Опыт 3. Влияние на равновесие в растворе электролита добавление вещества, содержащего одноименный ион




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

I. Вопросы и упражнения

  1. Запишите в молекулярном, ионно-молекулярном и кратком (сокращенном) ионно-молекулярном виде предложенные реакции, сделайте обоснованный вывод об обратимости (необратимости) процессов
Молекулярные уравнения Ионно-молекулярные уравнения Краткие ионно-молекулярные уравнения Вывод об обратимости процессов
Хлорид меди(II) + гидроксид калия            
Карбонат калия + хлороводородная кислота          
Серная кислота + гидроксид калия          
Сульфат калия + нитрат натрия          
Гидроксид хрома(III) + хлороводородная кислота          
Гидроксид хрома(III) + гидроксид натрия          
  1. Запишите процесс диссоциации гидроксида олова(II) по типу основания.


Укажите, как повлияют на процесс диссоциации (диссоциация усилится или замедлится):

Фактор Влияние (объяснить причины)
Разбавление    
Нагревание    
Добавление щелочи    
Добавление кислоты    
Добавление соли, содержащей одноименный ион (Sn2+)    

 

 

II. Выполнение работы

Цель работы:

Опыт 1. Сравнение химической активности сильных и слабых электролитов

Опыт 1а. На универсальную индикаторную бумагу нанесите по 1 капле 2н растворов соляной и уксусной кислот. Определите рН растворов. Почему они различаются? Напишите уравнения электролитической диссоциации соляной и уксусной кислот. Сделайте вывод о соотношении значений рН раствора сильной и слабой кислоты.

Опыт 1б. На универсальную индикаторную бумагу нанесите по 1 капле 2М растворов гидроксида натрия и гидроксида аммония. Определите рН растворов. Почему они различаются? Напишите уравнения электролитической диссоциации гидроксида натрия и гидроксида аммония. Сделайте вывод о соотношении значений рН раствора сильного и слабого оснований.

 

Заполните таблицу 1.

Таблица 1. Опыт 1а, 1б. рН растворов кислот и оснований

Формула электролита Концентрация раствора электролита Уравнение диссоциации электролита Цвет индикаторной полоски Значение рН в растворе электролита Кд электролита
HCl        
CH3COOH        
NaOH        
NH4OH        

 

Опыт 1в

В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну налейте приблизительно 1 мл уксусной кислоты, в другую – столько же соляной кислоты. Что Вы наблюдаете? В какой пробирке реакция идет интенсивнее? Напишите в молекулярной и ионно-молекулярной форме уравнения соответствующих реакций и объясните, почему в одной пробирке скорость реакции больше, чем в другой.

Опыт 1г

В две пробирки налейте приблизительно по 1 мл 2н раствора хлорида кальция. В одну пробирку прилейте столько же 2н раствора гидроксида натрия, в другую – гидроксида аммония. Что Вы наблюдаете? Объясните причину различного воздействия на хлорид кальция взятых оснований. Напишите в молекулярной и ионно-молекулярной форме уравнения наблюдаемых Вами процессов.

Заполните табл. 2.

 

Таблица 2. Сравнение химической активности сильных и слабых электролитов

  Уравнения реакций Наблюдения Выводы
Опыт 1в        
Опыт 1г        

 

Опыт 2. Условия протекания ионно-обменных реакций до конца

Опыт 2а Реакции, протекающие с образованием осадков.

В 2 пробирки налейте одинаковые объемы раствора сульфата меди. В первую пробирку по каплям добавьте раствор гидроксида натрия, во вторую - раствор гидроксида аммония. Что Вы наблюдаете? В каком случае на реакцию понадобилось большее количество основания? Напишите уравнения реакций ионного обмена в молекулярной и ионно-молекулярной форме.

Опыт 2б. Реакции, протекающие с образованием газообразного вещества.

В две пробирки поместите приблизительно равные кусочки мрамора (карбоната кальция). В одну пробирку прилейте 1 мл 2М раствора уксусной кислоты. В другую пробирку – столько же 2М раствора соляной кислоты. В какой пробирке реакция протекает интенсивнее? Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций и объясните разницу в скоростях реакций.

Опыт 2в. Реакции, протекающие с образованием слабых электролитов

В две пробирки налейте по 1-2 мл сульфата хрома (III). Добавляйте по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадка гидроксида хрома (III). Отметьте цвет осадка. В одну пробирку продолжайте добавлять раствор гидроксида натрия, в другую добавьте разбавленный раствор азотной кислоты. Что наблюдается? Запишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах гидроксида хрома (III).

 

 

  Уравнения реакций Наблюдения Выводы
Опыт 2а          
Опыт 2б          
Опыт 2в        

 

 

Опыт 3. Влияние на равновесие в растворе электролита добавление вещества, содержащего одноименный ион

Опыт 3а. Налейте в пробирку 1 – 2 мл уксусной кислоты. Стеклянной палочкой, смоченной в растворе уксусной кислоты, нанесите каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Определите рН раствора. Затем в пробирку добавьте небольшое количество (на кончике шпателя) ацетата натрия. Тщательно перемешайте до полного растворения внесенного порошка и стеклянной палочкой перенесите каплю полученного раствора на универсальную индикаторную бумагу. Определите рН раствора. Напишите уравнения электролитической диссоциации уксусной кислоты и ацетата натрия. Объясните причины изменения рН раствора уксусной кислоты при добавлении в него ацетата натрия.

Опыт 3б Аналогичный опыт проведите с раствором гидроксида аммония, определяя рН раствора до и после растворения в нем небольшого количества хлорида аммония. Напишите уравнения электролитической диссоциации гидроксида аммония и хлорида аммония.

Объясните причины изменения рН раствора гидроксида аммония при добавлении хлорида аммония.

 

 

  Уравнения реакций Наблюдения Выводы
Опыт 3а        
Опыт 3б          

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: