Артикуляционная гимнастика.




«Лопаточка».

«Обними языком верхнюю губу».

«Чашечка».

3. Знакомство со звуком [ш].

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

(Шар)

Шар воздушный, шаловливый

Залетел под колесо,

Лопнул, хлопнул — вот и все.

—Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш.

4. Анализ артикуляции звука [ш].

— Произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Ши­рокий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.

— Расскажите, какой это звук? Звук [ш] всегда только твердый.

5. Упражнение в произношении звука [ш].

—«Мышка шуршит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.

«Лес шумит» — длительное произношение звука шшш.

—«Прогоним воробьев»: кыш, кыш.

—«Гусь шипит»: ша — ша— ша

шо — шо — шо

шу — ша — шо

ши — шу — ша

6. Закрепление звука [ш] (с. 32)

а) — Посмотрите, как лопнул шар. Что послышалось, когда он лопнул? Какую фишку держит Юпик? Почему он дер­жит одну фишку?

б) Игра «Сигнальщики».

— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ш]:

шар воздушный

хвостик шипит

лопнувший выпускает

синий шаловливый

в) Выделение звука [ш] из состава слова.

—Посмотрите на картинку: собака держит шары. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут со­баку? (Шарик.)

—Шарик держит шары. Что нарисовано на розовом (жел­том, голубом) шарике? Где стоит звук [ш] в этих словах?

—Обозначьте место звука [ш] в схеме слова.

—Назовите одним словом, что нарисовано на шарах.

г) Упражнение в произношении скороговорки.

— Юпик тренируется в произношении скороговорки. По­тренируемся и мы.

 

Даша под душем

Моет шею и уши.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика «Шарик».

 

Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой. Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

б) Имитация движений.

Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения.

 

Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! Подкидывают шарик то ле­вой, то правой рукой.
Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят.
Я на шарик нажимаю, Нажимают.
И из рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматы­вают» нитку.
Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! Руки параллельно вправо и влево.
Дай, тебя я обниму Обнимают шарик.
И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! Прижимают к щеке.

Составление предложения по схеме.

— Рассмотрите схему предложения внизу страницы. Сколько слов в предложении? О чем (о ком) рассказывается в этом предложении?

— Составьте предложение по схеме о шубе (о мышке, о камыше).

Звуковой анализ.

— Составьте схему слова шуба (мышка, камыш). (При­ложение 1) Где стоит звук [ш] в этих словах?

Развитие фонематического слуха. Игра «Подбери рифму».

У детей по одной картинке для подбора рифмы:
шишка кошка подушка рубашка

мышка картошка лягушка ромашка

вышка гармошка пушка неваляшка

Логопед называет слова: малышка, мошка, катушка, кашка, а дети по картинкам называют рифмующееся слово.

Итог занятия.

Детям предлагается найти по сюжетной картинке слова со зву­ком [ш].

—Какой мы звук изучали?

—Что особенного узнали о нем?

ЗАНЯТИЕ № 77

Теща: звук [ш] (закрепление).

Цель: закрепить звук [ш]; совершенствовать звуковой ана­лиз; упражнять в образовании относительных прилага­тельных, в изменении существительных и прилагатель­ных по падежам, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации; развивать мышление.

Оборудование: игрушки: кукла, мышка, кошка, собака, мишка; индивидуальные схемы, предметные картинки, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Гимнастика для ума».

Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука [ш].

—Головные уборы. (Шапка, шляпа.)

—Число больше пяти. (Шесть.)

—Часть колеса. (Шина.)

—Как подает голос змея? (Шипит.)

—Плод хвойного дерева. (Шишка.)

—Настольные игры на клетчатой доске. (Шашки, шахма­ты.)

—Там учатся дети. (Школа.)

—Часть тела между головой и туловищем. (Шея.)

—«Узкий», а наоборот? (Широкий.)

—Колючки у розы. (Шипы.)

2. Повторение характеристики звука [ш].

— Расскажите о звуке [ш].

3. Упражнение в произношении звука [ш].

—Сегодня мы побываем в гостях у куклы Маши.

—Отгадайте, кто еще был у нее в гостях.

Под полом таится,

Кошки боится. (Мышь).

Логопед демонстрирует игрушку-мышь.

— Мышь выразительно пела.

Дети воспроизводят слоговый ряд с разной интонацией.

—Утверждала: уш-ош-аш.

—Радовалась: шва-шво-шву!

—Спрашивала: ша-шо-шу?

— Послушайте стишок. Скажите, кто еще пришел в гос­ти к Маше?

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку

И накормила кошку.

Логопед демонстрирует игрушку-кошку.

—Назовите слова из стихотворения со звуком [ш].

Дети заучивают стихотворение.

—Вспомните, как звали собаку с шарами. (Шарик.)

—Он тоже пришел в гости к Маше.

Логопед демонстрирует игрушку-собаку.

Звуковой анализ.

а) Выделение звука из состава слова.

—Определите место звука [ш] в словах: мышь, кошка, Шарик.

—Мышь, кошка и Шарик принесли Маше подарки.

На доске картинки.

— Назовите их.

шоколад машинка

шары - карандаш

ландыш неваляшка

— Определите место звука [ш] в этих словах. По месту звука [ш] в названии гостей и подарков определите, кто из, них что принес.

б) Составление схемы слова.

— Доскажите словечко, узнаете, кто еще гостил у Маши.

Пыхтит, как пышка,

Косолапый... (мишка)

Логопед демонстрирует игрушку-мишку.

— Составьте схему слова мишка (Приложение 1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: