«Заборчик».
«Улыбка».
«Горка».
«Почистим нижние зубы».
3. Знакомство со звуками [с], [сь].
а) «Доскажи словечко»
Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника-... (насоса).
б) Анализ артикуляции звука [с].
— Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.
— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.
в) Звуковая характеристика звука [с] (по схеме).
г) Анализ артикуляции звука [сь].
— А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.
Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам.
— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит маленький насос.
д) Звуковая характеристика звука [сь] (по схеме).
е) Упражнение в произношении звуков [с], [сь].
Дети имитируют работу насосов. Насосы свистят длительно: с_____, с____, сь_____, сь_____.Насосы свистят отрывисто: с-с-с; сь-сь-сь
«Эхо».
— Произнесите так же,: са — со — су — сы; си — ся — сю — сё; ос — ас — ыс — ис.
4. Закрепление звуков [с], [сь] (с. 6).
— Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? — А маленький?
— Какие фишки показывает Юпик? Почему?
5. Дифференциация звуков [с], [сь].
а) Загадка.
Кто она, угадай-ка!
Седая хозяйка
Тряхнет перинки —
Над миром снежинки.
—Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на ее картину «Зимний вечер».
—Назовите слова со звуком [с]. Определите место звука [с] в слове.
—Назовите слова со звуком [сь]. Определите место звука [сь] в слове.
б) Упражнение в произношении.
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звуки [с] и [сь].
в) Намела зима сугробами белый снег.
На сугробах виден чей-то след..
— Рассмотрите сугробы (с. 7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках — картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?
Физминутка: «Снежинки кружатся».
Дети кружатся, делают плавные движения руками.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Формирование грамматического строя речи.
— Приглашает зимушка детей на улицу погулять, поиграть. В какие игры вы любите играть зимой?
—Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как играет Сима? Какие цвета любит Сима?
— Сима любит звуки [с] и [сь], и даже в названиях цветов одежды у нее эти звуки. Какой цвет со звуком [с]? А какой — со звуком [сь]?
— У Симы синяя... (Шапка.) А пальто какое? Сапоги? Бант?
— У Симы красный... (Шарф.) А варежки какие? Штаны? Помпон? Ведро?
Звуковой анализ.
— Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?
— Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». (Сани. Сима.) Обозначьте звуки фишками.
Итог занятия.
— Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.
— С этих звуков начинаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, серебристая, седая.
— Почему зиму так называют?
ЗАНЯТИЕ №52
Тема: звуки [с], [сь] (закрепление).
Цель: закрепить звуки [с], [сь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в подборе родственных слов, в образовании сложных слов, в составлении «деформированных» предложений из данных; развивать мышление.
Оборудование: фланелеграф, картинки по теме «Строительство дома», картинки с изображением детей, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Послушайте стихотворение «Снегопад». Найдите в нем слова, родственные слову снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
К небе кружатся пушинки —
Серебристые снежинки.
Каруселью снеговою
На проселки, на лужок
Все снижается снежок.
Землю белой чистой, нежной
Застелил простынкой снежной.
Вот веселье для ребят —
Все сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком на снежный ком.
Все украсили снежком.
Словно белый пуховик
Вдруг надел наш снеговик.
Рядом снежная фигурка —
Это девочка — Снегурка.
— На осинке — посмотри —
С красной грудкой снегир и.
После каждого четверостишья логопед делает остановку. Дети по цепочке называют родственное слово и садятся.
2. Закрепление звуков [с], [сь].
а) — С какого звука начинались родственные слова?
—Как свистит большой насос? Какой это звук?
—Как свистит маленький насос? Какой это звук?
б) — Отгадайте, что это такое? У него есть сваи, лестница,
мусоропровод? (Дом.) Сегодня мы — строители.
Мы построим новый дом —
Новоселье будет в нем.
Отгадайте загадку:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает.
— Приехал экскаватор на строительную площадку. Он будет рыть котлован.
Логопед на фланелеграфе показывает этапы строительства.