Примерная структура экзаменационных билетов вступительных экзаменов по обществознанию




(дневное отделение)

Экзаменационный билет состоит из двух блоков заданий, охватывающих содержание курса обществознания.

1 блок включает 1 вопрос, ответ на который требует развернутое суждение абитуриента. Задание позволяет выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся, раскрыть знание основных разделов курса обществознания.

Примерные вопросы 1 блока

  1. Основные сферы жизни общества.
  2. Признаки и типы цивилизаций.
  3. Особенности российской цивилизации.
  4. Формационный подход к изучению истории.
  5. Исторический процесс.
  6. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
  7. Виды человеческой деятельности: труд, творчество, игра, общение.
  8. Собственность и ее формы.
  9. Плановая и рыночная экономика.
  10. Социальная структура общества.
  11. Особенности индустриального общества.
  12. Социальный институт как форма организации общественной жизни.
  13. Общественные сознание и его формы.
  14. Политическая система и ее структура.
  15. Сущность, признаки и функции государства.
  16. Формы правления и типы государственного устройства.
  17. Гражданское общество и правовое.
  18. Политические партии и общественная роль. Типы политических партий.
  19. Роль права в жизни человека и общества.
  20. Отрасли права. Нормы права. Виды правовой ответственности.
  21. Правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений.
  22. Реформа политической системы в России. Конституция Российской Федерации.
  23. Мировые религии и их взаимоотношения.
  24. Сущность, происхождение, функции и виды искусства.
  25. Мораль как регулятор общественных отношений.
  26. Роль науки и образования в жизни общества.
  27. Экономика и ее роль в жизни общества.
  28. Понятие рынка: его законы, виды, учреждения. Социальные функции рынка.
  29. Человек, его потребности, интересы и мотивы деятельности.
  30. Типы политических режимов.
  31. Мировоззрение и познание.
  32. Духовная культура общества.
  33. Роль государства в экономических отношениях.
  34. Деньги, их сущность и основные функции.

 

 

2 блок вопросов содержит тестовых 15 заданий с выбором ответа(ов) (один верный ответ из 4 предложенных; несколько вариантов ответа), задания открытой формы, задания на соответствие. С их помощью проверяются базовые знания основных разделов курса обществознания, понятий и терминов, характерных признаков явлений, причинно-следственных связей.

 

Примерная формулировка вопросов 2 блока:

  1. Молодежь – это:

А) социально-классовая общность

Б) социально-этническая общность.

В) социально-демографическая общность.

Г) социально-культурная общность

2. Завершите фразу:

«Совокупность отношений людей в социально-экономической и культурной сферах, развивающихся относительно независимо от государственной власти, называется__________________________»

  1. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) Метод А) Побуждение к деятельности, связанной с

удовлетворением потребности

2) Мотив Б) Совокупность идеологических отношений в

обществе

3) Право В) Способ построения и обоснования системы знаний

4) Надстройка Г) Система общеобязательных норм поведения

 

       
       

 

Примерный вариант экзаменационного билета по обществознанию

(дневное отделение)

Блок 1.

  1. Формационный подход к изучению истории.

(Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

Блок 2.

Выберите правильный(ые) ответ(ы):

2.1. Источниками права в Российской Федерации являются:

1) правовой обычай;

2) юридический прецедент;

3) закон;

4) нормативно-правовой акт;

5) подзаконный акт;

6) судебный прецедент.

 

2.2. Религия возникла:

1) вместе с возникновением общества и человека;

2) с образованием цивилизаций;

3) в «осевое время» (VIII - II вв. до н.э.);

4) прообраз религии существует и в животном мире.

 

2.3. Впишите пропущенное слово

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________________ формой правления»

2.4. Какой признак характеризует индустриальное общество:

1) низкая социальная мобильность;

2) глобализация экономики;

3) сословный тип стратификации;

4) зарождение массовой культуры.

 

2.5. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений:

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.

Б. Темп общественных отношений возрастает.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

 

2.6. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит:

1) отражение внешних признаков отражаемого объекта;

2) теоретическое обобщение результатов наблюдения;

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы;

4) построение предположений, основанных на опыте.

2.7. Центральным мировоззренческим принципом средневековья является:

1) Космоцентризм;

2) Антропоцентризм;

3) Теоцентризм;

4) Стремление к новизне.

 

2.8. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности является:

1) игровые умения младших школьников;

2) старшеклассники, проводящие занятия;

3) компьютеры, за которыми ведется обучение;

4) компьютерные игры.

 

2.9. Верны ли следующие суждения о социализации:

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную жизнь и приспособление к ней.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

 

2.10. Условием успешного рыночного регулирования экономики является:

1) постоянный рост объемов производства;

2) многообразие форм собственности;

3) устранение неравенства доходов потребителя;

4) стабильность цен.

 

2.11. Классовый тип социальной стратификации:

1) присущ европейскому средневековому обществу;

2) характерен для древневосточной цивилизации;

3) носит универсальный характер;

4) свойственен индустриальному обществу.

 

2.12. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры:

1) норм этикета;

2) норм морали;

3) традиций;

4) народной мудрости.

2.13. Признаком любой политической партии является:

1) стремление к завоеванию власти;

2) долговременность объединения;

3) оппозиционный характер деятельности;

4) стремление к утверждению единой идеологии.

2.14. Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры:

А. Одна из функций политической культуры – воспитание человека в соответствии с политической системой, существующей в стране.

Б. Мобилизационная функция политической культуры действует только в военное время.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2.15. Гражданка М. получила наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что гражданка М. совершила правонарушение:

1) стоимость полученного наследства;

2) степень родства с наследодателем;

3) дееспособность гражданки М.

4) имущественное положение гражданки М.

 

 

Примерный вариант экзаменационного билета по обществознанию

(заочное отделение)

Выберите правильный(ые) ответ(ы):

1. Непосредственными субъектами политики являются:

1) классы;

2) правящие группы;

3) политические элиты;

4) нации;

5) политические лидеры.

2. Для эпохи Просвещения характерно возвеличивание:

1) монархии;

2) церкви;

3) разума;

4) исторического прошлого.

3. Впишите пропущенное слово:

«Российская Федерация состоит из _____________________________, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

4. Традиционное общество, в отличие от индустриального:

1) имеет классовую стратификацию;

2) является открытым;

3) базируется на религиозном мировоззрении;

4) поддерживает науку как социальный институт.

5. Верны ли следующие суждения об образовательной системе нашего общества:

А. Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными;

Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

6. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется:

1) самореализацией;

2) способностью;

3) самопознанием;

4) социализацией.

7. Философским учением, возникшим в античности, является учение:

1) Фомы Аквинского;

2) Иммануила Канта;

3) Конфуция;

4) Платона.

8. Ученик работал в библиотеке, подбирал материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является:

1) ученик;

2) библиотека;

3) отобранная литература;

4) реферат.

9. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания:

А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

10. С ростом потребления населением товаров и услуг растет(ут):

1) размер подоходного налога;

2) объемы производства;

3) мобильность трудовых ресурсов;

4) дефицит государственного бюджета.

11. Плюралистическими в этническом отношении:

1) стали только современные государства;

2) были общества в разные исторические эпохи;

3) были только государства древности;

4) являются только унитарные государства.

12. Одной из функций демократической политической власти является:

1) подавление сопротивления недовольной части населения страны;

2) удержание в руках одной политической силы;

3) обеспечение влияния правящей элиты на все сферы общественной жизни;

4) поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность.

13. Органом, разрешающим имущественные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и защищающим их нарушенные права, является:

1) Верховный Суд РФ;

2) Нотариат;

3) Мировой суд;

4) Арбитраж.

14. Верны ли следующие суждения о трудовом праве:

А. В трудовом праве нет равенства сторон.

Б. В социальном государстве нормы трудового права защищают права работников.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

15. Граждане иностранного государства выполняли строительные работы на даче предпринимателя. Участковый инспектор, проверив их документы, обнаружил, что у них отсутствуют документы, позволяющие им пребывать на территории РФ. К какому виду ответственности будут привлечены граждане иностранного государства:

1) штрафу;

2) конфискации орудий труда;

3) выдворению за пределы РФ;

4) дисквалификации.

16. К отличительным признакам Федерации относятся:

1) Наличие собственных органов власти у Субъектов Федерации;

2) Приоритет федеральных законов над региональными;

3) Наличие органов местного самоуправления;

4) Право субъектов на свободный выход из состава Федерации;

5) Наличие административно-территориального деления;

6) Единый государственный бюджет;

7) Верхняя палата Парламента состоит из представителей всех Субъектов Федерации.

17. К мировым религиям относится:

1) Даосизм;

2) Ислам;

3) Синтоизм;

4) Индуизм.

18. Впишите пропущенное слово:

«Российская Федерация – Россия есть демократическое _______________________

правовое государство с республиканской формой правления»

19. Что является отличительной чертой индустриального общества:

1) Приоритет ценностей коллективизма;

2) Превращение науки в общественный институт;

3) Низкая социальная мобильность;

4) Широкое использование компьютерных технологий.

20. Верны ли следующие суждения о массовой культуре:

А. Массовая культура зародилась с переходом к индустриальному обществу.

Б. Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность.

1) Верно только А;

2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения;

4) Оба суждения неверны.

21. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются:

1) Объектами деятельности

2) Субъектами деятельности

3) Целями деятельности

4) Средствами деятельности

22. Выдающимся представителем средневековой философии был:

1) Фридрих Ницше;

2) Фома Аквинский;

3) Аристотель;

4) Лао Цзы.

23. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма:

1) Рост налогообложения;

2) Бездефицитный государственный бюджет;

3) Свободный и взаимовыгодный обмен;

4) Использование новых технологий.

24. Верны ли следующие суждения о свободе человека:

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) Верно только А;

2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения;

4) Оба суждения неверны.

25. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий характеризует экономическую деятельность государства в сфере:

1) Производства;

2) Распределения;

3) Обмена;

4) Потребления.

26. Выражением социальной стратификации является:

1) Различие типов экономических систем;

2) Разнообразие культурных традиций;

3) Сословное деление общества;

4) Идейный плюрализм.

27. Для существования гражданского общества необходимо наличие:

1) Законодательной ветви власти;

2) Аппарата управления;

3) Государственной идеологии;

4) Частной собственности.

28. Возмещение убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий государственных органов или органов местного самоуправления, является видом юридической ответственности, применяемой в праве:

1) Административном;

2) Гражданском;

3) Уголовном;

4) Трудовом.

29. Верны ли суждения о Конституционном Суде:

А. Конституционный Суд проверяет конституционность тех актов властей, которые имеют юридические последствия.
Б. Конституционный Суд имеет право официально устанавливать содержание и смысл конституционной нормы, которая может быть истолкована двояко.

1) Верно только А;

2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения;

4) Оба суждения неверны.

30. Гражданин З.. находясь в затруднительном финансовом положении, решил возвратить взятые в долг у гражданина К. деньги по частям, что не было предусмотрено долговым обязательством. Желая получить всю сумму сразу, гражданин К. обратился в суд. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения денег в суде:

1) Гражданского;

2) Административного;

3) Уголовного;

4) Кооперативного

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: