Тема урока: «Право как средство регулирования общественных отношений»
Задание: сделайте опорный конспект темы[1]
Понятие правового регулирования, его предмет и методы.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Права предметом регулирования права в целом являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию.
Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.
При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому. Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.
Диспозитивный метод регулирует правоотношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними. С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частно-правовой сфере (гражданское, семейное, трудовое).
Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.
Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К средствам социального регулирования относятся социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. (индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.)
Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными) - правовое регулирование имущественных отношений. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.
Способы и типы правового регулирования.
Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. Некоторые выделяют следующие способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).
В перечень основных способов правового регулирования иногда включают правомочие (наделение лица возможностью требовать определенного поведения от других лиц). И правомочие, и дозволение являются мерой возможного поведения.
Дополнительными способами правового регулирования являются стимулы (закрепление нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно) и санкции (меры наказания за неисполнение позитивных обязываний и запретов, установленных правовыми предписаниями). В процессе правового регулирования государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях, которые зависят от предмета регулирования.
В праве выделяют общедозволительный и запретительный типы регулирования. Общедозволительный тип - «разрешенным считается все, что прямо не запрещено законом» - применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод. Запретительныйтип регулирования исходит из формулы – «запрещено все, что не разрешено законом» - так регулируется правовой статус государственных органов и отношения между ними. Например, должностное лицо обладает только теми полномочиями, которые указаны в законе, и не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией. Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу.
Задание выдал преподаватель Колосова С.В.
[1] Составление опорного конспекта:
1. Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложить главные мысли в том порядке, который в тексте.
3. Сделать черновой набросок сокращённых записей на листе бумаги.
4. Преобразовать эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объединить сигналы в блоки.
6. Обособить блоки в контуры и графически отобразить связи между ними.
7. Выделить значимые элементы.