ТЕМА 7. ДЕКОРАТИВНЕ МИТСЕЦТВО У ХУДОЖНЬОМУ ОФОРМЛЕНІ ІНТЕРЄРУ ГОТЕЛІВ.




 

План

7.1. Задачі і види декоративно-монументального мистецтва в готелях.

7.2. Декоративно-оформлююче мистецтво в інтер’єрі готелів.

7.3. Декоративно-прикладне мистецтво в інтер’єрі.

7.4. Декоративні рослини в готельному інтер’єрі.

 

7.1. Различают две формы декоративно-монументального искусства: живопись и скульптуру.Декоративно-монументальная живопись по содержанию может быть сюжетно-тематической или декоративно-орнаментальной.По месторасположению на архитектурной поверхности разли­чают: живопись сплошь на всю стену; на часть стены (в виде па­нели — на нижней части, в виде панно — на средней и в виде фри­за — на части стены, примыкающей к потолку); живопись на по­толке представляет собой плафон.По фактуре получаемого изображения живопись делят на плос­костную и рельефную. Рельефное изображение может быть в виде барельефа, выступающего над плоской поверхностью менее чем на половину толщины изображаемого предмета, и горельефа, высту­пающего над поверхностью более чем на половину толщины пред­мета.По композиционному признаку различают живопись однопла-новую, многоплановую и перспективную.Вид живописи зависит от применяемых материалов: на основе красящих составов — роспись; прозрачных материалов — витраж; естественных и искусственных материалов — мозаика; художест­венной обработки архитектурных поверхностей — пиропиктура, сграффито.

Декоративно-монументальная роспись. Современная техника росписи зависит от применяемых красящих составов и технологии их нанесения на поверхность. Название росписи определяется на­личием и видом связующего вещества. Так, роспись на основе на­туральных эмульсий — темперная; роспись, в которой связующим веществом является воск,— энкаустическая; на основе жидкого стекла — силикатная. Фреска (итал. {гезсо — свежий) — роспись водяными красками по сырой штукатурке. В зависимости от степени затвердения шту­катурного основания различают три разновидности фресковой росписи: альфреско (сама фреска) — роспись по свеженанесенному штукатурному слою; фреско секко — роспись по тонкому слою све­жей штукатурки на затвердевшем основании; альсекко — роспись по затвердевшему штукатурному слою.Фреска — самый древний вид росписи. За историю своего суще­ствования техника чистой фрески не раз претерпевала изменения. Используется фреска в помещениях, рассчитанных на длительное пребывание людей. Так, фресковая роспись лифтовых холлов гос­тиницы «Космос» в Москве обогатила «сухую» архитектуру, эмо­ционально насытила пространство. Темпера (итал. 1етрега) — живопись красками, растертыми на яичном желтке и разбавленными водой. В современной темперной живописи в качестве связующего вещества используются эмульсии из клея, масла или лака. В зависимости от качества связующего различают: темперу на цельном курином яйце; яично-масляную, яично-лаковую; казеиново-лаковую; на поливинилацетатной эмуль­сии. Темперная роспись требует защитного слоя (покрытия лака­ми или гидрофобизирующими составами), так как может со вре­менем высветляться и трескаться.Темперная роспись использовалась вместе с фреской, являясь ее дополнением. Техника темперы позволяет создавать глубокие и сложные произведения с тщательным выписыванием деталей и от­тенков. Темперная роспись по холсту была применена при оформ­лении вестибюля гостиницы «Лыбидь» в Киеве. Яркий националь­ный рисунок на колоннах и торцевой стене иллюзорно сокращает протяженный вестибюль и оживляет зону отдыха. Роспись «Укра­инская народная свадьба» использована при оформлении интерье­ра ресторана гостиницы «Украина» в Москве. Яркий народный праздник, обогащенный многоцветьем, создает радостное настрое­ние и подчеркивает тему гостиницы. Энкаустика (греч. епсаю — выжигаю) представляет собой роспись, где в качестве связующего вещества используется воск. Подобная роспись устойчива против атмосферных воздействий, но считается трудным видом росписи из-за применения высоких тем ператур. Основанием под энкаустику может служить дерево, мра­мор, шифер, полотно, керамика, штукатурка, гипс.Энкаустика — техника живописи, известная еще в Древнем Египте. Различают три способа энкаустической росписи: гравюр­ный — на слоновую кость резцом наносится рисунок и заполняется цветным воском; горячая энкаустика — восковая краска наносится в расплавленном состоянии горячими металлическими инструмен­тами; холодная энкаустика — восковые краски наносятся в холод­ном состоянии, а затем подвергаются термообработке.Энкаустическая роспись на камне впервые была осуществлена в вестибюле гостиницы «Мир» в Киеве. Огромный плафон на по­толке на тему «К миру» переходит в вертикальное панно на стене на тему «Война и мир». Композиция панно «К миру» построена на фоне знамен пяти континентов и фигур людей, устремляющихся ввысь. Композиция панно «Война и мир» построена на сюже­тах противопоставления мира войне. Преобладающими цветами в росписи являются синий и частично красный.Энкаустическая роспись имеет матовую поверхность, которую можно отполировать, придать ей блеск.

Силикатная роспись основана на использовании в качестве свя-зующегося вещества жидкого стекла. Под такую роспись необхо­дима специальная подготовка поверхности стен. Силикатная крас­ка, нанесенная на пористую поверхность, проникает вглубь штука­турки и прочно связывается с ней. Силикатная роспись атмосферо-устойчива и может использоваться для фасадов зданий.Атмосфероустойчивым является новый вид росписи — термо­фосфатный, в котором в качестве связующего вещества использу­ется фосфатное неорганическое вещество. Закрепляются фосфатные краски при термообработке (обжиге), приобретая при этом проч­ность и водоустойчивость.Декоративно-монументальный витраж. Витраж (франц. уИга-§е — стекло) — сюжетная или орнаментальная композиция из стек­ла или другого материала, пропускающего свет. Для витража ис­пользуется цветное и бесцветное стекло, плоское и литое. Витраж­ная поверхность может подвергаться различной обработке: спека­ющимися красками, гравированию, травлению кислотой, прессо­ванию и отливке. Различна и технология набора витража: свин­цовая пайка, армирование стальной или пластмассовой лентой, цементирование или использование железобетона.Витражное искусство было распространено в Средней Азии и использовалось в оконных переплетах для рассеивания солнечных лучей. Позже витраж стали использовать в готических храмах, создавая определенный цветовой климат в помещении. В настоящее время искусство витража разнообразно и по технологии, и по спо­собам применения. В современной архитектуре витражи устраива­ются в оконных и дверных проемах, в качестве перегородок и са­мостоятельных декоративных панно с подсветкой.Витражное искусство широко распространено в гостиничных ин­терьерах. Так, в вестибюле гостиницы «Венец» в Ульяновске ис­пользуется витраж — декоративное панно в виде литых глыб стек­ла, скрепленных бетоном. Подсветка выявляет рисунок в виде солнечного диска и расходящихся лучей. В ресторане гостиницы «Киев» в Киеве создана декоративная витражная композиция «Пе­гас» в виде небольших белых, красных и синих стеклянных цветов, вмонтированных в литое стекло. Красочность декоративному панно придает подсветка.Витраж из литого стекла «День и ночь» превратил подвальное помещение гостиницы «Узбекистан» в Ташкенте в уютный ночной бар, залитый окрашенным мерцающим светом. Композиционным центром является оранжевый солнечный круг, с одной стороны ко­торого пейзаж изображен в сумраке ночи, а с другой — в свете за­горающегося дня.В вестибюле гостиницы «Ташкент» витраж «Цветы и листья» является одновременно поверхностью, ограждающей от внешней среды. Укрепленные в композиции голубые, зеленые, фиолетовые литые стекла создают в вестибюле колорит и декоративность уз­бекского искусства, а с улицы витраж смотрится как многоцветье узбекской национальной ткани.В гостинице «Интурист» в Москве витраж-перегородка отделяет ресторан от вестибюля.Декоративно-монументальная мозаика. Мозаика (франц. то-заьдие — пестрая смесь) представляет собой орнаментальную или сюжетную композицию из разноцветных кусочков различных ма­териалов (стекла, мрамора, цветных камней, дерева, металла, эма­ли). По технике выполнения различают прямой набор, когда ком­позиция выполняется прямо на стене и мозаичные материалы кре­пятся на известь, цемент или специальную мастику, и обратный, при котором мозаичные материалы наклеиваются лицевой стороной на ткань или бумагу, а затем крупными пластами крепятся к стене.Стеклянная мозаика выполняется из облицовочного стекла по определенному рисунку. Основным материалом для мозаики явля­ется непрозрачная литая или прессованная смальта и коврово-мозаичные плитки. Разнообразно современное использование смаль­ты в сочетании с различными материалами — керамикой, бетоном, штукатуркой. Такой мозаичный рельеф выполнен в вестибюле од­ного из корпусов гостиницы «Измайлово» в Москве. В ресторане этой же гостиницы можно увидеть плоские панно из смальты в об­рамлении бетонной рамки. Интересны мозаичные формы, выпол­ненные в экстерьере гостиницы «Турист» в Баку.В современном интерьере широко распространена керамика. Декоративные мозаичные панно из керамики различны по технике исполнения: панно, составленные из мелких колотых кусочков раз­ноцветной керамики; панно из плоской или рельефной мозаичной керамической плитки терракотовой или глазурованной (с тонким стекловидным слоем); панно из прямоугольных или вырезанных по специальному контуру пластических плит; панно с росписью по стандартным керамическим плиткам.Прием росписи по керамическим плиткам применен в ресторане «Русский зал» гостиницы «Русь» в Киеве. На поэтажных холлах этой гостиницы размещены декоративные пласты, выполненные од­нотонной орнаментальной вязью по мотивам Киевской Руси, а в ресторане «Птица Феникс» — большое декоративное керамическое цветное панно по мотивам русской сказки (рис. 4.1).В интерьерах гостиниц при создании декоративных панно часто используется дерево. Разнообразна техника выполнения таких пан­но: резьба по дереву (плоскостная и рельефная, контурная и про­резная), мозаика из различных по цвету пород древесины в виде маркетри, интарсии и инкрустации.Резьба может быть плоскостной, если изображение находится в одной плоскости с фоном доски, и рельефной — если изображение выступает над фоном. Примером использования резного деревяш-ного искусства в интерьере может служить панно в ресторане гос­тиницы «Черное море» в Одессе. В ресторанном зале «Славянский» гостиницы «Лыбидь» в Киеве резное рельефное панно усиливает тематику ресторана.Маркетри — мозаика, выполненная из кусков древесины разных пород. Интарсия — вид деревянной мозаики, когда в вырезанные участки древесины одной породы вставляются куски древесного шпона другой.В последнее время техника маркетри и интарсия широко при­меняются в интерьерах. Так, большое панно в технике маркетри, выполненное в ресторане гостиницы «Измайлово» в Москве, мяг­ким фоном различных цветовых тонов древесины подчеркивает цвет мебели, обитой красной шерстяной тканью. Декоративное панно «История почты» в технике маркетри, расположенное в зоне поч­тового отделения гостиницы «Ялта» в Ялте естественно включается в композицию зоны цветом древесины (рис. 4.2).В последнее десятилетие все чаще в качестве декоративного материала используется металл. Различная техника обработки рас­крывает новые эстетические возможности этого материала. Визит­ной карточкой Крыма является декоративное панно в вестибюле гостиницы «Ялта» в Ялте. Медные рельефные медали на инкрусти­рованном деревом панно карты Крыма отмечают памятные места побережья. Изящные медные каравеллы застыли на деревянных волнах.

Художественная обработка поверхностей. Поиски новых форм, фактур, цвета в декоративно-монументальном искусстве приводят к созданию новых технологий исполнения декоративных панно. Примером может служить техника пиропиктура — живопись огнем, которая заключается в том, что на основание из жароустойчивых бетонных панелей с помощью пневматического или электрическогомолотка наносится рисунок, после чего в углубления рисунка на­кладываются керамические глазури и оплавляются с помощью спе­циальных аппаратов. Такая термическая обработка создает блес­тящую атмосфероустойчивую стекловидную поверхность.Техника сграффито (двухцветная обработка) является разно­видностью древнего способа обработки цветной штукатурки. В на­стоящее время существует несколько видов сграффито: глубокое, полимерцементное, однослойное и левкасное.Глубокое сграффито представляет собой несколько слоев цвет­ных штукатурок, подвергаемых обработке путем вырезания и об­нажения нижних слоев в соответствии с рисунком. Пигменты для штукатурных слоев вводятся в состав сухого заполнителя. Техника сграффито нашла применение в создании декоративных панно. Так, в вестибюле гостиницы «Варшава» в Москве тематическое панно, изображающее панораму Варшавы, выполнено в технике сграф­фито.В современном декоративно-монументальном искусстве распро­странено комбинированное использование различных видов жи­вописи и материалов: сграффито и альфреско, мозаика и сграффито, мозаика и рельеф, дерево и металл, стекло и металл и др. Все эти комбинации дают новый художественный эффект, который дол­жен стать ведущей композицией в интерьере.,Скульптура (лат. 5си1р1ига — ваяние, пластика) — один из ви­дов изобразительного искусства, представляющий собой объемное изображение, вылепленное из мягкого материала (глины, воска, пластилина), высеченное из камня, вырезанное из дерева, отлитое из гипса или бронзы. По назначению скульптура подразделяется на монументальную, декоративную и станковую. По форме объем­ного изображения различают скульптуру в виде круглой скульп­туры и рельефа. Круглая скульптура — это полнообъемное изобра­жение скульптурной группы, статуи или бюста. Рельеф — вид скульптуры, в котором все изображение создается объемной фор­мой, выступающей над плоскостью. Монументальная скульптура устанавливается в честь опреде­ленного события, какого-либо общественного явления или опреде­ленного человека. Монументальные скульптуры могут входить в архитектурно-скульптурный комплекс, быть многофигурной компо­зицией или однофигурной статуей. Подобная скульптура несет в себе большое общественное содержание, для нее характерны мас­штабность, пафос, обращение к большой массе людей. Она рассчи­тана на восприятие с больших расстояний и на долговременное су­ществование в природной среде. Большое значение придается си­луэту монументальной скульптуры и ее месторасположению.Монументальная скульптура возможна в виде памятника, мо­нумента или монументального ансамбля, которые в сочетании с малыми формами могут быть мемориалами, сооруженными в па­мять о каком-либо событии, явлении или человеке.Мемориал может располагаться в городе, но тогда он стремит­ся к замкнутому пространству. Так решен памятник «Защитникам Ленинграда» — как символ победы, как вечная память о жертвах войны и блокады, как страстный призыв к миру. Памятник пред­ставляет собой сложный комплекс, в центре которого установлен обелиск, слева и справа от него находятся скульптурные группы, повествующие о героике будней фронта и тыла. За обелиском — разорванное кольцо, ведущее к скульптурному образу «Блокады»,— реквиему сотням тысяч погибших. Завершает мемориальный ан­самбль Памятный зал. Мемориал, расположенный в городе, вступает с ним в простран­ственные связи, «захватывая» широкое пространство, ограниченное, - однако, архитектурой города, и принадлежа ей. Он обязательно должен быть связан с внешней средой: с улицей, зданиями, сквером или парком. Такая связь предусматривается во взаимном расположении мемориала «Защитникам Ленинграда» и гостиницы «Пул­ковская» (рис. 4.3). Декоративная скульптура является частью архитектурного.ан­самбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров зда­ний, различных сооружений, парков, городских улиц и площадей.Декоративность, как особое качество скульптуры, имеет свои традиции. Возможны различные соединения архитектуры со скульп­турой: прямое подчинение скульптуры архитектуре; самостоятель­ное развитие скульптуры; скульптура включается в парковый ан­самбль, становясь скульптурой пленэра (франц. р1ет а[г — откры­тый воздух). В связи с этим существует несколько видов декора­тивной скульптуры: аллегорические фигуры на крышах и фасадах зданий; «тиражная» скульптура, устанавливаемая в жилых районах с целью благоустройства территории; анималистические (лат. ап1-та1 — животное) скульптуры, устанавливаемые вдоль дорог и шос­се; гипсобетонные копии античных статуй, украшающие парки и сады; уникальная декоративная скульптура, создаваемая для определенной архитектурной среды; знаково-информационная скульп­тура (въезды в города и районы, пограничные и памятные знаки); станковая скульптура, выполняющая декоративную функ­цию.Станковая скульптура представляет собой вид искусства, име­ющий самостоятельное значение и не предназначенный для исполь­зования в определенном здании или сооружении. Идейно-художест­венная выразительность произведений станковой скульптуры не из­меняется в зависимости от места, на котором оно находится. Станковую скульптуру различают по жанрам: скульптурный порт­рет, скульптурная композиция, анималистическая скульптура и скульптурный натюрморт.

Станковый скульптурный портрет представляет собой своеоб­разный жанровый спектр: монументальный станковый портрет, ка­мерный портрет, автопортрет, исторический и сюжетный портрет. В жанре камерного портрета наиболее распространенными изобра­жениями являются голова и бюст. Прием введения в скульптур­ный портрет атрибутов деятельности уточняет профессию порт­ретируемого, помогает изобразить процесс, в котором участвует герой.В скульптурном портрете своеобразное развитие получил авто­портрет, придав этому жанру новые психологические характерис­тики, нравственную проблематику: умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить себя, познать самого себя. Интересна работа Л. Кремневой «Зеркало. Автопортрет»: молодая женщина стоит вполуоборот к зеркалу, отражаясь в нем, и оценивает себя «зрением скульптора».Скульптурная композиция отличается многообразием темати­ки, может быть одно- или многофигурной. Место действия скульп­турной композиции менее детализировано, смысловое содержание заключено в самом изображении. Наиболее традиционным в скуль­птуре является анималистический жанр, проявляющийся в поэти­ческом изображении животных. В этом жанре используются алле­гории, зрительные ассоциации.Сравнительно новым жанром в скульптуре является скульптур­ный натюрморт, в котором вещи и предметы обособляются и зани­мают центральное место в композиции. Здесь не изображается че­ловек, однако все связано с ним, напоминает о нем.В современной станковой скульптуре происходит процесс взаи­мопроникновения и взаимовлияния жанров, что приводит к обога­щению образной содержательности композиций, расширению сюже­тов. В последнее время активнее применяется цвет как дополни­тельный эстетический фактор в структуре произведения.

 

7.2. Декоративно-прикладное искусство характеризуется двойствен­ной природой: с одной стороны, оно украшающее, а с другой — ис­пользуется в быту человека. Обязательным признаком, свидетель­ствующим о принадлежности предмета к произведениям декоратив­но-прикладного искусства, является неразрывная связь художест­венно-образного содержания предмета с его практической пользой. Этими признаками определяются функции декоративно-прикладно­го искусства: утилитарные и эстетические. Художественное оформ­ление предметов быта должно быть согласовано с их практическим назначением. Однако некоторые произведения декоративно-при­кладного искусства потеряли свою утилитарную функцию (напри­мер, декоративные настенные тарелки). Но, оставаясь предметами декоративно-прикладного искусства, они становятся предметами оформительского искусства. Некоторые предметы декоративно-при­кладного искусства по своему содержанию и связи с архитектурой выполняют роль произведений декоративно-монументального ис­кусства (например, тематические гобелены).Декоративно-прикладное искусство имеет общие черты с деко­ративно-монументальным: использование одних и тех же материа­лов (стекла, керамики, металла), способов изготовления или нане­сения рисунка; объемность формы.Эстетическая ценность любого предмета декоративно-приклад­ного искусства определяется его участием в художественном оформ­лении интерьера. Восприятие прикладных предметов в ансамбле интерьера создает эмоциональное настроение в помещении.Задача декоративно-прикладного искусства заключается в со­вершенствовании материальной, бытовой и художественной куль­туры.Предметы декоративно-прикладного искусства по их значимости в интерьере можно разделить на основные и дополнительные. К ос­новным относятся мебель, светильники, декоративные ткани, вносящие в интерьер форму, свет и цвет, а дополнительными подчер­киваются стилевые особенности интерьера, национальный колорит и эмоциональная окраска.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают синтетичностью, т. е. соединяют в себе художественное творчество и техническое мастерство. Для произведений декоративно-приклад­ного искусства используются различные материалы: стекло, кера­мика, фарфор, металл, дерево.Стекло — одно из древнейших открытий, которое свое первое применение нашло в декоративно-прикладном искусстве. Основные свойства стекла — прозрачность, цветность и пластичность — сде­лали его вечным материалом.В области художественного стеклоделия значительным явлени­ем в советском декоративно-прикладном искусстве стали работы Б. А. Смирнова, решившего многие стилистические и эстетические задачи создания произведений из стекла, их связи с архитектурой и другими видами искусства. Взаимодействие произведений деко­ративно-прикладного искусства с архитектурным пространством и со всеми предметами, находящимися в нем, создает новое оригиналь­ное прочтение этих произведений. Так, декоративная композиция «Вечерний стол» была выполнена Б. А. Смирновым для банкетного зала ресторана «Невский» в Ленинграде в виде диорамы, располо­женной в нише банкетного зала. Небольшие размеры зала подска­зали образы произведения, наполненные красотой и задушевно­стью человеческого общения. Композиция включает три части: «Осень» — время торжества природы; «Зима» — вечерний уют; «Весна» — период цветов и любви; часть «Осень» представляет со­бой композицию из каплевидных сосудов, внутрь которых гутным способом посажены фигуры петухов и кур с цыплятами.Для этого же ресторана Б. А. Смирнов создал большой плафон над танцевальной площадкой и люстру «Птицы»: на стержнях под­вешены декоративные условные птицы, а между ними размещены лампочки. Тема «Птицы» была повторена в серии люстр для гос­тиницы «Волга» в Костроме: птицы из золотистого хрустального стекла своей пластикой напоминают лучшие лепные стеклянные произведения В. А. Смирнова.В современном интерьере жилых и общественных помещений гостиницы немалую роль играют отдельные вазы и посуда. В по­мещениях общественного назначения одна или несколько ваз раз­мещаются не как утилитарные изделия, а как произведения искус­ства, отвечающие образному решению этих помещений. Так, синяя ваза, расположенная у окна в вестибюле гостиницы «Россия» в Москве и работающая на просвет, приподнята на специальной колонне, и это еще больше подчеркивает форму вазы с декоратив­ными объемными цветами.Оформление помещений общественного питания дополняет по­суда из стекла. Наборы бокалов, графинов, комплекты для воды могут быть разных цветов, являясь дополнением к другим элемен­там оборудования. Изделия из стекла могут группироваться в композиции и устанавливаться в застекленных или открытых шкафах, как, например, в ресторане гостиницы «Жовтнэва» в Киеве.В интерьере номера используются только необходимые декора­тивные предметы: ваза для цветов, графин и стакан для воды, пе­пельница. В номерах высших категорий может быть предусмотрен набор стеклянных бокалов или фужеров.Керамика - изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минераль­ными добавками. Каждая из разновидностей керамики: терракота, майолика, шамот, каменная масса, фаянс, фарфор — имеет свои особенности, определяемые составом глины, режимом обжига, при­меняемыми глазурями. Декоративно-прикладная керамика в виде декоративных ваз, сосудов, чаш веками изготовлялась народными умельцами Украины, Грузии, Армении, Литвы, России.Несмотря на то, что керамика все больше перерастает в самосто­ятельную область художественого творчества, ее связь с архитекту­рой укрепляется. Декоративные напольные и настольные вазы, на­стенные тарелки все шире используются в интерьере гостиниц. Ком­позиции из декоративных напольных ваз могут располагаться в вестибюле, поэтажных холлах, на площадках парадных лестниц. Так, аванзал ресторана «Мраморный» гостиницы «Ялта» украшен композицией из керамических декоративных ваз в виде высоких ам­фор и цветочниц, отличающихся цельностью и изысканностью. В ресторане гостиницы «Днипро» на продольной стене размещены декоративные тарелки различной величины (рис. 4.4). Декоратив­ные керамические тарелки используются для украшения стен в но­мерах, холлах и ресторанах гостиниц «Киев», «Жовтнэва», «Русь» в Киеве, «Тарасова гора» в Каневе.Размеры, количество и размещение керамики зависят от площа­ди и назначения помещения. Так, напольные вазы могут быть раз­личными по форме и размерам: узкие и шарообразные, высокие и низкие. В композиции может быть от двух до пяти ваз разных форм. Размещаются вазы возле кресел, в углу помещения, возле окна.Керамическая ваза может стать композиционным ядром, если ее тематика подчеркивает тему интерьера. Например, в гостинице «Жовтнэва» в Киеве тематическая ваза, выделяясь на фоне дре­весины ниши, стала доминантой вестибюля (рис. 4.5).В последнее время фарфоровые и фаянсовые изделия приобре­тают все большую популярность в интерьерах (посуда, ваза, на­стольная скульптура). Изделия отличаются разнообразием форм и росписи, могут вносить цветовой декор в помещения, распола­гаясь в застекленных шкафах, на полках, обеденном столе. Декоративные ткани являются основным видом декоративно-прикладного искусства, вносящим цвет и фактуру в интерьер, воз­действующим на эмоции человека, участвующим в архитектурно-планировочной организации интерьера. В интерьере такие ткани выполняют утилитарные и эстетические функции.Утилитарные функции декоративных тканей определяются функ­циональными требованиями, предъявляемыми к ним: звуко- и теп­лоизоляцией; защитой от солнечного света и просматриваемое™ в вечернее время; защитой от перегрева в летнее время; смягчением и рассеиванием дневного света; использованием в качестве перего­родок и покрытий для мебели, стен, пола. Особым требованием, предъявляемым к декоративным тканям гостиничных помещений, является их пожаробезопасность, т. е. несгораемость и неспособ­ность к самовозгоранию.Декоративные ткани можно классифицировать по ряду призна­ков: назначению, характеру переплетения нитей, фактурным и цве­товым характеристикам, способу нанесения рисунка, масштабу и виду рисунка. В зависимости от выполняемых функций различают ткани для обивки мебельных изделий, драпировки оконных и двер­ных проемов, ниш и сцен, для покрытия пола, кроватей, столов, художественные ткани.Все ткани различаются по характеру переплетения нитей. Наи­более распространены жаккардовые ткани (по имени французского изобретателя жаккардовых машин Ж. Жаккара) со сложным гео­метрическим или изобразительным переплетением нитей. Самым простым переплетением является полотняное переплетение нитей. Способы переплетения нитей могут создавать гладкую поверхность тканей или грубую, фактурную. По цвету ткани могут быть одно­тонными, с ограниченной цветовой гаммой или многоцветные. Мно­гоцветные ткани или ткани с ограниченной цветовой гаммой со­здаются с помощью геометрических или изобразительных рисунков, которые получают своеобразным переплетением нитей или нанесе­нием рисунка на поверхность ткани. Тканый рисунок, получаемый переплетением нитей, связан со структурой ткани и может созда­вать впечатление однотонности даже при использовании контраст­ных по цвету нитей. Рисунок на поверхность ткани наносится пе­чатным способом и называется набивным. Такой рисунок по цвету может быть резко контрастным и используется для создания цве­товых акцентов.

При выборе рисунка ткани необходимо учитывать его масштаб. Рисунок может быть мелкого и крупного раппорта (франц. гар-рог1 — повторяющаяся часть рисунка на ткани). Крупный раппорт создается чаще всего набивным рисунком. Расположение рисунка и его вид влияют на формообразующие свойства декоративных тканей.Декоративные ткани участвуют в илллюзорной трансформации помещения с помощью рисунка, цвета и способа размещения. На­пример, напольный ковер с крупным рисунком зрительно увеличи­вает помещение, а ковер с мелким рисунком в центре помещения создает впечатление уменьшения площади; ковровое покрытие с контрастными поперечными полосами зрительно расширяет поме­щение, а с продольным рисунком — зрительно удлиняет.Навеска драпировочной ткани к потолку и длиной до пола зри­тельно увеличивает высоту помещения, а навеска над оконным про­емом— уменьшает высоту помещения. Увеличивает высоту поме­щения также вертикально расположенный рисунок, а поперечно расположенный — расширяет его, расширяет помещение и драпи­ровка, доходящая только до подоконника.В различных помещениях тканям отводится главенствующая роль в создании художественного образа. Для этого используются художественные ткани. Так, гобелены в ресторане «Петровский зал» гостиницы «Ленинград» или в ресторане «Павловск» гостиницы «Прибалтийская» в Ленинграде содержанием рисунка, цветовым решением, размещением в зале определяют и подчеркивают тему интерьера, выполняя при этом ведущую роль.Декоративные ткани могут выполнять также дополняющую роль, обогащая общую колористическую композицию и рисунок дру­гих используемых тканей, архитектурных поверхностей, предметов оборудования и декоративных элементов. Так, ковровое покрытие на стене ресторана «Русский зал» гостиницы «Русь» в Киеве до­полняет по цвету и рисунку керамическое панно из декоративных тарелок на этой же стене.Возможно использование декоративных тканей в качестве ней­трального фона для других элементов интерьера. Например, дра­пировочная ткань обычно является фоном по отношению к обивоч­ной ткани или, сливаясь по цвету и рисунку со стенами, служит фоном для настенной картины.В зависимости от расположения в помещении и масштаба лю­бая декоративная ткань (обивочная, драпировочная, ковровое по­крытие, покрывало и скатерти, гобелены) может стать цветовым акцентом и одновременно включаться в общую цветовую компози­цию.К декоративным обивочным тканям, кроме общих требований, предъявляются специальные в соответствии с назначением этих тканей: стойкость на истирание, прочность, эластичность и мягкость, цветостойкость. Для обивки мебели применяются как тканые, так и нетканые материалы. Фактура обивочных тканей может быть гладкая, с крупнозернистой фактурой типа «букле» (шишечек, уз­лов, петель, утолщений нити), ворсовая с дополнительными нитями основы в виде петли или ворса.Нетканые обивочные ткани могут быть в виде холстопрошивных и нитепрошивных полотен (например, трикотаж, вельвет), кожи и кожзаменителей (рис. 4.6).Для обивочных тканей используются натуральные, искусствен­ные и синтетические волокна. В настоящее время широко применя ются ткани, сочетающие натуральные и синтетические волокна. Ри­сунок обивочных тканей получается в основном тканым способом. Набивной рисунок выполняется для специальной мебели. Так, при оформлении зала ресторана «Павловск» гостиницы «Прибалтий­ская» в Ленинграде для стульев использовалась атласная мебель­ная ткань с набивным рисунком.Основной цветовой характеристикой обивочной ткани является однотонность. Многоцветные ткани выполняются обычно с мелким рисунком, который создает впечатление однотонности. Для надув­ной и шитой мебели может использоваться крупнораппортный и на­бивной рисунок.Выбор вида, цвета, фактуры и рисунка обивочной ткани опреде­ляется назначением помещения. Для зоны отдыха помещений вес­тибюльной группы рекомендуются обивочные ткани из кожзамени­теля. Так, в вестибюле гостиницы «Ялта» в Ялте мебель зоны от­дыха обита кожзаменителем желтого цвета. Кожзаменитель может использоваться для мебели помещений общественного питания: для обивки мягкой мебели в кафе-баре гостиницы «Космос» в Москве, для обивки стульев ресторана гостиницы «Лыбидь» в Киеве. В жилых помещениях гостиницы для обивки мебели используются в основном шерстяные ткани (гладкие или ворсовые), исключение может составлять кабинетная мебель номеров «люкс» с обивочной тканью из кожи или кожзаменителя.В современном мебельном производстве применяются сочетания различных материалов: кожи и ворсовых тканей, шерстяных глад­ких и ворсовых тканей. Для одного мебельного изделия мебельные ткани могут быть разными по цвету. При этом цвета подбирают контрастно или нюансно. Такие изделия в комплексе создают новый цветовой эффект. В мебельный ансамбль могут быть включены разные, но близкие по цветовому тону мебельные изделия. Напри­мер, в кафе-баре «Терраса» гостиницы «Космос» в Москве исполь­зуются кресла с обивкой кожзаменителем зеленого и синего цветов.Контрастные по цвету обивочные ткани для мебельного ансамб­ля одного помещения могут применяться, если мебель группируется с учетом цветового решения. Такой прием использован при об­устройстве ресторана гостиницы «Лыбидь» в Киеве.При выборе цвета обивочной ткани необходимо учитывать цвет пола и стен. Нюансное или однотонное решение желательно в том случае, если следует создать впечатление расширения пространства небольших помещений. Контраст оживляет и создает зрительную затесненность помещения.Требования, предъявляемые к декоративным драпировочным тканям, определяются прежде всего потребностью защиты, изоля­ции помещения в дневное и вечернее время. Кроме того, драпиро­вочные ткани могут быть использованы в качестве перегородок, от­гораживающих часть пространства, помещения или выделяя какую-либо зону.Различные функции драпировочных тканей и их расположение определяют и разные виды драпировочных тканей: портьеры (франц. рог1е — дверь)—драпировка для дверей; шторы (нем. з{огеп — защита) — плотная драпировочная ткань, защищающая весь оконный проем; гардины (франц. §агйеп — охранять)—лег­кая, прозрачная драпировочная ткань на окнах; ламбрекен (франц. ЫтЬгецит — украшение из материи)—короткая драпировка над верхней частью окна или двери; занавески, или драпри,— драпиро­вочная ткань, закрывающая часть помещения или нишу. Драпиро­вочные ткани, выполняющие различные функции, имеют различную плотность.

Важным моментом при выборе драпировочных тканей является их сочетание с обивочными тканями: драпировка служит фоном, а обивка — цветовым акцентом. Так, если ткань драпировочная лег­кая и блестящая, шелковистая, то обивочная ткань должна иметь грубую фактуру, из толстой пряжи с использованием лавсана или ворсовую фактуру; либо ткань драпировочная — фактурная, репсо­вая, из крученой или объемной пряжи, а обивочная — гладкая из нетканых материалов, кожи или кожзаменителя, т. е. в сочетании т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: