады лишь мыслью о домах и садах, человеческие целенаправленные

труды должны всегда сопровождаться усилием, таково становление всех

живущих в мире людей,

6/ то сначала узнайте, каким именно образом должен быть построен дом для

Натья, как следует выбирать для него место, как оно должно быть ос-

вящено и каким способом нужно проводить богослужение и исполнять

обряд жертвоприношения.

7/ Осмотрев созданные мудрым Вишвакарманом, согласно учению шастр,

три формы театрального здания -

8/ прямоугольную, квадратную и треугольную, чьи размеры, соответственно,

большой, средний и малый,

9/ чья пропорция определена отношением хаста - данда /локтя к жезлу/,

и она такова - 108, 64 и 32,

10/ где - вмещающее 108 хаста - большое здание, 64 - среднее, а 32 - ма-

лое,

11/ Брахма установил: "Пусть большое здание будет для богов, среднее –

для царей, а малым - пусть все остальные располагают."

По традиции, из всех зданий, среднее предпочтительней. Здесь и дек-

ламация, и пение хорошо слышны. Для каждого здания существует три

разных способа проведения церемонии - для прямоугольной, квадратной

и треугольной форм, т.е. большой, малой и средней.

Да узнают это исполняющие Натьяведа.

12/ Следующая пропорция установлена Вишвакарманом, и именно такой должна

быть соблюдена во всех трех формах всех трех видов театральных

зданий.

13/ Вот названия ее составляющих: атом, пылинка, толщина волоса, личинка

мельчайшего насекомого, мельчайшее насекомое, зерно ячменя, ширина

большого пальца руки, хаста, данда.

14/ 8 атомов пылинку составляют, 8 пылинок, говорят, составляют толщину

волоса, а 8 волосков должны быть размером с личинку. Малейшее насе-

комое из 8 своих личинок должно состоять,

15/ а 8 насекомых, как должно быть известно, это уже зерно ячменя.

Также 8 ячменных зерен - это толщина большого пальца. Подобно этому

24 больших пальца - хаста составляют,

16/ а 4 хаста, говорят, определяют данда. Исходя из этой размеров,

я буду объяснять дальше.

17/ Пусть здесь, в этом материальном мире, длина здания для Натья

будет в 64 хаста, а ширина в 32.

18/ И впредь, устроители не должны делать театральное здание,

из-за которого не будут видны бхава идущего там действия.

19/ Так, если здание слишком длинное, то звук произносимого стиха легко

уходит вверх, и нелетящий по природе голос весьма неблагозвучным и

резким становится.

20/ А из-за слишком длинного зала, абхиная и мельчайшие движения

зрачков, сопровождающие различные бхава, будут неразличимы.

21/ Поэтому, из всех форм зданий для Натья, средняя предпочтительней.

Там и произносимый текст и пение будут хорошо слышны.

22/ Напоминаю, что боги творят мыслью, а человек и вся его жизнь - это

достижение через физическое напряжение,

23/ и не должен человек соперничать с богами в способности созидания.

Здесь я даю описание здания Натья только для людей.

24/ Устроитель, тебе следует сначала осмотреть участок земли, а потом, с

желанием добра, начинать измерение.

25/ Участок для дома Натья должен быть выбран такой, где земля ровная, у

устойчивая, твердая и черного, а не бледного цвета.

26/ Убрав вначале кусочки дерева, черепки, траву, кусты, следует вспахать

ее плугом и, очищенную, мерной нитью разметить.

27/ три северных созвездия - Саумья, Вишакха и Ревати, а также Хасти,

Тишья и Анурадха благоприятны для ритуалов, связанных с Натья.

А белую измерительную нить следует натягивать под влиянием соз-

вездия Пушья.

28/ Сама эта нить должна быть сплетена мудрецами из волокон хлопка, травы

бальбаджа, осоки и коры. Нервущейся она должна быть.

29/ Если пополам порвется та нить - неотвратима смерть царя, если на три

части - жди бунта среди народа,

30/ если же на четыре части разорвется та нить, считается, что неизбежна

смерть устроителя Натья, и, наконец, если эта белая нить выпадет из

рук, то непременно случится какой-нибудь убыток в стране.

31/ Поэтому, осторожно натягивая нить, всегда крепко держите ее. Изме-

рения для дома Натья должны делаться с большой тщательностью и

осторожностью.

32/ Теперь, в день считающийся счастливым, и в подходящий момент благо-

приятного лунного дня,

33/ после того, как Брахманы совершат возлияние воды во имя мира, ту нить

следует натянуть и отмерить расстояние в 64 хаста. Затем эту длину

надо разделить пополам.

34/ Дальняя часть еще раз пополам пусть будет поделена, и первая из этих

двух равных половин - это сцена,

35/ А во второй части следует разместить гримуборные.

Таким образом, поделив площадку на части,

36/ под счастливой звездой и под звуки раковин, литавр и удары барабанов,

начинайте закладывать основание здания.

37/ Однако перед тем следует удалить тех, кто может причинить зло -

это люди, неосвященные жертвой, неутомимые еретики,

38/ низкого происхождения и нечестные.

С наступлением же ночи должно принести жертву четырем сторонам света

39/ различной пищей и дарами, благовониями, а также цветами, листьями и

плодами. Пища белого цвета - на восток, темного - на юг,

40/ желтая - на запад, а красная - на север. Каждой стороне света и соот-

ветствующему ей божеству

41/ жертва преподносится с полным прочтением мантр. При этом брахманам

следует отдать рис с топленым маслом, приготовленный на молоке,

42/ царю - медовую смесь, а устроителю Натья - рисовые шарики.

И только после этого, при благоприятном расположении планет, мудрыми

должно быть заложено основание здания.

43/ В благоприятный момент и подходящий день лунного календаря, заложив

основание, следует начать возведение стен.

44/ Потом, завершив возведение стен, при счастливых предзнаменованиях

и доброй луне, приступить к установлению колонн.

45/ Устанавливать колонны нужно при Луне в созвездии Рохини или Шравана.

Это должен совершить жрец, обладающий этим знанием, после трех ночей

поста.

46/ Итак, установление колонн должно происходить в день, обозначенный

астрологическими расчетами и на восходе Солнца.

Основание первой колонны - Колонны Брахман - следует освятить

возлиянием топленого масла с горчицей

47/ и преподнести в пищу жрецам рис на молоке, в ритуале должны участ-

вовать предметы только белого цвета.

Основание Колонны Кшатрий должно быть украшено цветочными венками и

тканями,

48/ все должно быть красного цвета, а дваждырожденным дано подношение из

рисовых шариков. Колонна Вайшья расположена на северо-западе,

49/ ей все желтое должно быть преподнесено, а дваждырожденным - рис с

топлёным маслом. Колонна Шудра - опора на северо - востоке.

50/ Пища, приготовленная для дваждырожденных, должна быть почти черного

цвета - это рис с приправой из кунжута.

В основание вышеназванной Колонны Брахман, украшенной белой гирляндой

из цветов,

51/ следует заложить золотую серьгу. В основание колонны, называемой

Кшатрий, закапывается медь,

52/ основанию Колонны Вайшья серебро жертвуется, основанию колонны

ШУДРА даруется железо.

53/ И таким образом, в основании каждой колонны замурована драгоценность.

Теперь же, в день, объявленный благословенным и счастливым, непре-

менно с возгласом "победа!",

54/ обряд установления, прежде украшенных цветочными гирляндами, колонн

должен быть совершен при неограниченной раздаче драгоценностей, коров

и одежд.

55/ Теперь следует поднимать колонны. Ставить их надо непременно устой-

чиво, не сотрясая и не наклоняя.

56/ Вот то зло, которое возможно при возведении колонн: неизбежна засуха,

если колонна пошатнется, при наклоне - опасность мора,

57/ а при сотрясении будет очень большая опасность от вражеского войска.

Без этих ошибок колонна должна быть установлена на счастье.

58/ При освящении колонны "Брахман" должны быть сделаны дары жрецам и

коровам, а при возведении колонны остатки жертвенной пищи должно

отдать строителям.

59/ В награду жрецу и царю мудрым наставником в Натья должны быть пред-

ложены мед и молоко для наслаждения,

60/ а между всеми остальными разделен соленый рис с кунжутом.

Вот главная молитва, произносимая согласно правилам при поднятии ко-

лонн:

61/ "Как неподвижны гора Меру и могучий Химаван, так и ты недвижима будь

и доставь победу лучшему из людей."

62/ Двери, стены и гримуборные нужно сооружать таким же образом, с по-

мощью богослужения и ритуального жертвоприношения.

63/ Около рангапитха должна быть построена маттаварани,

64/ присоединенная к 4-м столбам, соразмерная рангапитха, высотой 1,5

хаста.

65/ Рангамандапа должна быть высотой равна этим двум и украшена цветоч-

ными гирляндами различных расцветок, курениями, благовониями и тка-

нями,

66/ а также дарами и жертвами, приятными для духов.

В основание колонн, на счастье, должно быть положено железо,

67/ а в пищу брахману отдан рис с кунжутом. Таким образом, после совер-

шения ритуала, следует построить маттаварани,

68/ потом, с помощью правильного ритуала и жертвы, должна быть сделана

рангапитха, и рангаширша, снабженная шестью деревянными опорами.

69/ Здесь же должны быть две двери, ведущие в гримуборную.

Теперь надо аккуратно заполнить намеченное для рангаширша прост-

ранство чёрной землей.

70/ Для этого - старательно запрячь в плуг двух белых быков и вспахать

землю, очистив сначала ее от комьев, травы и камней.

71/ Затем мужчины - рабочие, которые победили телесные недуги, должны пе-

ренести эту землю, по частям, в новых, ранее не использованных, корзи-

нах на участок, приготовленный для рангаширша.

72/ Так тщательно и по правилам должна быть сделана рангаширша. Ее поверх-

ность не должна быть как панцирь черепахи /куполообразная/ или спина

рыбы /заостренной/.

73/ Рангаширша должна быть гладкой, чистой и ровной. Мудрые закладывают

здесь при жертвоприношении драгоценные камни -

на востоке - брильянт,

74/ кошачий глаз - на юге, хрусталь - на западе, коралл - на севере, а в

середине - золото.

75/ Далее, сделав рангаширша, необходимо соорудить дарукарма /деревянную

декорацию/, соединенную деталями уха и пратьюха, используя разнооб-

разные ремесленные искусства.

76/ Снабженная различными санджавана, украшенная изображениями диких

животных, ей следует находиться здесь полностью орнаментированной.

77/ Также снабженная деталями нирвьюха и куха ра, где во множестве рас-

положены красивые круглые окна,

78/ которые должны быть растянуты в линию, подобно сидящим голубкам, и

украшенная колоннами, опирающимися на хорошо утрамбованную поверхность.

79/ Итак, сделав дарукарма, следует взяться за возведение стен.

Дверь не следует делать напротив другой двери или угла, окна или выс-

тупающих предметов /вешалки?/, или колонны.

80/ Натьямандапа должна быть покрыта каменным, а поверх деревянным полом.

81/ Незначительный ветер или безветрие создает глубокое звучание, поэтому

натьямандапа устроителями должна быть сделана без сквозняков,

82/ и тогда звучание оркестра не потеряет своей искусности.

Теперь, сделав по правилам стены, следует их побелить.

83/ Необходимо приготовить известь и старательно распределить ее по

всей поверхности прежде очищенных стен.

84/ Потом стены надо раскрасить. Следует делать это весной. На картинах

должны быть изображены мужчины и женщины,

85/ узоры из вьющихся растений и сюжеты, дающие пользу для ума.

Вот таким образом должно быть сделано устроителями прямоугольное

здание Натья.

86/ Теперь же я расскажу об особенностях квадратного здания. Все

его стороны должны быть равны 32-м хаста.

87/ Оно должно быть расположено на благоприятной земле. Все, без исклю-

чения, ранее упоминавшиеся правила и счастливые приметы для прямоу-

гольного здания должны быть соблюдены.

88/ Квадратное здание Натья следует строить по тем же законам. Сделав

ровный квадрат и разделив его мерною нитью,

89/ по всему периметру нужно сложить крепкую кирпичную стену. Внутри,

сзади рангапитха, должны быть поставлены устроителями Натья

10 мощных колонн

90/ для поддержания мандапа, и также колоннада снаружи зрительного зала,

имеющего форму ступеней.

91/ Стулья в зрительном зале должны быть сделаны из кирпича и дерева,

и расположены так, что каждый следущий ряд выше предыдущего на одну

хаста.

92/ Места для людей, наблюдающих рангапитха должны быть сделаны правильно.

Еще 6 других колонн, как указано, должны быть расположены по правилам

непосредственно за сиденьями.

93/ Знающий должен установить в поддержание натьямандапа еще 8 крепких

колонн, расположенных над теми.

94/ Теперь следует сделать сцену размером в 8 хаста.

95/ Знатоками здесь должны быть возведены колонны для поддержания навеса.

Они должны стоять на земле, а их верх украшен женскими статуями.

96/ Потом должна быть так же тщательно сделана гримерная комната. Одна ее

дверь пусть выходит на сцену.

97/ А другая дверь, для входа зрителей, должна быть сделана на фасаде.

98/ Итак, размером в 8 хаста должна быть сделана рангапитха, квадратная,

с ровным полом и украшенная жертвенником.

99/ Но прежде должна быть сделана маттаварани указанного размера, с че-

тырьмя колоннами возле жертвенника.

100/ Сцена может быть и приподнятой, и на уровне земли. В прямоугольной

конструкции высокой она должна быть, но в квадратной - ровной с

землей.

101/ Итак, по этим правилам должно возводить квадратное здание.

Теперь же я расскажу об особенностях треугольного здания.

102/ Устроителями Натья оно должно быть построено с тремя углами, в

середине же должна быть треугольная сцена.

103/ Дверь должна быть сделана там, где угол здания. Другая же дверь –

позади сцены.

104/ Все правила установления стен и колонн для квадратного здания рас-

пространяются и на треугольное.

105/ Именно так, по этому описанию, мудрые должны сделать дом для Натья.

Дальше я буду говорить о правилах проведения богослужения.

 

Такова в Натьяшастра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: