Упражнение в образовании сложных слов.




— Посмотрите на драконов. Они одноголовые. Почему так говорят?

—Сколько у дракона хвостов? Соедините слова один, хвост. Какой дракон?

—В доме один этаж. Дом какой?

Дети образовывают сложные слова: однокомнатная, одномест­ная (палата), односложное (слово).

—Драконы двукрылые. Как образовано слово двукры­лые?

—У велосипеда два колеса. Какой велосипед?

Дети образовывают сложные слова: двухэтажный (дом), двухком­натная (квартира), двугорбый (верблюд), двухпалубный (пароход).

Итог занятия.

Дятел по лесу летал,

Всем советы раздавал.

— Но советы эти были вредные: Котлеты жарь в ведре. (Дети исправляют: на сковороде). В дом входи через окно. (Дети исправляют: дверь).

 

ЗАНЯТИЕ №69

Тема: буквы Д, д.

Цель: закрепить звуки [д], [дь]; познакомить с их графи­ческим обозначением; формировать умение читать сло­ги, слова, текст с буквами Д, д; совершенствовать звуко-буквенный анализ; упражнять в образовании сложных слов, относительных прилагательных; развивать мелкую моторику, логическое мышление.


Оборудование: предметные картинки, план занятия («мар­шрут»), кассы, тетради, ручки, детали строительного конструктора, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает детям вспомнить, какие слова со зву­ками [д], [дь] называли драконы, рассматривая картинку.

Введение в тему.

— В далекой деревне жил... Кто?

Дети отгадывают иvя Додон по первым звукам слов-названий картинок (дом, облако, дом, облако, ножницы).

Далеко живет Додон.

Дети, он вам шлет поклон.

Ждет он в гости вас, друзья.

Вот бежит тропа туда.

Если вы ее пройдете,

То к Додону попадете.

Детям выставляется маршрут путешествия, по которому они будут передвигаться во время занятия.

3. Знакомство с буквами Д, д. Первый этап пути.

а) На доске буквы И Б М Л Д Ц.

На эти буквы посмотрите

И букву Д средь них найдите.

Дети выбирают заданную букву.

— Как догадались, что это буква Д?

Дети рассматривают образ буквы Д «Дом». Работа по пособию (с. 24).

б) Анализ букв Д, д.

—Рассмотрите буквы в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы? Чем они отличаются?

—Сколько элементов у буквы Д? Какие это элементы?

—Прочитайте буквы.

Будем мы сейчас играть,

Букву Д составлять.

Составление буквы Д из пальцев рук по образцу в правом верх­нем углу страницы.

в) «Мастерская букв»

На детали посмотрите,

Буквы быстро почините.

Дети дописывают недостающие элементы букв.

г) «Заселение» буквы Д в «Домик букв».

4. Звуко-буквенный анализ. Второй этап пути.

Вот и кассы на пути.

С буквой Д слова сложи.

а) Дети определяют место букв Д,д в кассе.

б) «Доскажите словечко».

Добавленное слово дети составляют в кассе.

Загремел сердитый гром.

Забежали дети в... (дом).

Ищем, ищем мы грибок,

Заглянули под... (дубок).

 

Дима спать ложится сам,

Стелит простынь на... (диван).

 

Подмету я сам полы

И не позабуду,

Вымою... (посуду).

5. Физминутка. Третий этап пути.

Сейчас немного отдохнем,

А потом писать начнем.

Дети выполняют движения с речевым сопровождением.

«Крыша».

Подними ладони выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша,

А под крышей мы с тобой.

«Лесенка».

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку боль­шого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки и. т. д.

Пальчик на пальчик положи,

Лесенку сооруди.

«Замок».

На двери висит замок (пальцы сложены в замок),

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали

Потянули, потянули,

Покрутили, покрутили,

И... открыли.

6. Чтение слогов и слов. Четвертый этап пути.

Работа по пособию.

Буква Д, как туча в небе,

Заливая все кругом,

Льет на гласные дождем.

Буква Д согласна

Подружиться с каждой гласной.

Дети читают прямые слоги.

Пятый этап пути.

С буквой Д слова прочтем.

И из них построим дом.

Дети читают слова, объясняют их значение. После прочтения слов ставятся один на другой кирпичики из строительного констру­ктораэтажи дома.

—У нас получился многоэтажный дом. Сколько этажей в доме? Какой дом? (Восьмиэтажный.)

—А ты в каком доме живешь?

—Если дом построен из кирпича, он какой? (Из пане­лей? Из дерева? и т.д.)

Чтение текста «Додон в саду».

Картинку в книге рассмотрите и о Додоне текст прочтите.

Дети читают рассказ по предложениям, объясняя смысл каждого предложения. Отвечают на вопросы.

—Где сидит Додон?

—На каком инструменте он играет?

—Как звучит дудка?

Итог занятия.

Вот уже конец пути:

В гости мы смогли дойти!

Дети получают от Додона сюрприз: раскраску его дома.

 

ЗАНЯТИЕ № 70

Тема: буквы Д, д (закрепление).

Цель: закрепить звуки [д], [дь] и буквы Д, д; формировать навык письма букв Д, д, слогов и слов с ними; обучать звуко-буквенному анализу слов; упражнять в подборе родственных слов; уточнить употребление предлогов под, из-под, над; обучать составлению предложения по схеме; развивать мышление.

Оборудование: изображение дерева, предметные картинки, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Да — нет» (См. конспект № 66).

Логопед загадывает букву Д.

2. Повторение характеристики звуков [д], [дь].

— Расскажите о звуках [д], [дь].

3. Дифференциация звуков [д], [дь].

— Понравилось и Юпику в саду у Додона. Он нарисовал чудо-дерево, а на нем плоды необыкновенные, чудесные.

На дереве висят картинки. Дети называют изображения: дом, дикобраз, дверь, дупло, Дед Мороз, дельфин.

— Доскажите словечко по картинкам Чудо-дерева.

Дети досказывают словечко и определяют, какой звук в слове — [д] или [дь].

Тили-бом, тили-бом

Загорелся кошкин... (дом).

 

Ежик вырос в десять раз,

Получился... (дикобраз).

 

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе... (дупло).

 

Кто подарки нам принес?

Это добрый... (Дед Мороз).

 

В этом доме, ты поверь,

Заперта надежно... (дверь).

 

Любит плавать, как пингвин,

Добрый, ласковый... (дельфин).

Письмо.

а) Письмо букв Д, д.

б) Письмо слогов по слуху: да, до, ди, ду, ды.

в) Письмо слов. Работа по пособию (с. 24).

—Над чем задумался Юпик?

—Собери два слова из «рассыпанных» букв (мода, дома). Запишите эти слова.

При письме слова дома логопед обращает внимание на безудар­ную гласную О.

— Чтобы не сомневаться, какую гласную писать, надо позвать на помощь ударение. В слове дом ударение показы­вает, какую гласную надо писать в слове дома. Какую?

— Рассмотрите картинку с изображением рыбы. Как на­зывается эта рыба? (Сом.) Если между буквами стоит знак равенства, то вместо одной буквы следует читать другую бу­кву. Какое слово получается? (Дом.) Запишите его.

Ребус «дочка» отгадывают устно.

— Слева от рисунка «бочка» стоит запятая, это значит, что первый звук не произносится. К букве Д добавьте остав­шуюся часть слова. Какое слово получилось?

г) Решение кроссворда.

—Что идет из трубы?

—Кроссворд составлен из слов — родственников слову дым. Какие это слова? Запишите эти слова в кроссворд. (Дым, дымок, дымит.)

Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

а) «Девочки и мальчики...» (см. конспект № 55).

б) Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки,

Вздохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: