а) Знакомство с предлогами под, из-под.
Раз-два-три!
На летающей тарелке
К друзьям-гномикам лети.
— Посмотрите на гномиков в левом верхнем углу страницы. Один гном всегда чем-нибудь прикрывает голову. Он ходит под зонтом, под. листиком.... Как его зовут?
—Маленькое слово под — предлог. Мы говорим его тогда, когда один предмет находится ниже другого предмета.
—Второй гном тоже прикрывал голову, но любил выглядывать из-под зонта, из-под листика, ….Как его зовут?
—Маленькое слово из-под — предлог. Мы говорим его тогда, когда предмет, находящийся ниже другого предмета, совершает действие: выглядывает, вылезает, выходит и т.д.
б) Составление предложения по схеме с использованием картинки.
—Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении?
—Прочитайте предлог.
—Рассмотрите картинки: «Куда спряталась кошка?» Составьте предложение о кошке по схеме.
Аналогичные задания предлагаются по предлогу из-под. Логопед делает вывод о предлогах под и из-под.
в) Знакомство с предлогом над.
—Посмотрите на летящего гномика. Он любит летать на шарах над лесом, над полем, …. Как его зовут?
—Маленькое слово над — предлог. Мы говорим его тогда, когда один предмет находится выше другого предмета.
—Рассмотрите схему предложения. Сколько в нем слов? Прочитайте предлог. Составьте предложение по схеме, используя картинку.
Логопед делает вывод: «Над — предлог, стоит отдельно от других слов».
Итог занятия.
Игра «Делай, как я». Логопед демонстрирует положение и движение рук. Дети повторяют эти движения.
— Скажите, где находятся наши руки?
... над головой.
... над столом.
... под столом.
— Откуда достали руки?
... из-под стола.
— Эти предлоги не забывайте. Правильно их употребляйте.
ЗАНЯТИЕ №71
Тема: звуки [т], [ть] — [д], [дь], буквы Т — Д.
Цель: учить дифференцировать звуки [т], [ть] — [д], [дь] по звонкости-— глухости на слух, при чтении и на письме; закрепить написание парных звонких и глухих согласных Т — Д на конце слова; формировать навык чтения рассказа; развивать мышление.
Оборудование: индивидуальные карточки, флажки, карандаши, картинки (куклы) «Девочка» и «Мальчик», «рассыпанные» буквы, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
У детей индивидуальные карточки с предлогами из-под, под, над.
— Прочитайте предлог. Придумайте предложение с этим предлогом.
Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы познакомимся с двумя детьми. Узнайте, как их зовут. Их имена «рассыпались».
Т Д
М А М А
О И
ТОМА ДИМА
—Назовите первые буквы в их именах. Какие звуки они обозначают?
—Сегодня мы научимся их различать.
3. Сравнительная характеристика звуков [т], [ть] — [д],[дь].
— Тома и Дима решили провести соревнование. Они капитаны, а вы их команды. Первый ряд — команда Томы, второй ряд — команда Димы. Победит та команда, которая наберет большее количество флажков.
Первое задание (с. 26).
—Команда Томы, посмотрите на вагон. Вспомните, как стучат колеса? Расскажите о звуках [т], [ть].
—Команда Димы, скажите, как стучит дятел? Расскажите о звуках [д], [дь].
—Чем похожи звуки [т], [ть] — [д], [дь]? Чем они отличаются?
Логопед подводит итог выполнения первого задания и выдает флажки каждой команде.
4. Дифференциация звуков [т], [ть] — [д], [дь].
а) Игра «Эхо». Второе задание.
— Повторите слоги, как эхо.
Логопед поочередно дает командам слоговые ряды для воспроизведения:
та —да —да —та ту — ту — ду — ду
ди — ди— ти — ди до — то — до — то
ты — ды — ты — ды де — те — те — де
Командам выдаются флажки.
б) Дифференциация звуков [т], [ть] — [д], [дь] на слух.
— Рассмотрите картинку. Команда Томы, найдите слова со звуками [т], [ть], команда Димы, найдите слова со звуками [д], [дь].
Команда, назвавшая по картинке все слова, получает флажок.
— А что есть еще в вашем доме с этими звуками?
Команда, назвавшая большее количество слов, получает флажок.
5. Упражнение в произношении звуков [т], [ть] — [д], [дь] в пословице.
— Послушайте пословицы.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
— Почему так говорят?
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
— Почему так говорят? Произнесите пословицу, выделяя голосом звуки [т], [ть] — [д], [дь]. Чья команда произнесет пословицы отчетливее?
Команды получают флажки.
6. Выделение звуков [т], [ть] — [д], [дь] из состава бслова.
—Найдите картинку с изображением дерева.
—Назовите остальные картинки.
—Проведите дорожки от картинок к схемам слов.
Логопед проверяет правильность выполнения задания и выдает флажки.
Физминутка.
а) Выполнение движений с речевым сопровождением.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся!
Руки в стороны, вперед,
В кулачок и на бочок.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди!
Да смотри не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый,
б) «Дует ветер» (см. конспект № 53).