Психическиепроцессы: познавательные : ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение; эмоциональные : эмоции, чувства; волевые : механизмы волевых действий, волевые качества. | Психическиесостояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д. | Психическиесвойства: направленность потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, способности. |
Психическиеобразования: знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения |
Основная структура психики:
Первый блок системы психики составляют потребности, а также обеспечивающие их удовлетворение совокупность мотивов, побуждений к активной деятельности и соответствующих чувств. Именно эта совокупность потребностей и обеспечивающая их эмоционально- мотивационная сфера являются центральным, управляющим блоком всей психики. На физиологическом уровне за осуществление этой управляющей и побуждающей функции отвечают определенные отделы мозга человека и животных.
Причем характер потребностей личности служит важнейшим показателем уровня ее развития.
Второй блок психики образует подсистема «отражения», сохранения и переработки информации. Она является периферийной подсистемой по отношению к центральной подсистеме, совокупности потребностей. Образующие ее процессы ощущений, восприятий и мышления, т.е. сознания, выступают как регулятор взаимодействия субъективного мира психосферы, основанной на потребностях, с объективной природной и социальной средой.
Этот исполнительный блок психики человека обеспечивает на основе ориентировки в особенностях конкретной ситуации выполнение задаваемых первым блоком врожденных или приобретенных психомоторных и речевых программ.
Второй блок психики имеет свою собственную структуру, включающую следующие три компонента:
§ познавательные процессы, процессы сознания, создают возможность ясного видения поступающей извне и снаружи информации о сложившейся в каждый данный момент ситуации. Эта информация включает в себя не только сообщения, идущие из социума. но и сведения, поступающие от организма, из природной среды, а также из собственной психосферы. Познавательные процессы — это традиционно обозначаемые в картинах психической структуры процессы ощущения, восприятия, представления. внимания, памяти, мышления и воображения;
§ психомоторные процессы, т.е. совокупность двигательных действий, которыми человек управляет сознательно, включают в себя осуществление движений тела, конечностей, головы, органов чувств и т.п. Без такого рода действий реализация импульсов, идущих от управляющей психики к исполнительной, была бы невозможной;
§ речь - способ существования психики, выступающий в форме системы знаков, имеющих значение, смысл. Речь может выражать любые процессы, протекающие в психике и за ее пределами. Речь справедливо определяют как словесное измерение мира. Речь в значительной мере определяет формирование и деятельность человека, его сознание и поведение.
Психические процессы — это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы продолжаются непрерывно, даже во время сна, причем один вид процесса сменяется другим. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего-то, разнообразными потребностями.
Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, восприятия, представления, внимание, мышление, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями (эмоции, чувства, аффект, стресс); волевые, которые обеспечивают принятие тех или иных решений и их последовательное исполнение (борьба мотивов, принятие решений, постановка цели). Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные.
Ощущения.
Ощущения - начальный процесс познания. Процесс,в результате которого происходит непосредственный контакт с раздражителями,в результате чего у человека возникают осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений. В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергии физического мира.
Анализаторская деятельность - деятельность органов чувств,которая является физиологической основой ощущений.
Перцептивные системы (перцепция - то же,что и восприятие):
1) Зрительная
2) Слуховая
3) Обонятельная
4) Вкусовая
5) Осязательная
Классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств):
1)Зрительные
2) Слуховые
3) Вестибулярные
4) Осязательные
5) Обонятельные
6) Вкусовые
7) Двигательные
8) Висцеральные ощущения (получаемые из рецепторов, расположенных во внутренних органах)
Интермодальные ощущения -синестезии.
Классификация по локализации рецепторов (по Шеррингтону):
1) Экстероцептивные - возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на внешних поверхностях тела или близко к ним (кожные,вкусовые, обонятельные,слуховые,зрительные)
2) Проприоцептивные (кинестетические - ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий) -отражают движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах,сухожилиях, суставных сумках
3) Интероцептивные (органические) - возникают при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов. Рецепторы этих ощущений располагаются на поверхностях внутренних органов (желудка, пищевода,кишечника).
Кожные рецепторы расположены неравномерно,но на всей поверхности тела:
1) Тактильные ощущения (прикосновения и давления)
2) Температурные ощущения (обеспечивают регуляцию теплообмена организма с окружающей средой)
3) Болевые ощущения (выполняют защитную функцию)
Органические ощущения - ощущения, отражающие жизнь организма. Возникают при нарушении автоматического протекания функций внутренних органов (голода, жажды, ощущения,идущие из сердечно-сосудистой, дых., пол. систем тела,а также трудно дифференцируемые ощущения,составляющие чувственную основу хорошего или плохого общего самочувствия). При нормальной работе данный вид ощущений у человека отсутствует.
Общие закономерности ощущений:
1) Высокая чувствительность к адекватным раздражителям
2) Болевой порог- предельно допустимая интенсивность сигнала,вызывающая изменение модальности ощущения.
Модальность - специфичность определённого ощущения какому-либо раздражителю. Принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), качественность определенности ощущений.
3) Временной порог ощущения - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.
4) Дифференциальная чувствительность - способность устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
5) Адаптация - способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
6) Тренируемость анализаторов - повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
7) Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действий раздражителя (инерция)
Анализатор - это совокупность рецепторов и нейронов мозга, участвующих в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира и в получении о них представления.
Нейрон - нервная клетка, основная функциональная и структурная единица нервной системы; принимает сигналы, поступающие от рецепторов.
Синестезия - явление восприятия,при котором раздражение одного органа чувств вызывает и ощущения, соответствующие др. органу чувств.
Минимальная вел. раздражителя - нижний абсолютный порог ощущения. Начинает вызывать ощущение.
Верхний абсолютный порог ощущения - величина раздражителя,при которой ощущение либо исчезает,либо качественно меняется, например превращается в болевое. Максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, очень громкий звук, слепящая яркость).
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения химического раздражителя на поверхность языка.
Анестезия - отсутствие ощущений при любом самом сильном раздражении.
Восприятие.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Основные свойства и виды восприятия:
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.
Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято.
Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей.
Описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления.
Объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.
Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.
Внимание.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Функциями внимания являются:
· обнаружение сигнала
· бдительность
· поиск
· избирательное внимание
· распределенное внимание
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер.
Непроизвольное внимание:
· Неожиданность раздражителя.
· Относительная сила раздражителя.
· Новизна раздражителя.
· Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
· Контрастность предметов или явлений.
· Внутреннее состояние человека.
Формы внимания
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
· внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
· внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
· моторное внимание.
Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.
Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.
Устойчивость — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.
Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Причины переключения внимания:
· Переход обусловлен требованиями деятельности.
· Необходимость включения в новую деятельность.
· В целях отдыха.
Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:
/. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».
4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Не менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
2. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.
4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.
Память.
Память – способность удерживать информацию. Одна из психических функций и видов умственной деятельности, процесс запоминания информации или запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Функции памяти.
· Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
· Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
· Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
· Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
.
двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
· Мгновенная-10-12 сек;
· Кратковременная - до 30 сек.;
· Оперативная - от нескольких часов до 1,5 суток
· Длительная - сколько угодно. Если информация не ушла из оперативной памяти, то она переходит в долговременное хранение.
И, чье существование под вопросом, генетическая.
Непроизвольная память, имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае (произвольная память) такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Так же памяти подразделяется по сенсорам: слуховая, визуальная, тактильная и т.д.
Нарушение функций памяти:
· Гиперамнезия - усиление памяти.
· Гипамнезия - снижение памяти.
· Амнезия - полная утрата памяти.
· Корсаковский синдром - нарушение кратковременной памяти.
· Ретроградная амнезия - отсутствие воспоминаний до происшествия.
Для улучшения памяти используются различные мнемотехники. Основные приёмы мнемотехники:
· Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
· Рифмизация
· Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
· Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
· Метод Цицерона на пространственное воображение
· Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
· Методы запоминания цифр:
· закономерности
· знакомые числа
11. Мышление.
Мышление - это специфическая форма познания мира. Основные характеристики: опосредованность и обобщённость.
Это целенаправленная, сознательная деятельность человека,направленная на раскрытие существенных связей и отношений,предметов и явлений окружающего мира.
(в широком смысле) - активная познавательная деятельность субъекта,необходимая для его полноценной ориентации в окружающем мире.
(в узком смысле) - процесс решения задач
Задача: в выявлении существенных связей,основанных на реальных зависимостях, в отделении их от случайных совпадений,возникающих в той или иной частной ситуации
Строительный материал для мышления: результаты ощущений и восприятий
Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности,в том числе и субъекта мыслительной деятельности,основной источник его активности.
В бихевиоральном подходе:
1) как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи)
2) отождествляется с "поведением крысы, впервые помещённой в лабиринт"
В процессе мышления выступает взаимосвязь мышления и речи. Мыслительный процесс представляет собой непрерывный процесс актуализации знаний.
По Рубинштейну: процесс мышления - движение знаний в нём
Формы мышления:
1) Понятие (по Блонскому) - возникают вследствие закрепления в мозгу человека наиболее устойчивого, общего,существенного признака того или иного предмета или явления действительности
Понятия образуются как синтез суждений, в каждом из которых существует система обобщённых ассоциаций
Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей
Мышление в понятиях - это оперирование над понятиями объектов,то есть над объектами,отражёнными в этих понятиях.Это высший уровень обобщения,характерный для словесно-логического мышления
2) Суждение - это основная форма мышления, в процессе которой отражаются или утверждаются связи между предметами и явлениями действительности. Это связь между двумя понятиями
это форма мысли, в которой нечто утверждается или отрицается относительно предметов и явлений,их свойств и отношений и которая сама обладает свойством истинности
Структура суждения:субъект (S), предикат (P)(то, что утверждается о субъекте) и логическая связка между ними
Виды:
- общеутвердительные (А)
- частноутвердительные (I)
- общеотрицательные (Е)
- частноотрицательные (О)
3) Умозаключение - выделение из одного из одного или нескольких суждений нового суждения
-индуктивные (от единичных факторов к общему выводу)
- дедуктивные (от общего к частному и единичному)
- по аналогии
Исходное суждение - посылка
Новое - вывод
- непосредственные (те, в которых делается вывод из одной посылки)
- посредственные (вывод делается из нескольких посылок).Самое распространённое силлогизм
Силлогизм - умозаключение,в котором их двух суждений, связанных средним термином, выводится третье суждение - вывод, в котором средний термин отсутствует.
- категорические
- разделительные
- условные
Уровни мышления:
1) Наглядно - действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
2) Наглядно - образное - связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением.
3) Словесно - логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.
4) Абстрактное - на основе отвлечённых понятий,которые образно не представляются. Абстракция- это операция мышления,состоящая в том,что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта отвлекается от остальных. Формируются обобщённые образы реальности
Виды:
1) От исторической эпохи:
- первобытное
-античное
- и т.д.
2) - дивергентное - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы
- конвергентное - вид мышления, обычно ассоциируемый с решением проблем и интеллектом или с любым другим типом задач, когда человек работает над получением одного правильного ответа.
Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.
Интеллект - (в шир. смысле) вся познавательная деятельность
(в уз. смысле) сфера умственных способностей человека.
Р. Кеттелла (Западный вариант):
1) "Текучий" - выступает в задачах,которые требуют приспособления к новым ситуациям
2) "Кристаллизованный" - выступает при решении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта