Архитектурная революция закончилась в Пантеоне (125).




21. Термы римлян.
Общественные складываются окончательно к 1в до н.э., утверждается состав помещений: апогитерий (раздевалка), фригитарий (холодный), типидарий (теплый), кольдарий (горячий). Добавляется палестра, открытый двор, обнесенный портиками. Типология возникла и возможна только при использовании римского бетона и его возможностей. Главное – организация внутреннего пространства. Стабианские термы: 2в, реконструированы в 1. Деление на мужские и женские термы (не соблюдалось). Нет регулярного плана. По фасаду таберны с цирюльнями, лавками. Есть последовательность мытья: апогитерий, типидарий, кольдарий, фригитарий. Апогитерий: достаточно примитивен, но структура пространства и стены уже есть. Стены из бетона, цилиндрический свод со сложной кессонной декорацией, покрыта стуком и есть скульптурная декорация (свод бетонный, но облегченный). В стене – ниши-шкафчики, ритмичность композиции, облегчение конструкции. Кольдарий – цилиндрический свод, завершается полукруглой экседрой (напоминает 1нефную базилику).

Термы Агриппы –продолжение республиканских, но другие идеи. Правильный регулярный план, симметричное построение, большая логика в расположении внутренних помещения (от фригидария до кольдария). Центрический план, перекрытый куполом. Термы Нерона рядом с термами Агриппы (Марсово поле). Либо при Нероне, Северы декорировали, либо при Северах. Огромный ансамбль, обнесен стеной. Все «помывочные» по логике развития процесса, кольдарий получает центрический план, прикрывается куполом. Фригидарий –вытянутый прямоугольник с крестовыми сводами, опирающимися на столбы, декорированные колоннами. Термы Тита,80г (севернее Колизея). Выделяется главный объем, большие зоны открытых дворов. Два кольдария, перекрыты крестовыми сводами.

Термы Траяна, 109. Где Золотой дом. Обалденно огромные термы, раза в 3 больше терм Тита. Центральная экседра, с другой стороны две боковые. Четкая последовательность помещений (апогитарий, типидарий, фригидарий, кольдарий –завершается полукруглым залом с экседрой). Северы строят много терм: реставрация Нероновских, строительство Северовских, термы Каракалла (на окраине), термы Александра Севера.

Термы Каракалла, 216, достроены при Александре 235. Ориентация, сложные прихотливые планы ансамбля. Продолжение традиции терм Траяна. По главному фасаду есть таберны, много криволинейных планов, есть экседры. Туда включается даже маленький стадион. Окончательно оформляется форма кольдария – центрическое сооружение. Вся стена из вплавленного каркаса. Чередуются ниши разного рисунка (прямоугольные, полукруглые). Экседры не глубокие (плоское понимание стены). Стена приобретает огромное проемы, начинает быть проницаемой (перестает быть оболочкой), внутреннее пространство получает много источников света. Благодаря разгрузочным аркам один проем может находиться над другим. Апогитерий – прямоугольный, с двух сторон два помещения, перекрытые полуциркульными сводами. Из апогитерия попадаем в палестру, по периметру она обнесена портиком, на который опираются цилиндрические своды. Опять стена состоит из набора ниш, в центре полукруглая. Была мраморная декорация, все было очень пышно, но почти все украли. Мозаика на полу цветная. Ниша на длинной стене (полукруглая) организует движение в сторону кольдария (горизонтальная ось). Фригидарий – вытянутый прямоугольник, перекрывают три крестовых свода, конструкция – выраженная идея каркаса (крестовые своды опираются на мощные пилоны), визуально казалось, что своды опираются на свободно стоящие колонны с раскрепованым антаблементом. Термальные окна – полукруглые (как люкарны), разделены на три прямоугольных окна. По четырем углам фригидария расположены маленькие бассейны (то есть все пространство приобретает форму некого креста). Входная стена – арка проема, две разгрузочные арки, плюс боковые разгрузочные, на верху термальное окно. Из фригидария смотрим на бассейн. Оттуда мы попадаем в кольдарий (опирается на идею Пантеона), перекрыт куполом. Между куполом и основанием, на который он опирается, появляются окна (меняется отношение, в Пантеона главное масса, здесь купол становится более легким, теряет свою тектоничность). Капитель – символ силы (сочетается опора и тяжесть), в термах в капитель ввели фигуру Геракла (тоже тема силы). По плану кольдарий восходит к Пантеону, но более дробный, больше ниш, они не прикрыты ордером. При раскопках найдено много произведений (скульптурная группа Фарнезского быка). Наружная архитектура терм отличалась сравнительнойпростотой. Главное здание оштукатурено (где-тонашли мозаику).

Остия: нижние – термы Нептуна, н2в; наверху термы сер 2в. Ориентируются на архитектуру республиканских терм, нет симметричности и масштаба, на полу мозаика Нептуна, едущего на колеснице. Термы при форуме: фригидарий перекрыт крестовыми сводами, есть повтор терм Нептуна, но не полностью, а отдельных элементов или помещений.

Термы Диоклетиана на Квиринальском холме. Ориентация по сторонам света, много криволинейный решений (термы Каракалла и Траяна), экседры полукруглые и прямоугольные. На месте одной из экседр сейчас площадь Республики, то есть масштабы терм были гигантскими. Увеличивается размер ниш, оконных проемов, дематериализация стены. По сути, это готический каркас, остальное –огромные окна. Кольдарий терм не сохранился, только задняя ниша. Но он отказывается от привычной системы Каракалла. Крестовые своды, термальные окна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: