«Покусать кончик языка ».
«Заборчик».
«Горка».
3. Знакомство со звуками [з], [зь].
а) Введение сюжета в занятие.
Звучит музыка. Дети закрывают глаза. Логопед накидывает на плечи платок. Музыка перестает звучать — дети открывают глаза.
— Здравствуйте, дети. Я — Бабушка-Загадушка.
Я в гости к вам пришла,
Много загадок с собой принесла.
Вот первая загадка:
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит — звенит,
Сядет — молчит.
(Комар)
б) Анализ артикуляции звуков [з], [зь].
—Посмотрите и послушайте, как звенит комар: з-з-з.
—Произнесите сами, понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [з] по схеме.
Губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка за нижними зубами, воздушная струя встречает преграду, голос включается.
—Расскажите, какой это звук?
—Комар зазвенел: зь-зь-зь...!
Широкий кончик языка придвинут ближе к передним зубам.
— Расскажите о звуке [зь].
4. Закрепление звуков [з], [зь] (с. 15).
—Вспомните сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Кто спас Муху-Цокотуху от злодея Паука?
—Посмотрите на комара в левом верхнем углу страницы. Как звенит комар?
—Комар зазвенел: за — зо — зу — зы. Произнесите так же:
аза — изи —озо
зво — зва — зви
зна — зва — зма
— Послушайте скороговорку: Зоиного зайку зовут Зазнайка. С какого звука начинаются все слова? Произнесите скороговорку отчетливо.
Дети произносят скороговорку дважды, постепенно увеличивая темп.
— Произнесите скороговорку с удивлением. Произнесите скороговорку с восторгом.
5. Дифференциация звуков [з], [зь].
а) Игра «Сигнальщики».
— Посмотрите на Юпика. Почему он поднял эти фишки? А сейчас вы поднимите фонарики на звуки [з], [зь] в словах. Постарайтесь запомнить эти слова.
заяц обезьяна зяблик фазан
стрекоза коза поползень
зебра газель медуза
— Каких птиц я назвала? Насекомых? Домашних животных? Диких животных? Кто живет в море?
б) Выделение звука из состава слова.
— Я, Бабушка-Загадушка, очень люблю читать сказки. Вот четыре книги. На их обложках изображены герои сказок. Рассмотрите их обложки и назовите слова со звуками [з], [зь]. (Золушка, зеркало, заяц, зонт, змей, газета, Базилио, корзина.)
6. Физминутка. «Зайка» (см. конспект № 57).
Звуковой анализ.
а) Соотнесение слова и схемы.
—Посмотрите на середину страницы. Здесь ряд квадратиков с буквами и картинками. Это я загадала слово. Три его буквы я спрятала под картинки. Отгадайте слово. (Загадки.)
—Я загадаю вам четыре загадки. К ним нарисованы отгадки. Рассмотрите и назовите картинки-отгадки. (Глаза, газета, зима, зонт.)
Логопед читает загадку. Дети ее отгадывают.
— Покажите схему отгаданного слова.
б) Составление схемы слова коза.
— Посмотрите на куст. Кто стоит за кустом? Составьте схему слова-названия того, кто спрятался за кустом (см. Приложение 1). Какие слова-родственники у слова коза?
Итог занятия.
Вот, ребятки, и все мои загадки.
Вы все их отгадали,
Звуки новые узнали.
— Какие? Расскажите о них.
ЗАНЯТИЕ №61
Тема: буквы З, з.
Цель: закрепить звуки [з], [зь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных, слов и предложений; формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: фланелеграф, фигурка Звездочета, звёзды из бумаги, кассы, «картинки-невидимки», аудиозапись, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед демонстрирует контурные картинки, в названиях которых есть звуки [з] и [зь].
— Назовите «картинки — невидимки». Выделите в словах звуки [з], [зь].
2. Повторение характеристики звуков [з], [зь].
— Расскажите о звуках [з], [зь].
Знакомство с буквами З, з (с. 16).
Звучит «Песня Звездочета» из к/ф «Красная шапочка». Демонстрируется фигурка Звездочета.
—Это Звездочет. Почему его так назвали?
—Однажды на синем небе он увидел среди звезд букву.
Ой, на небе — посмотри:
Буква З как цифра три.
—Из чего составлена буква З?
—На небе звезды выглядят маленькими мерцающими огоньками. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар, как Солнце, но очень, очень далекий от нас.
—Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Они похожи? Сколько элементов у буквы З?
—Прочитайте буквы. Посмотрите, как изобразили букву с помощью пальцев рук. Постройте ее так же.
—Звездочет принес нам звезды. Ваше внимание, старание, хорошая работа будут награждаться звездой.
Будем звезды зажигать.
Будем букву составлять.
В ходе занятия логопед у каждого ребенка находит положительные стороны в работе и дает ему возможность «зажечь» звезду. На фланелеграфе из этих звезд составляется буква З.
Звуко-буквенный анализ.
— Составьте слог и, дополнив его до целого слова, узнаете созвездие, которое звездочет наблюдал на небосводе.
зо —... (зонт)
за —... (замок)
зво —... (звонок)
Логопед выдает ребенку звезду для составления буквы з на фланелеграфе.
5. Физминутка. «Большая желтая луна».
(Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение.)
Логопед читает стихотворение и сопровождает его движениями. Дети имитируют движения.
Большая желтая луна
Восходит в небе звездном.
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет: «Очень поздно!»
Луна встает, а мне — в кровать!
И до утра придется спать!
... Большая желтая луна
Бледнеет и заходит.
Погасли звезды, и видна Заря.
И солнце всходит.
Я встану, а луне — в кровать!
До вечера ей надо спать!
Чтение.
а) Чтение слогов.
—Звезды есть и в море. Это животные, их тело по форме напоминает звезду. Они яркой окраски, имеют до пятидесяти лучей. Называют их морские звезды. Найдите морскую звезду на странице книги.
—Морская звезда с буквой З протянула свои лучи к гласным буквам. Прочитайте, какие слоги они образуют?
Дети устанавливают еще звезду на фланелеграф, составляя букву З.
б) Чтение слов.
Дети читают слова первого столбика и объясняют их значение.
— Какое слово «лишнее»?
Дети читают слова второго столбика и объясняют их значение.
— Почему слово Зина написано с большой буквы?
На фланелеграфе из звезд составляется буква З.
в) Чтение слогов со стечением согласных.
— Прочитайте гласные буквы. Прочитайте слоги, которые они образуют с рядом стоящей согласной буквой. Прочитайте слоги с буквой З. Дополните слоги до целого слова.
Дети продолжают строить букву З из звезд на фланелеграфе.
г) Чтение рассказа «Тузик».
Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл прочитанного предложения. Вопросы после чтения: У кого была коза? Как звали козу? Как помогал Зое Тузик? Как Зоя заботилась о козе? Какая хозяйка Зоя? (Заботливая.)