Структура психики. Познавательные процессы.




Психическиепроцессы: познавательные : ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение; эмоциональные : эмоции, чувства; волевые : механизмы волевых действий, волевые качества. Психическиесостояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д. Психическиесвойства: направленность потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, способности.
Психическиеобразования: знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения

Основная структура психики:

Первый блок системы психики составляют потребности, а также обеспечивающие их удовлетворение совокупность мотивов, побуждений к активной деятельности и соответствующих чувств. Именно эта совокупность потребностей и обеспечивающая их эмоционально- мотивационная сфера являются центральным, управляющим блоком всей психики. На физиологическом уровне за осуществление этой управляющей и побуждающей функции отвечают определенные отделы мозга человека и животных.

Причем характер потребностей личности служит важнейшим показателем уровня ее развития.

Второй блок психики образует подсистема «отражения», сохранения и переработки информации. Она является периферийной подсистемой по отношению к центральной подсистеме, совокупности потребностей. Образующие ее процессы ощущений, восприятий и мышления, т.е. сознания, выступают как регулятор взаимодействия субъективного мира психосферы, основанной на потребностях, с объективной природной и социальной средой.

Этот исполнительный блок психики человека обеспечивает на основе ориентировки в особенностях конкретной ситуации выполнение задаваемых первым блоком врожденных или приобретенных психомоторных и речевых программ.

Второй блок психики имеет свою собственную структуру, включающую следующие три компонента:

§ познавательные процессы, процессы сознания, создают возможность ясного видения поступающей извне и снаружи информации о сложившейся в каждый данный момент ситуации. Эта информация включает в себя не только сообщения, идущие из социума. но и сведения, поступающие от организма, из природной среды, а также из собственной психосферы. Познавательные процессы — это традиционно обозначаемые в картинах психической структуры процессы ощущения, восприятия, представления. внимания, памяти, мышления и воображения;

§ психомоторные процессы, т.е. совокупность двигательных действий, которыми человек управляет сознательно, включают в себя осуществление движений тела, конечностей, головы, органов чувств и т.п. Без такого рода действий реализация импульсов, идущих от управляющей психики к исполнительной, была бы невозможной;

§ речь - способ существования психики, выступающий в форме системы знаков, имеющих значение, смысл. Речь может выражать любые процессы, протекающие в психике и за ее пределами. Речь справедливо определяют как словесное измерение мира. Речь в значительной мере определяет формирование и деятельность человека, его сознание и поведение.

 

Психические процессы — это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы продолжаются непрерывно, даже во время сна, причем один вид процесса сменяется другим. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего-то, разнообразными потребностями.

 

Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, восприятия, представления, внимание, мышление, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями (эмоции, чувства, аффект, стресс); волевые, которые обеспечивают принятие тех или иных решений и их последовательное исполнение (борьба мотивов, принятие решений, постановка цели). Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные.

 

Ощущения.

Ощущения - начальный процесс познания. Процесс,в результате которого происходит непосредственный контакт с раздражителями,в результате чего у человека возникают осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений. В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергии физического мира.
Анализаторская деятельность - деятельность органов чувств,которая является физиологической основой ощущений.
Перцептивные системы (перцепция - то же,что и восприятие):
1) Зрительная
2) Слуховая
3) Обонятельная
4) Вкусовая
5) Осязательная
Классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств):
1)Зрительные
2) Слуховые
3) Вестибулярные
4) Осязательные
5) Обонятельные
6) Вкусовые
7) Двигательные
8) Висцеральные ощущения (получаемые из рецепторов, расположенных во внутренних органах)
Интермодальные ощущения -синестезии.
Классификация по локализации рецепторов (по Шеррингтону):
1) Экстероцептивные - возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на внешних поверхностях тела или близко к ним (кожные,вкусовые, обонятельные,слуховые,зрительные)
2) Проприоцептивные (кинестетические - ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий) -отражают движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах,сухожилиях, суставных сумках
3) Интероцептивные (органические) - возникают при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов. Рецепторы этих ощущений располагаются на поверхностях внутренних органов (желудка, пищевода,кишечника).
Кожные рецепторы расположены неравномерно,но на всей поверхности тела:
1) Тактильные ощущения (прикосновения и давления)

