На фланелеграф ставятся звезды для буквы З.
Заселение буквы З в «Домик букв».
— Буква З достроена. Теперь объясните, в какой домик поселилась буква З?
Итог занятия.
Логопед берет у Звездочета последнюю звезду, на обороте которой стихотворение.
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе.
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
— Еще в каких словах можно найти букву З?
ЗАНЯТИЕ № 62
Тема: буквы З, з (закрепление).
Цель: закрепить звуки [з], [зь]; буквы З з; формировать навык письма буквы З, з, слогов и слов с ней; уточнить употребление предлогов за, из-за; обучать составлению предложения по схеме, развивать мышление.
Оборудование: разрезные слоги, ручки, тетради, изображение Змея Горыныча, языков пламени, аудиозапись, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Прочитайте слоги друг за другом, по цепочке.
У детей слоги: за, зво, зву, зи, зы, зу, зо, зна, зва, зно, звы, зма. Дети читают слоги. Логопед дополняет их до целого слова.
2. Повторение характеристики звуков [з], [зь].
Включена аудиозапись. Слышится свист.
— Кто это? Какое сказочное чудовище имело несколько голов? (Змей Горыныч.)
Логопед демонстрирует картинку с изображением Змея Горыныча с шестью языками пламени во рту, которые убираются по мере выполнения задания.
— Залетел к нам грозный Змей Горыныч. Языки пламени из ноздрей пускает. Фыркает огнем. Запалить всех хочет. Надо, выполняя задания, затушить пламя, но не водой, а знаниями.
— Какой первый звук в слове Змей? Расскажите о звуке [з]. Расскажите о звуке [зь].
Убирается один язык пламени.
Письмо.
— Какая буква обозначает звуки [з], [зъ]?
а) Письмо букв З,з.
б) Письмо логопедом слова коза.
Логопед объясняет написание безударной гласной в слове. Дети списывают слово с доски в кроссворд и решают кроссворд дальше. (Ваза, поза.)
в) Письмо слов звон, звук с комментированием.
Убирается язык пламени.
Физминутка.
Чтение логопедом стихотворения. Дети сопровождают чтение движениями.
Змей над миром полетел,
Покружился
И на землю сел.
Головою повертел,
Вправо, влево посмотрел.
Засвистел (з___), затопал,
Крыльями захлопал.
Все огнем спалить хотел.
Передумал — улетел.
Убирается язык пламени.
Формирование грамматического строя речи (с. 17).
а) Знакомство с предлогами.
— Посмотрите на гномов. Они любят играть в прятки. Один прячется за забор, за дом, за дерево и... тихо стоит там. Как его зовут?
—Маленькое слово за — предлог. Его говорят тогда, когда один предмет находится позади другого предмета.
—А другой гном любит прятаться и выглядывать из-за забора, из-за дома, из-за дерева.... Как его зовут?
—Слово из-за мы говорим, когда предмет движется с задней стороны другого предмета.
Убирается язык пламени.
б) Составление предложения по схеме.
— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении? Какой предлог в предложении? Рассмотрите картинки, составьте по ним предложение. Прочитайте его по схеме.
Логопед делает вывод: «За, из-за — предлоги, стоят отдельно от других слов». Убирается еще один язык пламени.
в) Закрепление предлогов за, из-за. «Недосказанный рассказ».
— Продолжите предложение с помощью картинок. Используйте предлоги за, из-за.
Дети с Трезором пошли в лес (за чем?)... (за шишками). Было пасмурно. Иногда солнышко выглядывало (откуда?)... (из-за облака). Вдруг зайчик выскочил (откуда?)... (из-за сосны), испугался и спрятался (куда?)... (за куст).
Трезор погнался (за кем?)... (за зайцем). Заяц выскочил (откуда?)... (из-за куста) и стрелой помчался в глубь леса.
Дети собрали шишки и вышли из леса на дорогу.
Тут машина выехала (откуда?)... (из-за поворота). Дети сели в машину и уехали домой.
Убирается шестой язык пламени.
Итог занятия.
— Затушили мы все языки пламени. Не будет больше Змей людей красть, деревни огнем палить, разбой чинить.
ЗАНЯТИЕ № 63
Тема: звуки [с], [сь] — [з], [зь]; буквы С — З.
Цель: учить дифференцировать звуки [с], [сь] — [з], [зь] по звонкости-глухости на слух, при чтении и на письме; познакомить с написанием парных согласных на конце слова; развивать слуховую память.
Оборудование: игральный кубик, записки с заданиями, карандаши, сундучок с сюрпризом, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед задает вопросы по «Домикам букв».
— Назовите гласные буквы. Назовите те гласные, которые стоят после твердых согласных. Какая гласная буква обозначает мягкость согласного звука?
— Назовите самые звучные согласные. Назовите остальные звонкие согласные. Назовите парные глухие согласные. Назовите непарную глухую согласную.
— Прочитайте согласные буквы твердо. Прочитайте согласные буквы мягко.