(дневное отделение)
Экзаменационный билет состоит из двух блоков заданий, охватывающих содержание курса обществознания.
1 блок включает 1 вопрос, ответ на который требует развернутое суждение абитуриента. Задание позволяет выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся, раскрыть знание основных разделов курса обществознания.
Примерные вопросы 1 блока
- Основные сферы жизни общества.
- Признаки и типы цивилизаций.
- Особенности российской цивилизации.
- Формационный подход к изучению истории.
- Исторический процесс.
- Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- Виды человеческой деятельности: труд, творчество, игра, общение.
- Собственность и ее формы.
- Плановая и рыночная экономика.
- Социальная структура общества.
- Особенности индустриального общества.
- Социальный институт как форма организации общественной жизни.
- Общественные сознание и его формы.
- Политическая система и ее структура.
- Сущность, признаки и функции государства.
- Формы правления и типы государственного устройства.
- Гражданское общество и правовое.
- Политические партии и общественная роль. Типы политических партий.
- Роль права в жизни человека и общества.
- Отрасли права. Нормы права. Виды правовой ответственности.
- Правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений.
- Реформа политической системы в России. Конституция Российской Федерации.
- Мировые религии и их взаимоотношения.
- Сущность, происхождение, функции и виды искусства.
- Мораль как регулятор общественных отношений.
- Роль науки и образования в жизни общества.
- Экономика и ее роль в жизни общества.
- Понятие рынка: его законы, виды, учреждения. Социальные функции рынка.
- Человек, его потребности, интересы и мотивы деятельности.
- Типы политических режимов.
- Мировоззрение и познание.
- Духовная культура общества.
- Роль государства в экономических отношениях.
- Деньги, их сущность и основные функции.
2 блок вопросов содержит тестовых 15 заданий с выбором ответа(ов) (один верный ответ из 4 предложенных; несколько вариантов ответа), задания открытой формы, задания на соответствие. С их помощью проверяются базовые знания основных разделов курса обществознания, понятий и терминов, характерных признаков явлений, причинно-следственных связей.
Примерная формулировка вопросов 2 блока:
- Молодежь – это:
А) социально-классовая общность
Б) социально-этническая общность.
В) социально-демографическая общность.
Г) социально-культурная общность
2. Завершите фразу:
«Совокупность отношений людей в социально-экономической и культурной сферах, развивающихся относительно независимо от государственной власти, называется__________________________»
- Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Метод А) Побуждение к деятельности, связанной с
удовлетворением потребности
2) Мотив Б) Совокупность идеологических отношений в
обществе
3) Право В) Способ построения и обоснования системы знаний
4) Надстройка Г) Система общеобязательных норм поведения
Примерный вариант экзаменационного билета по обществознанию
(дневное отделение)
Блок 1.
- Формационный подход к изучению истории.
(Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)
Блок 2.
Выберите правильный(ые) ответ(ы):
2.1. Источниками права в Российской Федерации являются:
1) правовой обычай;
2) юридический прецедент;
3) закон;
4) нормативно-правовой акт;
5) подзаконный акт;
6) судебный прецедент.
2.2. Религия возникла:
1) вместе с возникновением общества и человека;
2) с образованием цивилизаций;
3) в «осевое время» (VIII - II вв. до н.э.);
4) прообраз религии существует и в животном мире.
2.3. Впишите пропущенное слово
«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________________ формой правления»
2.4. Какой признак характеризует индустриальное общество:
1) низкая социальная мобильность;
2) глобализация экономики;
3) сословный тип стратификации;
4) зарождение массовой культуры.
2.5. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений:
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных отношений возрастает.
1) верно только А;
2) верно только Б.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
2.6. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит:
1) отражение внешних признаков отражаемого объекта;
2) теоретическое обобщение результатов наблюдения;
3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы;
4) построение предположений, основанных на опыте.
2.7. Центральным мировоззренческим принципом средневековья является:
1) Космоцентризм;
2) Антропоцентризм;
3) Теоцентризм;
4) Стремление к новизне.
2.8. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности является:
1) игровые умения младших школьников;
2) старшеклассники, проводящие занятия;
3) компьютеры, за которыми ведется обучение;
4) компьютерные игры.
2.9. Верны ли следующие суждения о социализации:
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную жизнь и приспособление к ней.
1) верно только А;
2) верно только Б.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
2.10. Условием успешного рыночного регулирования экономики является:
1) постоянный рост объемов производства;
2) многообразие форм собственности;
3) устранение неравенства доходов потребителя;
4) стабильность цен.
2.11. Классовый тип социальной стратификации:
1) присущ европейскому средневековому обществу;
2) характерен для древневосточной цивилизации;
3) носит универсальный характер;
4) свойственен индустриальному обществу.
2.12. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры:
1) норм этикета;
2) норм морали;
3) традиций;
4) народной мудрости.
2.13. Признаком любой политической партии является:
1) стремление к завоеванию власти;
2) долговременность объединения;
3) оппозиционный характер деятельности;
4) стремление к утверждению единой идеологии.
2.14. Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры:
А. Одна из функций политической культуры – воспитание человека в соответствии с политической системой, существующей в стране.
Б. Мобилизационная функция политической культуры действует только в военное время.
1) верно только А;
2) верно только Б.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
2.15. Гражданка М. получила наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что гражданка М. совершила правонарушение:
1) стоимость полученного наследства;
2) степень родства с наследодателем;
3) дееспособность гражданки М.
4) имущественное положение гражданки М.
Примерный вариант экзаменационного билета по обществознанию
(заочное отделение)
Выберите правильный(ые) ответ(ы):
1. Непосредственными субъектами политики являются:
1) классы;
2) правящие группы;
3) политические элиты;
4) нации;
5) политические лидеры.
2. Для эпохи Просвещения характерно возвеличивание:
1) монархии;
2) церкви;
3) разума;
4) исторического прошлого.
3. Впишите пропущенное слово:
«Российская Федерация состоит из _____________________________, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
4. Традиционное общество, в отличие от индустриального:
1) имеет классовую стратификацию;
2) является открытым;
3) базируется на религиозном мировоззрении;
4) поддерживает науку как социальный институт.
5. Верны ли следующие суждения об образовательной системе нашего общества:
А. Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными;
Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.
1) верно только А;
2) верно только Б.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
6. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется:
1) самореализацией;
2) способностью;
3) самопознанием;
4) социализацией.
7. Философским учением, возникшим в античности, является учение:
1) Фомы Аквинского;
2) Иммануила Канта;
3) Конфуция;
4) Платона.
8. Ученик работал в библиотеке, подбирал материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является:
1) ученик;
2) библиотека;
3) отобранная литература;
4) реферат.
9. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания:
А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.
Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.
1) верно только А;
2) верно только Б.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
10. С ростом потребления населением товаров и услуг растет(ут):
1) размер подоходного налога;
2) объемы производства;
3) мобильность трудовых ресурсов;
4) дефицит государственного бюджета.
11. Плюралистическими в этническом отношении:
1) стали только современные государства;
2) были общества в разные исторические эпохи;
3) были только государства древности;
4) являются только унитарные государства.
12. Одной из функций демократической политической власти является:
1) подавление сопротивления недовольной части населения страны;
2) удержание в руках одной политической силы;
3) обеспечение влияния правящей элиты на все сферы общественной жизни;
4) поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность.
13. Органом, разрешающим имущественные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и защищающим их нарушенные права, является:
1) Верховный Суд РФ;
2) Нотариат;
3) Мировой суд;
4) Арбитраж.
14. Верны ли следующие суждения о трудовом праве:
А. В трудовом праве нет равенства сторон.
Б. В социальном государстве нормы трудового права защищают права работников.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
15. Граждане иностранного государства выполняли строительные работы на даче предпринимателя. Участковый инспектор, проверив их документы, обнаружил, что у них отсутствуют документы, позволяющие им пребывать на территории РФ. К какому виду ответственности будут привлечены граждане иностранного государства:
1) штрафу;
2) конфискации орудий труда;
3) выдворению за пределы РФ;
4) дисквалификации.
16. К отличительным признакам Федерации относятся:
1) Наличие собственных органов власти у Субъектов Федерации;
2) Приоритет федеральных законов над региональными;
3) Наличие органов местного самоуправления;
4) Право субъектов на свободный выход из состава Федерации;
5) Наличие административно-территориального деления;
6) Единый государственный бюджет;
7) Верхняя палата Парламента состоит из представителей всех Субъектов Федерации.
17. К мировым религиям относится:
1) Даосизм;
2) Ислам;
3) Синтоизм;
4) Индуизм.
18. Впишите пропущенное слово:
«Российская Федерация – Россия есть демократическое _______________________
правовое государство с республиканской формой правления»
19. Что является отличительной чертой индустриального общества:
1) Приоритет ценностей коллективизма;
2) Превращение науки в общественный институт;
3) Низкая социальная мобильность;
4) Широкое использование компьютерных технологий.
20. Верны ли следующие суждения о массовой культуре:
А. Массовая культура зародилась с переходом к индустриальному обществу.
Б. Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность.
1) Верно только А;
2) Верно только Б;
3) Верны оба суждения;
4) Оба суждения неверны.
21. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются:
1) Объектами деятельности
2) Субъектами деятельности
3) Целями деятельности
4) Средствами деятельности
22. Выдающимся представителем средневековой философии был:
1) Фридрих Ницше;
2) Фома Аквинский;
3) Аристотель;
4) Лао Цзы.
23. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма:
1) Рост налогообложения;
2) Бездефицитный государственный бюджет;
3) Свободный и взаимовыгодный обмен;
4) Использование новых технологий.
24. Верны ли следующие суждения о свободе человека:
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
1) Верно только А;
2) Верно только Б;
3) Верны оба суждения;
4) Оба суждения неверны.
25. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий характеризует экономическую деятельность государства в сфере:
1) Производства;
2) Распределения;
3) Обмена;
4) Потребления.
26. Выражением социальной стратификации является:
1) Различие типов экономических систем;
2) Разнообразие культурных традиций;
3) Сословное деление общества;
4) Идейный плюрализм.
27. Для существования гражданского общества необходимо наличие:
1) Законодательной ветви власти;
2) Аппарата управления;
3) Государственной идеологии;
4) Частной собственности.
28. Возмещение убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий государственных органов или органов местного самоуправления, является видом юридической ответственности, применяемой в праве:
1) Административном;
2) Гражданском;
3) Уголовном;
4) Трудовом.
29. Верны ли суждения о Конституционном Суде:
А. Конституционный Суд проверяет конституционность тех актов властей, которые имеют юридические последствия.
Б. Конституционный Суд имеет право официально устанавливать содержание и смысл конституционной нормы, которая может быть истолкована двояко.
1) Верно только А;
2) Верно только Б;
3) Верны оба суждения;
4) Оба суждения неверны.
30. Гражданин З.. находясь в затруднительном финансовом положении, решил возвратить взятые в долг у гражданина К. деньги по частям, что не было предусмотрено долговым обязательством. Желая получить всю сумму сразу, гражданин К. обратился в суд. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения денег в суде:
1) Гражданского;
2) Административного;
3) Уголовного;
4) Кооперативного