2) Температурные ощущения (обеспечивают регуляцию теплообмена организма с окружающей средой)
3) Болевые ощущения (выполняют защитную функцию)
Органические ощущения - ощущения, отражающие жизнь организма. Возникают при нарушении автоматического протекания функций внутренних органов (голода, жажды, ощущения,идущие из сердечно-сосудистой, дых., пол. систем тела,а также трудно дифференцируемые ощущения,составляющие чувственную основу хорошего или плохого общего самочувствия). При нормальной работе данный вид ощущений у человека отсутствует.
Общие закономерности ощущений:
1) Высокая чувствительность к адекватным раздражителям
2) Болевой порог- предельно допустимая интенсивность сигнала,вызывающая изменение модальности ощущения.
Модальность - специфичность определённого ощущения какому-либо раздражителю. Принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), качественность определенности ощущений.
3) Временной порог ощущения - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.
4) Дифференциальная чувствительность - способность устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
5) Адаптация - способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
6) Тренируемость анализаторов - повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
7) Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действий раздражителя (инерция)
Анализатор - это совокупность рецепторов и нейронов мозга, участвующих в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира и в получении о них представления.
Нейрон - нервная клетка, основная функциональная и структурная единица нервной системы; принимает сигналы, поступающие от рецепторов.
Синестезия - явление восприятия,при котором раздражение одного органа чувств вызывает и ощущения, соответствующие др. органу чувств.
Минимальная вел. раздражителя - нижний абсолютный порог ощущения. Начинает вызывать ощущение.
Верхний абсолютный порог ощущения - величина раздражителя,при которой ощущение либо исчезает,либо качественно меняется, например превращается в болевое. Максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, очень громкий звук, слепящая яркость).
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения химического раздражителя на поверхность языка.
Анестезия - отсутствие ощущений при любом самом сильном раздражении.

 

Восприятие.

 

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие — это весьма слож­ный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Основные свойства и виды восприятия:

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

 

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выде­лить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято.

Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей.

Описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления.

Объективный и субъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности.

Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.

 

Внимание.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Функциями внимания являются:

· обнаружение сигнала

· бдительность

· поиск

· избирательное внимание

· распределенное внимание

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда дея­тельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроиз­вольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную ра­боту, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направ­ленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер.

 

Непроизвольное внимание:

· Неожиданность раздражителя.

· Относительная сила раздражителя.

· Новизна раздражителя.

· Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

· Контрастность предметов или явлений.

· Внутреннее состояние человека.

 

Формы внимания

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

· внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

· внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

· моторное внимание.

Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.

Устойчивость — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.

Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Причины переключения внимания:

· Переход обусловлен требованиями деятельности.

· Необходимость включения в новую деятельность.

· В целях отдыха.

 

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

/. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интен­сивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна­ние в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утвержде­нии о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Напри­мер, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя дан­ной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной пози­ции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

 

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипо­тезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности централь­ной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологиче­ский нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические про­цессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

 

Не менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направлен­ное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психи­ческого образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, ис­полнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена внима­нием.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного про­дукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного резуль­тата.

4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оце­нивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — яв­ляются результатом формирования новых умственных действий.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.

В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

Память.

Память – способность удерживать информацию. Одна из психических функций и видов умственной деятельности, процесс запоминания информации или запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Функции памяти.

· Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

· Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

· Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

· Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

.

двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений.

Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

· Мгновенная-10-12 сек;

· Кратковременная - до 30 сек.;

· Оперативная - от нескольких часов до 1,5 суток

· Длительная - сколько угодно. Если информация не ушла из оперативной памяти, то она переходит в долговременное хранение.

И, чье существование под вопросом, генетическая.

Непроизвольная память, имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача. Во втором случае (произвольная память) такая задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Так же памяти подразделяется по сенсорам: слуховая, визуальная, тактильная и т.д.

Нарушение функций памяти:

· Гиперамнезия - усиление памяти.

· Гипамнезия - снижение памяти.

· Амнезия - полная утрата памяти.

· Корсаковский синдром - нарушение кратковременной памяти.

· Ретроградная амнезия - отсутствие воспоминаний до происшествия.

Для улучшения памяти используются различные мнемотехники. Основные приёмы мнемотехники:

· Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

· Рифмизация

· Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

· Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

· Метод Цицерона на пространственное воображение

· Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

· Методы запоминания цифр:

· закономерности

· знакомые числа

11. Мышление.
Мышление - это специфическая форма познания мира. Основные характеристики: опосредованность и обобщённость.
Это целенаправленная, сознательная деятельность человека,направленная на раскрытие существенных связей и отношений,предметов и явлений окружающего мира.
(в широком смысле) - активная познавательная деятельность субъекта,необходимая для его полноценной ориентации в окружающем мире.
(в узком смысле) - процесс решения задач
Задача: в выявлении существенных связей,основанных на реальных зависимостях, в отделении их от случайных совпадений,возникающих в той или иной частной ситуации
Строительный материал для мышления: результаты ощущений и восприятий
Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности,в том числе и субъекта мыслительной деятельности,основной источник его активности.
В бихевиоральном подходе:
1) как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи)
2) отождествляется с "поведением крысы, впервые помещённой в лабиринт"

В процессе мышления выступает взаимосвязь мышления и речи. Мыслительный процесс представляет собой непрерывный процесс актуализации знаний.
По Рубинштейну: процесс мышления - движение знаний в нём
Формы мышления:
1) Понятие (по Блонскому) - возникают вследствие закрепления в мозгу человека наиболее устойчивого, общего,существенного признака того или иного предмета или явления действительности
Понятия образуются как синтез суждений, в каждом из которых существует система обобщённых ассоциаций
Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей
Мышление в понятиях - это оперирование над понятиями объектов,то есть над объектами,отражёнными в этих понятиях.Это высший уровень обобщения,характерный для словесно-логического мышления
2) Суждение - это основная форма мышления, в процессе которой отражаются или утверждаются связи между предметами и явлениями действительности. Это связь между двумя понятиями
это форма мысли, в которой нечто утверждается или отрицается относительно предметов и явлений,их свойств и отношений и которая сама обладает свойством истинности
Структура суждения:субъект (S), предикат (P)(то, что утверждается о субъекте) и логическая связка между ними
Виды:
- общеутвердительные (А)
- частноутвердительные (I)
- общеотрицательные (Е)
- частноотрицательные (О)
3) Умозаключение - выделение из одного из одного или нескольких суждений нового суждения
-индуктивные (от единичных факторов к общему выводу)
- дедуктивные (от общего к частному и единичному)
- по аналогии
Исходное суждение - посылка
Новое - вывод
- непосредственные (те, в которых делается вывод из одной посылки)
- посредственные (вывод делается из нескольких посылок).Самое распространённое силлогизм
Силлогизм - умозаключение,в котором их двух суждений, связанных средним термином, выводится третье суждение - вывод, в котором средний термин отсутствует.
- категорические
- разделительные
- условные

Уровни мышления:
1) Наглядно - действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
2) Наглядно - образное - связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением.
3) Словесно - логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.
4) Абстрактное - на основе отвлечённых понятий,которые образно не представляются. Абстракция- это операция мышления,состоящая в том,что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта отвлекается от остальных. Формируются обобщённые образы реальности
Виды:
1) От исторической эпохи:
- первобытное
-античное
- и т.д.
2) - дивергентное - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы
- конвергентное - вид мышления, обычно ассоциируемый с решением проблем и интеллектом или с любым другим типом задач, когда человек работает над получением одного правильного ответа.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций:

анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Интеллект - (в шир. смысле) вся познавательная деятельность
(в уз. смысле) сфера умственных способностей человека.

 

 

Р. Кеттелла (Западный вариант):
1) "Текучий" - выступает в задачах,которые требуют приспособления к новым ситуациям
2) "Кристаллизованный" - выступает при решении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: