Этапы выполнения курсовых и дипломных работ




Введение

Выполнение курсовых работ является одним из важных этапов в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Работа над курсовыми проектами требует от студента не только прочного усвоения фундаментальных теоретических знаний, но и творческого подхода к решаемым эмпирическим задачам, формирования представлений об организации исследовательской деятельности. Выступая одной из форм научно-исследовательской деятельности, подготовка курсовых работ предполагает углубление и расширение знаний студентов, овладения приёмами самостоятельного исследования, его планирования, анализа полученных данных, формирование умений решать научные и практические задачи путём научного поиска и анализа.

Работа над курсовыми проектами должна способствовать систематизации, закреплению и расширению теоретических и практических знаний у студентов по приобретаемой специальности, создавать возможность для применения этих знаний при решении конкретных практических задач в области психологии.

Данные методические рекомендации составлены для оптимизации самостоятельной работы студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью Брянского государственного университета имение академика И. Г. Петровского над исследовательскими проектами курсовых работ. В методических рекомендациях даются общие требования к содержанию, оформлению данных работ и приводятся шаблоны отзывов научного руководителя и рецензента, описываются критерии оценки данных работ, правила их публичной защиты.

Этапы выполнения курсовых и дипломных работ

Курсовая работа (проект) − самостоятельная работа студента учебно-методического или научно-исследовательского характера, выполняемая под руководством преподавателя.

Курсовая работа служит углубленному изучению какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины, овладению методами современных научных исследований.

Выполнение курсовой работы должно включать в себя ряд взаимосвязанных этапов:

· выбор темы и постановка проблемы исследования: выделение основных вопросов, решение которых ляжет в основу исследования, определение объекта и предмета исследования, обоснование актуальности, выделение цели и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы исследования;

· составление рабочего плана работы (совместно с научным руководителем);

· определение методов исследования и выбор методик;

· поиск, сбор, анализ и обобщение литературы по теме исследования; формулирование основных теоретических положений и выводов;

· на основе проведённого анализа литературы уточнение соответствия выбранных методов диагностического (экспериментального) исследования изучаемой проблеме; в случае необходимости разработка или адаптация методик исследования согласно изучаемым параметрам, выработка крите­риев оценки результатов эксперимента;

· проведение диагностического (экспериментального) исследования, сбор эмпирических данных;

· количественный и качественный анализ эмпирических данных, их обработка с помощью методов математической статистики; проверка статистической значимости полученных результатов, проверка выдвинутой гипотезы;

· обсуждение и интерпретация полученных эмпирических данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах;

· формулирование выводов и составление заключения; в случае целесообразности разработка практических рекомендаций;

· оформление исследовательской работы в целом;

· подготовка выступления на защите, подготовка и оформление иллюстративного материала.

Темы курсовых работ студенты могут выбирать из перечня тем, представленных на кафедре. Выбор может определяться научно-практическими интересами студента в рамках выбранной специализации. Также студент может предложить самостоятельно тему своего исследования, которая не совпадает с тематикой курсовых работ кафедры. В этом случае он обязан обосновать её целесообразность и соответствие выбранной специальности.

Важно выбрать такую тему, которая соответствовала бы накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям студента. Которая могла бы разрабатываться на конкретных материалах, взятых в учреждении или организации, где он работает или же будет проходить практику.

Тематика работы должна быть актуальной, учитывать состояние и перспективы современного развития науки и способствовать решению конкретной задачи в области психологии. В качестве тем исследовательских работ могут выбираться проблемы, решение которых способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий, организаций, учреждений социальной сферы и учебных заведений.

Темы курсовых работ утверждаются на заседании кафедры, приказом руководителя учебного заведения или заведующим кафедрой. Именно с выбора темы начинается исследовательская работа студента, которая требует творческого подхода, понимания актуальности избранной темы, её теоретического и практического значения. Важно обратить внимание на её конкретную формулировку, разработать стратегию исследования.

При выполнении курсовых работ на II-III курсах студент имеет право выбора каждый раз новой для себя темы. Наряду с этим возможно и продолжение изучения ранее выбранной темы, что даёт возможность более глубокого изучения выбранного направления исследования, обеспечивает более детальную разработку проблемы.

 

2. Общие требования к оформлению курсовых работ

Оформление курсовой работы

Тексты квалификационных работ представляют собой результаты научной работы студента. Поэтому требования к оформлению квалификационных работ соответствуют требованиям ГОСТ 7.32-2001. Работа печатается на стандартном листе бумаги формата А 4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 25-30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, примерное количество знаков на странице -1800-2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал - 1,5. Изменение шрифта и его форматирование допускается только для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, заголовках.

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы: введение, заключение, список литературы, приложения (кроме параграфов, входящих в состав глав) – начинаются с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», следует располагать в середине без точки и без кавычек, печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивать, отделять от текста расстоянием равным одной пропущенной строке. Слова в заголовках не переносятся, точка в конце заголовка, располагаемого в середине страницы, не ставится. Заголовки параграфов печатаются полужирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца отделяются с двух сторон расстоянием равным одной пропущенной строке. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Применительно к разделу «Приложения» указывается только номер страницы, с которого начинается этот раздел. В тексте нумеруется только страница, следующая за списком литературы. В центре этой страницы шрифтом «Times New Roman» № 40 пишется слово «Приложения». Остальные страницы приложения не нумеруются. Приложения нумеруются (если их несколько) последовательно арабскими цифрами, сквозной нумерацией (Приложение 1, 2, 3). Страницы в приложениях не нумеруются. Каждое приложение необходимо выполнять на отдельном листе. Приложения не засчитываются в заданные объёмы исследовательской работы.

Главы работы имеют порядковую нумерацию в пределах всего текста (Глава 1..., Глава 2... и т.д.). Обозначение параграфа в каждой главе включают номер главы и порядковый номер параграфа (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). В случае если параграфы разделены на более мелкие единицы - подпараграфы, нумерация включает номер главы, номер параграфа, номер подпараграфа (1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.). После номера параграфа или подпараграфа в тексте точка не ставится.

Страницы письменной работы (включая рисунки и приложения) должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Титульный лист и оглавление оформляются по установленному образцу (Приложения 1).

Нумерация начинается со второй страницы – «ОГЛАВЛЕНИЕ».

В научно-исследовательских работах студентов обычно приводится фактический и цифровой материал. Наглядность ему придаёт использование формул, таблиц, иллюстративного материала (схем, графиков, диаграмм, рисунков и др.).

Правила написания буквенных аббревиатур.

В тексте письменной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично автором буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При введении в текст аббревиатуры, обязательно необходимо ее пояснение. Первый раз аббревиатура указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем она употребляется в тексте без расшифровки.

Пример. Социальная категоризация (СК) - универсальный когнитивный процесс, имеющий ключевое значение для восприятия объектов и явлений окружающего мира. На выявление и раскрытие специфических особенностей СК направлено множество исследований, проведенных в рамках психологии социального познания.


Правила написания формул, символов

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер размещается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула, то её не нумеруют.

Пример - Оформление формулы.

где rxy – коэффициент линейной корреляции;

xi, yi – частные выборочные значения сравниваемых величин;

xср, yср – средние выборочные значения сравниваемых величин;

n – объем выборки сравниваемых пар первичных результатов;

S2x, S2y – дисперсии для первичных результатов x и y.

При наличии в научно- исследовательской работе большого количества цифрового материала, а также при необходимости его сопоставления и выводов определенных закономерностей материал оформляют в виде таблиц.


Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы, рисунки, графики следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, Таблица 1, Рисунок 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная – по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются. Например:

Пример оформления таблицы

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопросы анкеты по возрастным

Варианты ответов Возрастные группы Всего по выборке
  18-24 года 25-29 лет 30-45 лет Старше 45 лет  
           

 

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку. Таблицу следует размещать так, чтобы читать её можно было без разворота работы. При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф повторяются. Основной заголовок таблицы не повторяют, а над ней размещают слова «Продолжение таблицы…» с указанием её номера.

Если в таблице приведены данные статистического анализа, условные обозначения значимости связи различных показателей (корреляций, регрессий) (обычно - * или **), ставятся только рядом со значениями самого коэффициента. Коэффициенты обязательно округляются до сотых, нули перед запятой опускаются, запятая заменяется точкой.

Не допускается прямое копирование в текст выходных таблиц отчета компьютерной программы (SPSS, ЕХСEL, Statastica и др.). Таблицы должны быть построены заново. Все обозначения должны быть переведены на русский язык, а результаты вычисления смежных величин обобщаются в общей таблице. Не допускается использование в таблицах текста кодов переменных. Названия переменных должны быть содержательными и понятными читателю без дополнительных объяснений со стороны автора работы.

Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы как диаграммы, гистограммы, а также различные графики. Их следует располагать в работе в черно-белом исполнении непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или в приложении, если в указанном месте они не помещаются. В приложениях допускается цветное исполнение.

Необходимо опираться на рекомендации по построению диаграмм и графиков (Л.В. Куликов, 2001):

· График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

· График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

· На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

· Линии на графике должны отражать значимость пара­метра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

· Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).

· Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма – это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной пря­мой (например, оси абсцисс).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначения. Между таблицами, рисунками и текстом должны быть пробелы равные примерно пропущенной строке.


Примеры оформления рисунка.

Рис. 1. Среднегрупповая выраженность уровней личностной и ситуативной тревожности у обследованных студентов

Рис. 2. Распределение выраженности стилей семейного воспитания в группе родителей младших школьников

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.

Если делается ссылка на таблицу, можно использовать следующие выражения: «в соответствии с данными, представленными в таблице 5…», «результаты, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что...», или приводится ссылка в скобках (Таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «на рисунке 5 показано (приведено, представлены)....», «как представлено на рисунке 6...», «что и отражено на рисунке...» или дается ссылка в скобках (Рис. 3). Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6).

При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, представлена в приложении 2», или приводится ссылка в скобках (Приложение 2).

При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например, «в двух случаях из девяти» (неправильно – «в 2 случаях из 9»), Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например, «45 испытуемых» (неправильно – «сорок пять семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения точки не ставятся (миллиметр – мм). Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в 20 случаях из 100» (неправильно – «в 20-ти случаях из 100»).

Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, то падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «и» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» – «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).

Правила оформления библиографического списка

Список литературы в научно-исследовательской работе представляет собой отражение тех источников, которыми пользовался автор при её написании. Список литературы должен содержать библиографическое описание всех источников, упоминаемых в тексте, а также тех, которые были использованы автором в процессе подготовки работы, но не нашли своего непосредственного отражения в тексте.

Библиографический список (раздел в конце текста под названием «Список литературы») включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы из которых использовались при написании курсовой работы. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), докторские и кандидатские диссертации и их авторефераты, законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники, а также другие отчетные и учетные материалы, web-сайты.

Оформление списка литературы осуществляется алфавитным способом. При этом способе группировки фамилии авторов и заглавия (если автор работы не указан или авторов более трех) располагаются в алфавитном порядке и нумеруются.

Если в списке литературы есть работы авторов-однофамильцев, порядок расположения источников зависит от инициалов авторов.

При оформлении библиографического списка все реквизиты источника указываются строго в определенном порядке.

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.). При указании работ, размещенных в Интернете, необходимо соблюдать те же требования: фамилия и инициалы автора, название работы, место опубликования (URL) и дату посещения Web-ресурса. Образцы оформления библиографических ссылок представлены в Приложении А.


Пример. Порядок указания реквизитов литературных источников

 

Тип литературного источника Порядок указания реквизитов
  Книга под фамилией автора(ов) 1) фамилия и инициалы автора (авторов), 2) название книги, 3) место издания, 4) название издательства, 5) год издания, 6) количество страниц.
  Книга под заглавием 1) название книги, 2) инициалы и фамилия редактора(ов), составителя(лей) 3) место издания, 4) название издательства, 5) год издания, 6) количество страниц.
  Статья из журнала 1) фамилия и инициалы автора (авторов), 2) название статьи, 3) наименование издания, 4) год издания, 5) номер, выпуск, 6) занимаемые страницы.
  Статья из сборника 1) фамилия и инициалы автора (авторов), 2) название статьи, 3) наименование издания (сборника), 4) место издания, 5) название издательства, 6) год издания, 7) занимаемые страницы.
  Источник из Интернет 1) фамилия и инициалы автора (авторов), 2) название работы, 3) место опубликования (URL), 4) дата посещения Web-ресурса.

Образцы оформления библиографических ссылок

1. Книга под фамилией автора(ов) Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. 527 с.
2. Книга под заглавием Предмет и метод психологии: Антология / под ред. Е. Б. Старовойтенко. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. 512 с.
3. Статья из журнала Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 3-21.
4. Статья из сборника Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция // Человек в ситуации неопределенности / гл. ред. А. К. Болотова. М.: ТЕИС, 2007. С. 9-33.
5. Произведение из собрания сочинений Выготский Л. С. Проблема возраста // собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4: Детская психология. С. 248-265.
6. Автореферат диссертации Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: автореф. Дис.... докт. психол. наук. М., 2005. 45 с.
7. Диссертация Агадуллина Е. Р. Факторы социальной категоризации молодежных политических групп: дис.... канд. психол. наук. М., 2008. 166 с.
8. Тезисы (мате­риалы) конференции Ловаков А. В. Организационная идентификация: разработка методики оценки // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы XVI международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». Секция «Психология» (Москва, 13-18 апреля 2009 г.). М.: МГУ, 2009. С. 527-529.
9. Книга на ино­странном языке Furnham A. The psychology of behaviour at work: The individual in the organization. Hove, England: Psychology Press, 1997. 722 p.
10. Статья на иностранном языке Levin I. Five windows into organizational culture: An assessment framework and approach // Organization Development Journal. 2000. Vol. 18 (1). P. 83-94.
11. Источник из Интернет Поддьяков А. Н. Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электронный журнал. 2008. № 1. URL: https://psystudy.ru/ index.php/component/content/article/13.html (дата обращения: 25.04.2008) Архангельский Г. А. Основные инструменты управленческой борьбы [Электронный ресурс] // Организация времени: [сайт]. URL: https://www.improvement.ru/zametki/uprborb/index.shtm (дата обращения: 12.10.2008).

На все помещенные в библиографический список источники должны быть ссылки в тексте. Наличие в списке литературы нецитированных источников не допускается.

Правила оформления ссылок на литературные источники

В зависимости от того, какой способ построения библиографического списка выбран, следует использовать один из двух способов оформления ссылок в тексте.

При использовании нумерованного списка литературы ссылка в тексте оформляется в виде номера источника в списке, заключенного в квадратные скобки: [12].

Ссылаться в тексте на литературные источники приходится в различных ситуациях: прямое цитирование, изложение оригинальных мыслей без цитирования, цитирование не по первоисточнику, перечисление авторов, работавших над сходной проблемой, приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы.

При прямом цитировании в тексте приводится фраза или часть фразы из какого-либо другого источника. Цитата обязательно должна быть заключена в кавычки. После цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

В случае ненумерованного списка литературы: фамилия автора, год издания цитируемой работы и через запятую - номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Общие правила цитирования. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием.

Не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте - не более двух на странице.

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была позаимствована.

В случае пересказа чьих-либо идей, мыслей, концепций, но без прямого цитирования, также необходимо ссылаться на источник, в котором эти идеи, мысли, концепции изложены. Пересказ / изложение идей, мыслей, концепций в скобки не заключаются. После пересказа / изложения в квадратных скобках указывается:

Цитирование не по первоисточнику

В случае, когда первоисточник недоступен, а в наличии есть другой источник, в котором приводится необходимая цитата, то можно привести в тексе эту цитату, сославшись на источник, имеющийся в наличии. Цитата оформляется также, как и в случае прямого цитирований, но после цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

В случае, когда в тексте перечисляются авторы, работавшие над сходной проблемой, то также необходимо ссылаться на их работы. При этом в тексте в квадратных скобках указываются:

Приведение из другого источника рисунка, схемы, таблицы

В случае, когда в тексте приводятся рисунки, схемы, таблицы из других литературных источников, то необходимо указывать, откуда они были взяты. При этом после указания названия рисунка, схемы, таблицы в квадратных скобках указываются:


Пример ссылки в тексте на литературные источники

Ситуация ссылки Список литературы
Прямое цитирование [14, С. 236]
Изложение оригинальных мыслей без цитирования [12]
Цитирование не по первоисточнику [Цит. по: 14, С. 236]
Перечисление авторов, работавших над сходной проблемой [5; 6; 18; 21; 34]
Приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы [Привод. по: 14, С. 236]

 

При каждом упоминании фамилии авторов обсуждаемых работ, необходимо указывать их инициалы. При этом между инициалами и фамилией необходимо делать неразрывный пробел, для того чтобы инициалы и фамилия всегда располагались на одной и той же строке.

Правила оформления приложений

Приложение - заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны. Они могут включать материалы, которые необходимы для понимания сути работы, но не входят в основной текст, так как перегружают содержание разделов. К таким материалам относятся: подробное описание методики, если она новая (например, полный текст опросника); «сырые» данные, например, протоколы, примеры рисунков испытуемых, сводные таблицы и т. п.; копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение текста на его последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. После слова «Приложение» следует арабская цифра, обозначающая его последовательность

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Например, так: (см. Приложение 5). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

3. Общая структура курсовых работ

Курсовая работа должны иметь стандартную структуру, т.е. состоять из нескольких взаимосвязанных частей текста:

Титульный лист (образец оформления см. в Приложении 1).

Оглавление (образец оформления см. в Приложении 2).

Введение

Теоретическая глава, имеющая свое содержательное название.

Выводы по 1 главе

Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название (не является обязательным элементом в курсовой работе первого и второго курса; включается в текст только в случае проведения эмпирического исследования).

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения (обязательны для эмпирических работ).

Введение

Основная функция раздела «ВВЕДЕНИЕ» - дать общее представление об отчете и помочь понять читателю замысел проведенного исследования. Оно должно отражать основные характеристики работы, такие как:

- проблема исследования;

- актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования;

- цель и задачи исследования

- объект и предмет исследования;

- гипотеза исследования;

- используемые методы, этапы проведения исследования;

- структура текста.

Текст «ВВЕДЕНИЯ» представляет собой сжатое изложение сути теоретического замысла работы и его воплощения, сделанный таким образом, чтобы кратко отражать содержание всей работы. Объем введения обычно составляет 2-5 страницы.

Теоретическая часть

Теоретическая часть является самостоятельным теоретическим исследованием студента по выбранной проблематике. Она представляет собой полный обзор литературных источников в той предметной области психологической науки и смежных областей других наук, связанных с тематикой исследования. Она должна иметь содержательное, проблемное название и обладать внутренней структурой подразделов, взаимосвязанных между собой логическими переходами. Теоретическая часть может состоять из одной или нескольких глав, а главы, в свою очередь, должны состоят из параграфов или разделов, каждые из которых также должны иметь содержательное название. Количество параграфов в теоретической главе определяется количеством рассматриваемых аспектов проблемы, важных для исследования. Однако также следует избегать и слишком мелкого дробления текста на фрагменты. Минимальный раздел, имеющий собственное название и вынесенный в ОГЛАВЛЕНИЕ, должен быть по объему не менее 5-7 страниц. При этом не должно складываться впечатление, что части теоретического обзора не связаны друг с другом. Необходимо «обращать особое внимание на структуру работы, содержательную связь частей и логические переходы между ними» Каждый параграф должен заканчиваться кратким резюме, подводящим итоги обзора с точки зрения их значения для достижения цели работы.

Пример правильного и неправильного названия теоретических разделов и параграфов.

Неправильно Правильно
1 Обзор теоретических подходов к проблеме социальной идентичности 1.1. Мотивационный подход 1.2. Когнитивный подход 1.3. Поведенческий подход Выводы 1 Роль социальной идентичности в формировании неприязненного отношения к «другим» 1.1 Понятие социальной идентичности: факторы формирования, структура и функции 1.2 Взаимосвязь социальной идентичности и предубеждений Выводы

 

Литературный обзор не должен сводиться к реферативному перечислению точек зрения на обсуждаемую проблему. Он должен представлять собой теоретический анализ проблемы. Обзор не может быть вторичным, т.е. построенным исключительно на воспроизведении других обзоров исследований в анализируемой области, сделанных ранее другими исследователями. Обычно в данной части работы краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других исследователей сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора.

Обзор не должен носить реферативный характер. Он должен содержать критическую оценку приведенных работ.

Собранные в теоретической части литературные материалы могут быть скомпонованы по разным принципам:

Хронологический принцип. Описание этапов исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Раскрытие «истории вопроса», прослеживание исторической преемственности в работах различных авторов, посвященных изучению одной или сходных проблем.

Тематический принцип. В водной части текста главы обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых изучались эти аспекты.

Логический принцип. Структура текста может быть примерно такой:

Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений. Область проявлений, их частота, временные, интенсивностные и другие качественные характеристики.

Место изучаемого явления среди других явлений в данной предметной области, т. е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

Рассмотрение явления с опорой на избранный вами методологический (системный, целостный, средовой и т.д.) подход. Выделяемая структура явления.

Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании.

Закономерности, которым подчиняется явление.

Прикладное, практическое использование явления (свойства или функции).

Особое внимание должно уделяться выстраиванию теоретического анализа вокруг одного из аспектов изучаемого феномена, относительно которого будет проводиться эмпирическое исследование. В связи с этим логику анализа в теоретической части можно представить как сужающуюся воронку, постепенно переходящую в конкретную гипотезу и обоснование измеряемых в исследовании переменных, то есть переходящую в эмпирическую часть. При этом процесс «сужения» этой воронки не должен выглядеть случайным, например: «есть много граней этого феномена, но мы остановимся на этом». Сужение предмета рассмотрения в ту или иную сторону или поиск взаимосвязи меж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: