Архитектура III - начала IV века н.э.




Северы (193-235).

Септимий Север (193-211) африканец, солдат. Каракалла, еще кто-то, Александр Север (до 235 года). Потом идет кризис третьего века. Для архитектуры важно продолжение Адриановских традиций. Консолидация типологий, идей, стилей. Для него главное продолжать то, что сделано, а не идти даже. При нем масштабная реставрация (храм Веспасиана, форум Юлия, форум Мира (Веспансиана), Пантеон). При нем же создается мраморный план Рима (фиксация сделанного). Последовательно строят много терм: реставрация Нероновский, строительство Северовских, термы Каракалла (на окраине), термы Александра Севера. Термы Каракалла (216), сложный план, кольдарий центрический. Достраивается дворец Флавиев, строится дворец Северов и Термы, обслуживающие императоров. Перед дворцом была построена огромная декорация (Септизоний). Состоял из выступающих и отступающих частей, 4 этажа, украшен мраморами, на этажах расположены различные фонтаны. На форуме Романуме поставили триумфальную арку Септимия Севера, перекликается с аркой Тиберия, фланкируется рострами, стоит в углу площади, представляет собой декоративное решение. 3пр, пластичные раскреповки антаблемента. Декор занимает все плоскости поверхности. Внутри арки, в боковых пилонах тоже есть пролеты. Наиболее ключевые композиции в верхней части пилонов. Вытянутый пространный аттик, придавливающий композицию. В тексте многословия, которое не вписывается в аттик. Велабр – подъем на Палатинский холм от форума Баария (бычьего форума). Арка Аргентариев (арка в честь правящей династии частным заказчиком). Небольшая, есть идея триумфа, все пространство украшено декором, возобладание декора над логикой и структурой (даже пилястры углублены и покрыты рельефом). Дальше в Риме кризис, а мы уходим в Италию(Остия). В это время уже трансформировалась жилая архитектура в сторону инсул и новых видов вилл (2х башенная –Сета Бассы на виа Латина, пейзажная –Вальконтена на Брионских островах).

При Аврелиане (солдатский император) фиксирование границ Рима, вновь строит городские стены. Рим впервые начал обороняться. Таких же размеров Рим достиг только в 20 веке. Четкая ритмическая организация стены крепостными башнями, квадратные в плане, тесно стоят. Включаются пирамида Цестия, порто Остиенза (дорога в Остию), порто Маджоре, порто Тибуртина, Катор Претория. Порто Аппия (или порто Сан Себастиано) – городские ворота. При Аврелиане были чуть ниже, при Гонории, 4в, увеличены по высоте. Две башни, проездная часть, внутри ворот маленький двор; разные материалы (травертин и кирпич).

Диоклетиан (284-305). Принципат меняется на доминат. Единоличная власть, божественный характер. Термы на Квиринальском холме. Ориентация по сторонам света, много криволинейный решений (термы Каракалла и Траяна), экседры полукруглые и прямоугольные. На месте одной из экседр сейчас площадь Республики, то есть масштабы терм были просто гигантскими. Сами термы: стена изымается, по сути, это готический каркас, остальное – это огромные окна. Кольдарий не сохранился, только задняя ниша. Но он отказывается от привычной системы Каракалла. Крестовые своды, термальные окна. Потом переделывал Микеланджело, многое сохранил. Резиденция в Сплите (284-305).

Макценций (306-313) битва при Понто Мильо, он погибает. Храм Венеры и Ромы, перестраивает целлы (как интерьер Венеры родительницы или Марса Ультора). В главной апсиде конха, кессоны. Различные полихромные мраморы. До этого стропильные перекрытия. На виа Аппия строит себе резиденцию. Вилла не вписывается в привычные типологии, что продиктовано личным интересом. Там есть цирк (бетон сохраняется, но новый облицовочный материал – плинфа), мавзолей сыну Ромулу. Стена отделяет мавзолей от самой резиденции. Мавзолей на Виа Лата – подобен мавзолею Ромула, плановое решение почти полностью повторяет идею Пантеона, но в аттиковой зоне стены ротонды появляются оконные проемы. Храм Ромула на Форуме Романуме, рядом с боковым фасадом форума Мира. Центрическая постройка со сложным криволинейным портиком перед фасадом. Бронзовые двери храма сохранились в оригинале. Варварская пышность, но тонкая резьба (последний всплеск). Базилика Макценция и Константина. Завершение типологии базилики в рамках римской языческой традиции. Вытянутый прямоугольник. Вестибюль с нишами по сторонам – поперечная композиция, потом две колонны – и пропускают, и ограничивают. 3 нефа, завершает экседра. Центральный неф выше и шире. Центральный перекрыт крестовыми, боковые цилиндрическими сводами. Вестибюль ниже, уже, темнее и теснее. Связь между фригидарием и базиликой очевидна. Тоже используются термальные окна. Константин ставит поперечную экседру и еще один вход, обращенный на виа Сакра (а не на Колизей), нарушает логику развития пространства по главной оси. Стена как таковая отсутствует, там большие оконные проемы. В боковых нефах цилиндрические своды с кессонами, внутри каждого свода есть сквозные проходы.

Константин (312-337). Под знаменем Христа побеждает своего языческого противника, сразу ставит Триумфальную арку (связана с языческими традициями), делает свою власть легитимной и апеллирует к римским язычникам. 3пр, обилие декорации, она проницаема и организует движение. Строит ее из обломков и из рельефов из построек его предшественников (пленные от Траяна, круглые медальоны от Адриана, рельефы из построек Марка Аврелия, рельефы главной арки из построек Траяна). Арка включает Константина в систему истории и славы Рима, прославляет и державу, и самого императора. От себя добавляет исторические рельефы (его победа над Макценцием) фриз над аркой.

Термы Константина на Квиринальском холме, кольдарий от Каракаллы все остальное одинаково.

Храм «Минервы Медика » (Нимфей Лициниев Садов, павильон), к3-н4в. Центрическая постройка с осевой композицией и с вестибюлем. Торжество криволинейных планов. Контрастные формы (большое-маленькое, с-без декорации). Нижняя зона – система глубоких ниш, могут иметь оконные, дверные проемы или еще меньшие ниши, они не закрыты ордером. Во втором ярусе открытые окна. В основе каркас, 8лотковый свод. Мавзолей Елены (мать Константина). Центрическая постройка, идеи тумулусов, императорских мавзолеев. Мавзолей Констанции. Осевая композиция, есть ниши (украшают цоколи), только несколько ниш во всю высоту. Портик есть и внутри, из сдвоенных колонн, на которые опираются арочки (движение по периметру), также так на арочки опирается цилиндрический свод. Центрическая постройка. Колонны спарены и стоят друг за другом, благодаря чему при определенной точке зрения кажется, что там по одной колонне.

19. Принципы римского градостроительства.
Рим без регулярной планировки. Римляне заимствовали сакральную традицию основания города у этрусков. Кто-то: римский город возник постепенно сам, другие: идея регулярного лагеря еще у греков. Полибий: римляне, опираясь на военный лагерь и на этрусков внесли еще большую ясность и четкое выделение главных осей. Прямоугольный план делится кардо (севера на юг) и докуманом (с востока на запад). Где кардо пересекает докуман, находится казна, святыни, место управления и так далее (как в лагере). В греческой гипподамовой системе гармонично сочетается природа и человеческое начало, а римское градостроение переделывает природу под себя.

Норба, к4в, частичная регулярная планировка. На холмах нерегулярная планировка, вокруг них все регулярно.

Коза, 273г, полностью регулярная планировка. Рим новую систему применял не к себе, а к тем городам, которые он заново отстраивал или к новым колониям.

Остия, у устья Тибра, порт Рима. 340-335г – основание города, маленький городок, 146г (падение Карфагена) –Италия вынуждена жить за счет привозного зерна (не может кормить себя), порт начинает отстраиваться, там большие склады.

Помпеи, в Кампании. Римским стал в н1в до н.э. Имеет принципы италийского регулярного плана, усиленные римским присутствием. Обнесен стеной, есть главные и второстепенные башни. 2 кардо (улица Меркурия и улица Стаби), 2 декуманума (Наланская улица, улица Изобилия). На пересечении Форум. Главный храм, торговые места, базилика (суд). Дорога гробниц, от города к Геркулануму, к вилле Мистерий. Законодательно запрещалось хоронить людей в границах города. Италийские типологии: ворота без укрепленной башни, один въезд больше, другой меньше (для пеших, всадников и повозок). Город подчиняется и городским воротам. Улицы ориентируются на важные составляющие городской застройки, пространство всегда организованно. У улиц продуманная социальная структура: мощеные с тротуарами, у некоторых тротуаров дурочки, к которым можно привязать лошадь. Есть пешеходные переходы (высокие камни), так как все отходы выбрасывались на улицу и вымывались дождями (но и эти камни поставлены так, чтобы могла проехать повозка). Есть общественные туалеты. Городская застройка разная, но не нарушает пространства города, ключевые постройки всегда выше.

386-200г. Второй этап, вводят новую строительную технику. Техника еще не совпала с архитектурной конструкцией, но она уже есть. Техника конкрет (римский бетон). Римляне выкладывали стену по опалубке, сохраняли облицовку. То есть конструктивно работает только бетонная стена, но архитектурная форма имеет наложенную декорацию (облицовку), которая не несет конструктивную функцию

Опус инсертум: облицовка камешками неправильной формы. Существовала дольше всего, иногда она еще покрывалась стуком, самая грубая. Существует точно со 2в до н.э.

Опус ретикулатум: сер 1в до н.э. театр Гнея Помпея в Риме, мавзолей Августа. Пирамидка сделана из туфа, ее мы загоняем в бетон, а на поверхности остается основание (получаются треугольнички или скорее ромбы).

Опус микстум: вместе с опусом ретикулатом, появляются ряды облицовки плинфой (уже расцвет империи).

Опус тестацеум: облицовка плинфой (Базилика Макценция и Константина).

Параллельно идет развитие арочно-сводчатой конструкции. В итоге, новые материал соединился с новым типом конструкции. Это и есть новаторство.

Принципов градостроительства касается Витрувий: 1кн, 4гл –выбор здоровой местности, дальше о закладке стен, башен, городских площадей. Греки более искусные мастера –города на не только удобных, но и красивых местах, вписывались в ландшафт; римляне безупречно решали градостроительную работу, но размещение, где удобно, а не где красиво.

Рим –нерегулярен, радиальная система улиц, расходившаяся от форума (их несколько). К границам города отводились театры, цирки, рынки; некрополи за пределом города.

Сначала выделялся центр, потом определялись кардо и декуманум, потом второстепенные параллельные улицы; въезды в город оформлены триумфальными арками (вроде первая арка у Августа).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: