Междисциплинарные связи.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФОЛЬКЛОР

 

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры от «22» марта 2011 г.

 

 

Содержание учебно-методического комплекса дисциплины «История русской литературы»

 

1. Рабочая программа учебной дисциплины.

2. Конспекты (тезисы) лекций по фольклору

3. Глоссарий

4. Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

6. Программа итоговой государственной аттестации студентов (с описанием требований к выполнению заданий и критериями оценки).

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»

Факультет филологический

(наименование)

Кафедра литературы и методики обучения литературе

(наименование)

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель учебно- Проректор по учебной работе

методической комиссии

«____» _________ 2010 г. «____ » ____________2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Фольклор

Направление
Филология

Специальность031001 – Филология. Родной язык и литература с доп. специааьностью

Индекс цикла по ГОС ДПП

(ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП, ДПП.ДДС, ФТД)

Форма обучения очная Всего часов по ГОС  
Аудиторных  
Семестр первый Лекций  
Практических  
  Вид отчетности      
Зачет    

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования специальности
032900 Русский язык и литература с дополнительной специальностью, утвержденного Минобрнауки в 2005 году и на основании

(код, наименование)

примерной программы дисциплины «Устное народное творчество».

 

Составитель рабочей программы Рогачев И.И. ., профессор кафедры литературы

Рабочая программа утверждена «» августа 2011 г.

на заседании кафедры протокол № 1


1. Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

Фольклор – важнейшая составная часть сокровищницы народа, воплощение его мудрости, опыта, психологии, ментальности. Изучение данного курса дает возможность не только погрузиться в волшебный мир живого, образного, мелодичного русского слова, но и расширить свои представления об истоках народной духовности, морали, нравственности.

Наука о фольклоре наряду с другими учебными дисциплинами закладывает основы общей филологической и профессиональной подготовки будущих филологов. Русское народное поэтическое творчество, возникшее в период древнего восточнославянского единства, долгое время являлось единственной «неписаной» историей народа. Фольклор стал одним из главных источников формирования древнерусской литературы, передавая ей «по наследству» образы и сюжеты, отдельные элементы стиля и приемы поэтики.

Изучение фольклора ведет к уяснению тех его качеств и свойств, которые перешли в литературу и сделались ее органической принадлежностью. Влияние обрядов, мотивов, сюжетов, образов и стиля фольклора на литературу будет способствовать ее развитию и в будущем.

Цель изучения дисциплины – выработка у студентов четкой системы представлений о специфике фольклора как искусстве слова и феномене народной культуры, об основных закономерностях создания устной поэзии и его идейно-эстетических функциях; подготовка начинающего филолога к профессиональной деятельности, к адекватному восприятию и качественной эстетической оценке произведений устного творчества; формирование системы основных понятий по фольклористике; овладение научной терминологией и принципами анализа устной народной поэзии; пробуждение интереса к истокам словесного творчества народа; подготовка студентов к глубокому освоению фундаментальных основ фольклора.

Задачи дисциплины:

– изучение фольклорного материала, то есть конкретных жанров в их системе и историческом развитии; теоретическое осмысление истории фольклора в целом;

– освоение студентами устного народного творчества, сущности понятий и терминов, встречающихся в курсе;

– знакомство с различными теориями и взглядами на природу народной поэзии, на специфику бытования жанров, научными подходами к анализу произведений устного творчества и творческого процесса в целом;

– формирование системных знаний по народному творчеству, необходимых для постижения произведений устной поэзии, а также освоение основных приемов анализа фольклорных текстов разных жанров;

– формирование навыков сопоставительного анализа фольклорных и литературных произведений с выявлением типологически общих и специфических черт;

– способность интерпретации фольклорного текста в контексте исторических, общественно-политических событий, происходивших в ту или иную эпоху жизни русского государства;

– формирование умения анализа фольклорных произведений различных родов и жанров с учетом их особенностей;

– приобретение опыта самостоятельной работы с учебной и научной литературой по курсу;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– историю зарождения и развития русского фольклора как вида словесного искусства, его соотнесенность с историей и культурой русского народа;

– основные закономерности развития устного народного творчества с древнейших времен по настоящее время;

– основные закономерности создания фольклорных произведений и их идейно-эстетические функции;

– специфику устного народного творчества как искусства слова;

– сущность фольклорного произведения в аспекте содержательной формы;

– основы народного стиховедения;

– систему родов, жанров, жанровых разновидностей устного народного творчества;

– методы, приемы анализа и интерпретации фольклорных произведений;

– основные теоретические категории, понятия и термины, связанные с фольклором, спецификой его жанровой системы, принятые современной фольклористикой;

– основные фольклорные памятники, их содержание, художественное и эстетическое значение для развития искусства слова:

– ключевые тенденции развития устной поэзии народа;

– терминологический аппарат, используемый в ходе анализа фольклорных текстов;

Уметь:

– определять задачи и основное содержание методики освоения устного
народного творчества;

– осуществлять литературоведческий анализ произведений устного народного творчества с учетом их родовой и жанровой специфики;

– определять художественное своеобразие отдельных произведений и творчества писателя в целом;

– давать характеристику персонажам, роли художественной детали, определять их место в системе фольклорных произведений;

– анализировать и профессионально оценивать специальную литературу
(учебные программы, пособия, учебники);

– выражать собственное мнение об эстетической ценности произведения, в том числе в жанре рецензии, творческой работы;

– собирать, записывать фольклорный материал с помощью аудиовизуальных средств;

– применять новые подходы к изучению фольклора;

– применять фольклорный дидактический материал в процессе практи-­
ческой работы с учащимися;

– уметь ориентироваться в современных учебно-педагогических техно-­
логиях, избирать наиболее целесообразные и эффективные;

– свободно владеть материалом по устно-поэтическому и музыкальному
фольклору, а также по календарно-обрядовой культуре, рекомендуемым для
работы со школьниками разного возраста в классе и во внеклассной работе.

– анализировать художественный текст с точки зрения языковых, литературоведческих, сюжетно-композиционных и эстетических особенностей в историческом, социально-политическом контексте эпохи;

 

Владеть компетенциями:

– самостоятельной научно-исследовательской работы в простейших ее формах;

– основами методики перевода и реферирования текста.

– способностью применять различные методы и приёмы анализа фольклорных произведений;

– самостоятельностью суждений о фольклорных произведениях в рамках компетенций и программы курса;

– использовать способы и приемы литературоведческого анализа фольклорных текстов;

– обладать способностью объяснить проблемное содержание произведений устной поэзии, их социально-историческую обусловленность, связь с основными событиями жизни патриархального сообщества, государства.

 

Междисциплинарные связи.

Наиболее тесные связи в процессе изучения Русского устного народного творчества осуществляются: с Историей России, Этнологией, Историей древнерусской литературы, Введением в литературоведение, Эстетикой, Историей религии, Историей мордовской культуры. П ри изучении языка фольклорных произведений есть необходимость в реализации междисциплинарных связей с лингвистикой.

В ходе изучения курса студентам обязательно следует ознакомиться со следующими разделами смежных дисциплин:

История Отечества

Первобытное общество на территории нашей страны. Этногенез и культура древних славян. Киевская Русь. Борьба Руси с монголо-татарским нашествием. Образование и укрепление Российского централизованного государства. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Отечественная война 1812 года. Падение крепостного права.

Этнология

Материальная и духовная культура славянских народов России. Религиозная обрядность. Календарные и семейные праздники и связанная с ними обрядность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: