— Совсем разозлилась старуха. Еще труднее дает ему задание: «Эй ты, прямой простофиля. Рассыпала я предложение, а ты составь его и узнай, о чем я хочу тебе поведать».
Дети читают слова и составляют предложение.
Итог занятия.
— Помогли мы старику. Стала старуха добрее. А мы какие звуки научились различать?
— Старик за работу дарит вам рыбок для штриховки. Он будет вспоминать о вас добрым словом. Что значит «вспоминать добрым словом? »
ЗАНЯТИЕ № 68
Тема: звуки [д], [дь].
Цель: закрепить звуки [д], [дь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; обучать звуковому анализу двусложных пятизвучных слов; упражнять в образовании сложных слов; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Найдите в слове звонкий согласный звук:
вата коза тазы кубик
собака ноты место осень
муха сова Тузик век
2. Артикуляционная гимнастика.
«Почистить верхние зубы ».
«Качели».
«Барабанщик».
3. Знакомство со звуками [д], [дь] (с. 23).
а) Загадка.
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
б) Анализ артикуляции звуков [д], [дь].
— Послушайте, как стучит дятел: Д-д-д! Покажите, как стучит дятел.
Дети произносят звук [д], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
— Расскажите о произношении звука [д].
Рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает $ту преграду. Голос включается.
—Дятел стучит: Дь-дь-дь! Постучите, как дятел. Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.
—Расскажите о произношении звука [дь] по схеме.
Кончик языка упирается в нижние зубы. Средняя честь спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.
— Какие это звуки?
4. Закрепление звуков [д], [дь] по пособию (с. 28).
—Посмотрите на дятла в левом верхнем углу страницы. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, поэтому его пестрым дятлом и прозвали. Уселся дятел на ствол, зацепился за него острыми коготками, оперся на хвост и давай стучать по стволу своим крепким клювом.
—Как дятел стучит?
Дятел дерево долбил,
Всех он стуком разбудил.
Дети повторяют двустишие за логопедом, выделяя волосом звуки [д], [дь].
— Юпик услышал звуки дятла и поднял фишки. Какая обозначает звук [д]([дь])?
5. Дифференциация звуков [д], [дь] по твердости-мягкости.
а) Игра «Сигнальщики».
— Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д], [дь].
дуб долбит
дерево сидит
дятел доктор
дупло разбудил
б) Выделение звуков [д], [дь] из состава слова.
Драконы над лесом пролетали,
Стук дятла услыхали,
На полянку тихо сели
И решили поиграть:
Слова со звуками [д], [дь] назвать.
—Синий дракон называл слова со звуком [д]. Какие слова назвал синий дракон?
—Зеленый дракон называл слова со звуком [дь]. Какие слова назвал зеленый дракон?
—Помогите драконам подобрать слова к схемам.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Проговаривание скороговорки с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (имитация игры на пианино).
Дед Данила делил дыню:
Дольку — Диме, дольку — Дине.
б) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Только в лес мы зашли, Появились комары. Руки вверх — хлопок над головой, Руки вниз — хлопок другой. | Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки. |
Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. | Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо. |
Вдруг мы видим у куста — Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И в гнездо его кладем. | Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх. |
Звуковой анализ.
Дятел отстучал нам стих,
Но в конце его притих.
Ну-ка, дятлу помогите —
В стихе слово доскажите.
Вот папа гриб,
А сын — грибок.
Вот папа — дуб,
А сын —... (дубок).
— Составьте схему слова дубок (Приложение 1).
Вот пришел домой Иван
И улегся на... (диван).
Дети составляют схему слова диван.