ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
I. Вопросы и упражнения
- Запишите в молекулярном, ионно-молекулярном и кратком (сокращенном) ионно-молекулярном виде предложенные реакции, сделайте обоснованный вывод об обратимости (необратимости) процессов
Молекулярные уравнения | Ионно-молекулярные уравнения | Краткие ионно-молекулярные уравнения | Вывод об обратимости процессов |
Хлорид меди(II) + гидроксид калия | |||
Карбонат калия + хлороводородная кислота | |||
Серная кислота + гидроксид калия | |||
Сульфат калия + нитрат натрия | |||
Гидроксид хрома(III) + хлороводородная кислота | |||
Гидроксид хрома(III) + гидроксид натрия |
- Запишите процесс диссоциации гидроксида олова(II) по типу основания.
Укажите, как повлияют на процесс диссоциации (диссоциация усилится или замедлится):
Фактор | Влияние (объяснить причины) |
Разбавление | |
Нагревание | |
Добавление щелочи | |
Добавление кислоты | |
Добавление соли, содержащей одноименный ион (Sn2+) |
II. Выполнение работы
Цель работы:
Опыт 1. Сравнение химической активности сильных и слабых электролитов
Опыт 1а. На универсальную индикаторную бумагу нанесите по 1 капле 2н растворов соляной и уксусной кислот. Определите рН растворов. Почему они различаются? Напишите уравнения электролитической диссоциации соляной и уксусной кислот. Сделайте вывод о соотношении значений рН раствора сильной и слабой кислоты.
Опыт 1б. На универсальную индикаторную бумагу нанесите по 1 капле 2М растворов гидроксида натрия и гидроксида аммония. Определите рН растворов. Почему они различаются? Напишите уравнения электролитической диссоциации гидроксида натрия и гидроксида аммония. Сделайте вывод о соотношении значений рН раствора сильного и слабого оснований.
Заполните таблицу 1.
Таблица 1. Опыт 1а, 1б. рН растворов кислот и оснований
Формула электролита | Концентрация раствора электролита | Уравнение диссоциации электролита | Цвет индикаторной полоски | Значение рН в растворе электролита | Кд электролита |
HCl | 2М | ||||
CH3COOH | 2М | ||||
NaOH | 2М | ||||
NH4OH | 2М |
Опыт 1в
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну налейте приблизительно 1 мл уксусной кислоты, в другую – столько же соляной кислоты. Что Вы наблюдаете? В какой пробирке реакция идет интенсивнее? Напишите в молекулярной и ионно-молекулярной форме уравнения соответствующих реакций и объясните, почему в одной пробирке скорость реакции больше, чем в другой.
Опыт 1г
В две пробирки налейте приблизительно по 1 мл 2н раствора хлорида кальция. В одну пробирку прилейте столько же 2н раствора гидроксида натрия, в другую – гидроксида аммония. Что Вы наблюдаете? Объясните причину различного воздействия на хлорид кальция взятых оснований. Напишите в молекулярной и ионно-молекулярной форме уравнения наблюдаемых Вами процессов.
Заполните табл. 2.
Таблица 2. Сравнение химической активности сильных и слабых электролитов
Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы | |
Опыт 1в | |||
Опыт 1г |
Опыт 2. Условия протекания ионно-обменных реакций до конца
Опыт 2а Реакции, протекающие с образованием осадков.
В 2 пробирки налейте одинаковые объемы раствора сульфата меди. В первую пробирку по каплям добавьте раствор гидроксида натрия, во вторую - раствор гидроксида аммония. Что Вы наблюдаете? В каком случае на реакцию понадобилось большее количество основания? Напишите уравнения реакций ионного обмена в молекулярной и ионно-молекулярной форме.
Опыт 2б. Реакции, протекающие с образованием газообразного вещества.
В две пробирки поместите приблизительно равные кусочки мрамора (карбоната кальция). В одну пробирку прилейте 1 мл 2М раствора уксусной кислоты. В другую пробирку – столько же 2М раствора соляной кислоты. В какой пробирке реакция протекает интенсивнее? Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций и объясните разницу в скоростях реакций.
Опыт 2в. Реакции, протекающие с образованием слабых электролитов
В две пробирки налейте по 1-2 мл сульфата хрома (III). Добавляйте по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадка гидроксида хрома (III). Отметьте цвет осадка. В одну пробирку продолжайте добавлять раствор гидроксида натрия, в другую добавьте разбавленный раствор азотной кислоты. Что наблюдается? Запишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах гидроксида хрома (III).
Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы | |
Опыт 2а | |||
Опыт 2б | |||
Опыт 2в |
Опыт 3. Влияние на равновесие в растворе электролита добавление вещества, содержащего одноименный ион
Опыт 3а. Налейте в пробирку 1 – 2 мл уксусной кислоты. Стеклянной палочкой, смоченной в растворе уксусной кислоты, нанесите каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Определите рН раствора. Затем в пробирку добавьте небольшое количество (на кончике шпателя) ацетата натрия. Тщательно перемешайте до полного растворения внесенного порошка и стеклянной палочкой перенесите каплю полученного раствора на универсальную индикаторную бумагу. Определите рН раствора. Напишите уравнения электролитической диссоциации уксусной кислоты и ацетата натрия. Объясните причины изменения рН раствора уксусной кислоты при добавлении в него ацетата натрия.
Опыт 3б Аналогичный опыт проведите с раствором гидроксида аммония, определяя рН раствора до и после растворения в нем небольшого количества хлорида аммония. Напишите уравнения электролитической диссоциации гидроксида аммония и хлорида аммония.
Объясните причины изменения рН раствора гидроксида аммония при добавлении хлорида аммония.
Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы | |
Опыт 3а | |||
Опыт 3б |