Эссе на тему «Воля к власти» в философии Ф. Ницше. Раскрытие понятия на примере персоналий из серии романов «Игра престолов»




В рамках философского труда Ф. Ницше «Воля к власти», состоящего из отрывков и фрагментов, наиболее важными являются термины «нигилизм», „amor fati“, «воля к власти», „Übermensch“. В данном эссе я постепенно рассмотрю приведённые понятия, а также раскрою их на примере серии романов «Игра престолов».

Начнём с понятия «нигилизм». В философии можно выделить два основных направления:

нигилизм

 

Нигилизм пустоты уходит корнями в буддийские или индуистские учения, согласно которым, мир – это колесо жизни и смерти; (который катится в никуда, без какой либо цели – это уже пример восточного пессимизма). Мир, который мы знаем и привыкли воспринимать, не имеет ничего общего с изначальной реальностью.

Нигилизм негативности же достигается через отрицание чего-либо наличествующего.

Концепт Ницше, однако, отличается от вышеперечисленных, для него это бескомпромиссный, метафизический нигилизм. Прежде всего, это отрицание устоявшихся моральных ценностей, норм, правил.

«Высшие ценности, в служении которым должна была бы состояться
жизнь человека, в особенности тогда, когда они предъявляют к нему
самые тяжелые и дорого обходящиеся требования, эти социальные
ценности — дабы усилить их значение, как неких велений Божьих, —
были воздвигнуты над человеком как «реальность», как «истинный» мир,
как надежда и грядущий мир. Теперь, когда выясняется низменный
источник этих ценностей, тем самым и вселенная представляется нам
обесцененной, «бессмысленной»... но это только переходное состояние»

Отсутствие «цели», «единства», «истины» ведут к ницшеанскому пессимизму, данные категории более не применимы к бытию. Замечательным примером является персонаж «Игры престолов» Дейнерис Таргариан и момент осознания ею тщетности данных категорий применительно к собственной жизни. Дейнерис рождена в знатной семье, некогда славившейся по всему миру, на момент повествования королевство находится в не самом выгодном положении на политической арене, всё же девушка растёт изнеженной, наивной, пока брат не продаёт её кочевникам в обмен на их военную поддержку. В этот момент героиня испытывает сильнейшее потрясение, полную переоценку ценностей, теперь для неё становится очевидна несостоятельность таких моральных опор, как семья, истина. Её реальность также открывает свою несостоятельность, вчерашняя принцесса теперь рабыня. Здесь можно говорить о нигилизме неизбежно захватившем восприятие некогда наивной героини, полном отрицания бывших основополагающими целей, ценностей, морали.

Одной из важных категорий нигилизма в работе Ницше выступает пессимизм. «Пессимизм как упадок. Как изнеженность, критическая напряженность: крайности выступают вперед и получают перевес». Что мы и видим в нашем примере: изнеженная девушка вдруг попадает в крайне суровые условия, сталкивается с непривычной для неё реальностью, всё восприятие бытия теперь сосредоточено на обнажившихся крайностях: семья –опора/предательство, окружение-роскошь/нищета, мораль- истина/ложная истина, или в категориях Ницше „Für-Wahr-halten“ (Убеждение, принятое за истинное). Лишённая иллюзий концепция мира. Мир враждебен, так как безразличен к тому, во что мы верим.

«Нигилизм как психологическое состояние должен будет наступить,
во-первых, после поисков во всем совершающемся «смысла», которого
в нем нет: ищущий в конце концов падает духом. Нигилизм является
тогда осознанием долгого расточения сил, мукой «тщетности»,
неуверенностью, отсутствием возможности как-нибудь отдохнуть, на
чем-нибудь еще успокоиться — стыдом перед самим собою, как будто
самого себя слишком долго обманывал»

Однако это не окончательный пункт нигилизма Ницше. Важно понять, что такое восприятие после прохождения через пессимизм, превращается в возбуждение: мир лишён формы и смысла, и мы должны принять это и прийти к дионисийскому „Ja sagen“, («Новый путь к «Да»). Для этого, безусловно, требуется мужество: оставить ожидания, надежды, утешения философии и религии и принять жизнь такой, какая она есть с её безразличием и обезличенностью, что приводит нас к следующему понятию „amor fati“. Принять без паллиатов, попыток защиты или оправданий, последствий „Ja sagen“ безразличному мирозданию и незначительности всего.

Дейнерис обладает достаточным мужеством, чтобы приять это новое понимание реальности, без каких-либо опор на мораль, высшую ценность, истину. Теперь она принимает полную ответственность за это, а значит понимает, что она одна и положится может только на себя и берёт жизнь в свои руки, начинает решительно действовать.

Это приводит нас к самому важному аспекту - «воли к власти». Она присуща всем живым. Все инстинкты, стремления (половое влечение, голод, жажда и пр.) – вариации «воли к власти». В частности у Ницше подробно описан в рамках данного концепта инстинкт – половое влечение: любовные действия, согласно его трактовке, - это средства для установления отношений господства и подчинения. Одна из первых сцен, символизирующих душевный подъём, желание борьбы девушки со своим положением, является эпизодом, в котором она впервые меняет правила любовной игры и занимает верховенствующую позицию по отношению к своему партнёру, то есть устанавливает новые отношения господства и подчинения, с этого момента она больше не жертва. Здесь представлена пока ещё мягкая сила, по средствам которой, начинает реализовывать себя «воля к власти», мягкая сила архаичного образа девушки, как символа стихии.

Итак, данное понятие мы можем трактовать, как то, что мы собой представляем на самом деле. Это ответ на вопрос «Что есть то, что есть?».

Как считает философ, «Жизнь - воля к власти», к ней стремится всё живущее, а не к удовлетворению потребностей или удовольствию. Удовольствие сопровождает – это симптом чувства достигнутой власти. Источник удовольствия – не удовлетворение воли, а преодоление препятствий. «Воля к власти» проявляет себя как воля защищать себя от насилия, и как воля к насилию.

«Каждое специфическое тело стремится к тому, чтобы владеть всем пространством (его воля к власти)». Территориальная экспансия: „Kraftzentrum“ или „Wissenspunktationen“, которые либо приумножают власть, либо теряют.

Это мы и наблюдаем в развитии характера персонажа Дейнерис. После того, как ей удаётся изменить своё положение рабыни и жертвы на союзницу, уважаемую женщину (как воля защищать себя от насилия), она продолжает экспансию власти и, после трагической смерти мужа, именно её воля к власти подчиняет себе качевников, становится „Kraftzentrum“. Теперь она вожак кочевников, со своими подданными она отправляется на новую территориальную экспансию и постепенно захватывает города.

Согласно Ницше, «воля к власти» - самодисциплинирующий принцип. Он реализует себя по-разному для каждого:

× для тех, кто в рабстве – жажда свободы

× для более сильных и более свободных – стремление превосходить других

× для самых сильных, независимых, богатых – любовь к человечеству, ближним

На нашем примере, мы видим, как данные утверждения справедливы относительно развития персонажа девушки. Когда её «воля к власти» достигает территориальной экспансии, она начинает проявляться в «любви к человечеству», Дейнерис освобождает рабов, стремится установить справедливость и борется за истину на подвластных ей землях, также проявляется и «любовь к ближним», героиня заботится о своих приближённых, искренне за них переживает.

На данный момент возможны две кульминации «воли к власти» Таргариан:

1. Безумие главной героини – в нашем случаи – это желание навязать порядок и структуру лишённой порядка и смысла вселенной, для сохранения чувства собственной значимости. Убеждение, предрассудок, что должно существовать разумное основание бытия. И в итоге, попытка уничтожить непокорный структуре, обезличенный, хаотичный мир.

2. Самодисциплина - что значит, «воля к власти», наталкиваясь на такие же стремления других, вступает в соглашение с теми, которые достаточно родственны ей». Дейнерис Таргариан в какой-то момент признает необходимость разделения власти, даст большую свободу подвластным городам,откажется от идеи единоличного правления над всеми землями.

Таким образом, нигилизм необходим, он – способ расчистить всё старое для нового, подлинного творчества. Мир, очищенный от предрассудков старого восприятия предстаёт нагим, без значения и формы. «Воля к власти» же, как основополагающий принцип, являющийся ответом на всё, снимающий противоречия, способна навязать форму, придать значение, необходимое, чтобы жить, сбалансированная такими же противодействующими ей волями представляет собой вечное движение, непрекращающийся процесс борьбы сил, в процессе которого рождается новое. Развитие, рождение новых форм и новых смыслов – знак процветающей жизни.

Список литературы

1. Данто А. Ницше как философ. М., 2000. С. 25-45, С. 259-278

2. Ницше Ф. Стихотворения. Проза. Спб., 1993, С. 472

3. Ницше Ф. Воля к власти. М., 2001

4. Кравцова Л.К. Новое в жизни, науке, технике. Философия и жизнь/Философия Ф. Ницше: Траурготт Ф. Философия Ницше/ Ницше перевод с немецкого/ Трубецкой Е. Так говорил Заратустра. М., 1991

5. Журнал №12. Вопросы философии. М., 2009. С. 105-116

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: