Знакомство с буквами (с. 21).




—Сегодня мы познакомимся с буквами, которые обозна­чают звуки [б], [бь].

—Посмотрите на большую букву Б в голубой рамочке. Сколько у нее элементов? Какие? Посмотрите на малень­кую букву б. Похожа ли она на большую букву В? Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

—Прочитайте буквы в голубой рамочке.

—Посмотрите в левый верхний угол страницы.

Барабанщик Боря

В барабан играет,

Букву Б большую

Он изображает.

— Посмотрите, как изобразили ее с помощью пальцев рук. Постройте ее так же. — Посмотрите, на что похожа бу­ква Б! Какую новую букву узнали?

Логопед ставит бабочку на цветок.

Звуко-буквенный анализ.

Отвечая на вопросы, дети составляют в кассе слова: бант, бу­сы, кабина.

— Вспомните, что приготовили для бала бельчата? (Бу­сы, бант.) Какое слово можно найти в слове бусы.? Как бант превратить в бинт? Как называется часть машины, в которой сидит водитель? (Кабина.)

Логопед ставит бабочку на цветок.

Физминутка.

а) Пальчиковые упражнения.

Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На березовой ветке. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые — бабочка сидит. Мягкими и плавными движениями рук в запястьях имитировать полет бабочки.

 

б) Выполнение движений с речевым сопровождением. «Ба­бочка»:

Дети присели. Голова опущена вниз, руки на коленях, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Логопед ставит третью бабочку.

Чтение (с. 21).

а) Чтение слогов.

— Посмотрите в книгу, какая необычная окраска у бабо­чки. Какая буква у нее на брюшке? А на крыльях? Какие слоги можно прочитать на бабочке?

б) Чтение слов.

Дети читают слова в столбиках и объясняют их значение. После прочтения слов каждого столбика отвечают на во­просы: «Чем похожи слова? Сколько в них слогов?»

Логопед ставит четвертую бабочку.

в) Чтение «рассыпанных» слов.

— Прочитайте все слоги.

— Какие слова из них можно составить?

г) «Полубуковка».

— Прочитайте слово по половинкам букв.

Логопед ставит пятую бабочку.

Отгадывание ребуса «кабан».

Ставится шестая бабочка.

Заселение буквы Б в «Домик букв».

— Куда поселилась буква Б? Почему?

Ставится седьмая бабочка.

Итог занятия.

Пьют бабочки цветочный сок.

Благодарят тебя, дружок.

 

ЗАНЯТИЕ №66

Тема: буквы Б, б (закрепление).

Цель: закрепить звуки [б], ([бь]) и буквы Б, б; формировать навык письма букв Б, б, слогов и слов с ними; формиро­вать навык интонационного чтения рассказа; развивать мышление.

Оборудование: тетради, ручки, «рассыпанное слово», кар­точки для чтения слов, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Да-нет».

Дети, совещаясь, задумывают букву из «Домика букв». Напри­мер, «З». Логопед отгадывает ее, задавая вопросы. Дети отвеча­ют словами «Да» или «Нет».

—Эта буква обозначает гласный звук? (Нет.)

—Она обозначает звонкий согласный звук? (Да.)

—Этот звук парный? (Да.)

—Эта буква есть в слове зонт? (Да.)

—Это буква З.

—А теперь я загадаю букву.

Логопед загадывает букву Б. Дети аналогично задают вопросы и отгадывают букву.

2. Повторение характеристики звуков [б], [бъ].

— Расскажите о звуках [б], [бь].

Письмо.

а) Письмо букв Б, б.

— Отгадайте домашнее животное. Я скажу слова, назы­вающие его действия: лежит, сидит, спит, бежит, грызет, кусается, охраняет, лает.

Дети отгадывают слово собака.

— Кличка собаки «рассыпалась».

 

—Как зовут собаку?

—Почему слово Бобик написано с большой буквы?

—Сколько элементов у буквы Б? Какие это элементы?

Письмо буквы Б.

— Какие элементы у буквы б?
Письмо буквы б.

б) Решение линейного кроссворда.

В тетрадях детей дан кроссворд. В его начале изображена соба­ка, а в конце изба:

 

— Помогите Бобику добраться до избы. Первое слово — кличка собаки. Какое слово напишете?

— Отгадайте второе слово:

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Строить снова начинаю. (Кубики)

Дети пишут слово кубики.

— Куда бежит Бобик? Напишите слово изба.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика. «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указа­тельный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

б) Игровая зарядка «Важный пес».

Выполнение движений с речевым сопровождением.

 

Жил на свете пес мохнатый, Очень важный был. Каждым утром спозаранку Прогуляться выходил. Обычная ходьба.
Шел он парком, шел он важно, В стороны глядел. Ходьба с поворотом головы.
Так же важно, деловито Хвостиком вертел. Ходьба с поворотом бедер.
Раз, два, три, четыре — В стороны глядел. Повороты головы.
И решил поспать с утра. Но будить его пора. Изображение сна (в течение 1 минуты).

Чтение (с. 21).

— Что делал Бобик у избы, вы узнаете, прочитав текст.

Дети читают название текста.

— О ком мы прочитаем рассказ?

При чтении дети упражняются в передаче восклицательной ин­тонации, объясняют смысл каждого прочитанного предложения. Вопросы после чтения: Что делает Бобик у избы? А что он должен был делать?

6. Итог занятия.

У каждого ребенка по карточке, с учетом уровня овладе­ния навыком чтения:

бык банка батон

собака бак банан

кабан боты бобы

бизон ботинки бисквит

Дети читают слово про себя. Затем логопед дает задание:

— Прочитайте слова, называющие животных (посуду, обувь). Что можно употреблять в пищу?

 

ЗАНЯТИЕ № 67

Тема: звуки [п], [пь][б], [бь], буквы ПБ.

Цель: учить дифференцировать звуки [п], [пь][б], [бь] по звонкости-глухости на слух, при чтении, на письме; познакомить с написанием парных звонких и глухих со­гласных П — В на конце слова; закрепить умение соста­влять предложение по опорным словам.

Оборудование: разрезные слоги, карандаши, контуры ры­бок для штриховки, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Прочитайте слоги и дополните их до целого слова: па, по, пу, пы, пи, бы, ба, бо, бу, би.

Сообщение темы занятия.

— Назовите согласные звуки из прочитанных слогов.

— Эти звуки очень похожи. Дети их часто путают. Сегод­ня мы научимся их различать.

3. Сравнительная характеристика звуков[п], [пь][б], [бь] (с. 22).

— Как пыхтит тесто? Расскажите о звуках [п], [пь].

— Как блеют бараны? Расскажите о звуках [б], [бь]

— Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

4. Дифференциация звуков [п], [пь][б], [бъ].

а) Введение в занятие сказочного сюжета.

— Из какой сказки этот отрывок?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

— Кто написал эту сказку? С какого согласного звука на­чинается фамилия автора сказки?

б) Игра «Наоборот ».

— Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками. Сначала старуха называет слова со звуком [п], а старик меняет в словах звук [п] на [б], а потом наоборот.

пой — бой пыль —... бот —... бодать —...

пух —... путь —... забить —... пас —...

почка —... били —...

в) «Четвертый лишний».

— Сердитой была старуха. Каждый день бранила старика, давала ему все новые и новые задания. Кто помогал старику?

—А сегодня мы, как и золотая рыбка, будем помогать старику исполнять все прихоти старухи.

—Пойди, — говорит старуха, — отыщи лишнюю картин­ку в каждом ряду. Да найди первый звук в словах-названи­ях лишних картинок.

Дети рассматривают ряды картинок с левой и с правой стороны страницы, находят лишние картинки (плащ, пила, банан, бегемот) и выделяют в словах первый звук.

— Кланяется вам старик, благодарит за помощь.

г) «Вот так улов!»

—Бранится старуха: «Ступай, старик, к синему морю и налови рыбы на обед». Взял старик невод, четыре ведра и пошел к синему морю. Закинул он невод в море, пришел не­вод с разными предметами. Рассмотрите картинку «Вот так улов!» Скажите, что принес невод? В какие ведра положит старик выловленные предметы?

—Вот спасибо, опять помогли старику.

Физминутка.

а) Мимическая гимнастика.

— Изобразите злую старуху. (Печального старика. Доб­рую золотую рыбку.)

б) «Приседай, беги».

— Если услышите в слове звуки [п], [пь] — присядьте, если [б], [бь] — бегите на месте.

6. Дифференциация [п], [пь] — [б], [бь] при чтении.
Чтение слоговых рядов.

Опять бранится старуха:

Дурачина ты, простофиля.

Ничего-то ты не умеешь.

— А ну-ка, прочитай слоги рядком.

Дети читают слоговый ряд и воспроизводят его по памяти.

— Еще поклон старик вам шлет.

7. Дифференциация П — Б на письме.

— Еще пуще бранится старуха, заставляет старика оты­скать потерянную букву. Опечалился старик. Не может до­гадаться, какие буквы «потерялись».

Дети вставляют буквы П и Б в начало слова.

Какой звук слышится на конце слова суп (зуб)? Ка­кую букву надо написать? Почему?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб — зубы,

Суп — супы —

Будешь грамотным и ты.

— Рад старик, что дети помогли ему найти «потерянные» буквы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: