Артикуляционная гимнастика.




«Одновременно поднять верхнюю губу и опустить ниж­нюю губу».

«Вкусное варенье».

«Чашечка».

3. Знакомство со звуком [ж].

Загадка.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу —

Я на ветке сижу,

Все жужжу и жужжу.

— С каким звуком дружит жук?

4. Анализ артикуляции звука [ж].

— Как жужжит жук? Произнесите звук [ж], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука [ж].

— Скажите, какой звук [ж]?

Упражнение в произношении.

а) Произношение изолированного звука [ж].

— Жук жужжит: громко; тихо; протяжно; отрывисто.

б) Произношение слогов.

— Жу-жу-жу,

Я по-разному жужжу.

— Произнесите и вы слоги по-разному:

жа жо́ жу же жи — жа́

жи́— жу —жо жо — жу́ — жи

в) Произношение скороговорки.

Скороговорку повторите,

На звук [ж] сильней нажмите:

Жутко жуку жить на суку.

— Произнесите скороговорку: с грустью, с сожалением.

6. Закрепление звука [ж] (с. 42).

а) Повторение характеристики звука [ж].

—Посмотрите на жука. Какой он? Как жук жужжит?

—Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал зеленую фишку?

б) Игра «Будь внимательным».

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Дети присели, изображая жука.

— Если услышите в слове звук [ж], встаньте и помашите «крылышками», как жуки.

жук кружит

крылышки глазки

усики жужжит

важный ползет
лужок

в) Выделение звука [ж] из состава слова.

— Рассмотрите картинку «На лужайке».

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

— Кто (что) находится на лужайке со звуком [ж] в назва­нии? Назовите предметы со звуком [ж] в начале слова (в се­редине слова).

г) «Ответь на вопросы».

— На лужайке, над ромашкой

Летает жук в цветной рубашке.

— Рассмотрите ряд картинок и скажите, кто еще летает? Кто ползает? Кто плавает? Чем режут? Что едят? Что наде­вают?

Звуковой анализ.

— Составьте схему слова пижама (Приложение 1).

После прочтения составленной схемы логопед дает задания:

Уберите из схемы звук [ а].

Уберите звук [ пь].

Уберите звук [м].

Уберите звук [ и].

Какой звук остался? (Ж.)

Физминутка.

— Посадили звук [ж] на язычок, зажужжали, как жу­ки, иполетели по групповой комнате.

 

Высоко летает жук, Низко опускается. Опять быстро он летит И жужжит, жужжит, жужжит. Замедляет свой полет И садится на цветок. Дети «летают» по групповой комнате и выполняют соответствующие движения.

Формирование грамматического строя речи (с. 43).

Жук-жучок, жук-жучок,

Отвечай-ка свой урок.

— Измени слова так, чтобы в них появился звук [ж]:

сапогсапожок флаг —...
пирог —... утюг —...

круг —...

Итог занятия.

Как жуки, мы пожужжали. Что о звуке [ж] узнали?

 

ЗАНЯТИЕ № 85

Тема: буквы Ж, ж»

Цель: закрепить звук [ж]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное вос­приятие.

Оборудование: листья деревьев, игрушки: жук, жаба; книжки-раскраски «Жуки»; кассы, мяч, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Ласка» (с мячом).

— Скажите слово ласково, чтобы в нем появился звук [ж]:

круг берег флаг друг

луг пирог утюг стог

творог сапог снег шаг

2. Повторение характеристики звука [ж].

— Что вы знаете о звуке [ж]?

Знакомство с буквами Ж, ж (с. 44).

У детей на столах по одному листочку. У логопеда игрушкажук. По мере выполнения заданий жук «перелетает» с одного лис­та на другой, от одного ребенка к другому.

— На листочке я сижу

Буквой Ж на вас гляжу.

— Посмотрите на буквы Ж, ж в голубой рамочке. Эти бу­квы похожи? Сколько элементов у буквы Ж? Какие это эле­менты? Чем буква Ж похожа на жука?

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук: Ж.

— Прочитайте буквы в голубой рамочке.
Жук «садится» на листок.

— Посмотрите, как пальцами рук изобразили букву Ж. Постройте ее также.

Жук «перелетает » на другой листок.

— Покажите самую интересную букву Ж.
Жук «перелетает» на третий листок.

Звуко-буквенный анализ.

На листочке жук сидит,

В ваши кассы он глядит.

—Кто я? — спрашивает жук.

—Составьте в кассах слово жук.

Жук «садится» на четвертый листок.

—Что делаю я на листочке?

— Составьте в кассах слово сижу. «Превратите» слово си­жу в слово вижу.

Жук «перелетает » на пятый листок. Ставится игрушка — жаба.

— Кого видит жук? (Жук видит жабу.) Составьте это предложение в кассе.

Жук «перелетает» на шестой листок.

Физминутка.

а) Выполнение движений по инструкции логопеда.

Встаньте прямо.

Потянитесь.

Пошагайте, наклонитесь.

Руки вправо. Руки влево.

Встаньте. Снова потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

б) Пальчиковая гимнастика.

Жук летит, жук жужжит И усами шевелит. Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Чтение.

а) Чтение слогов.

Считает жук нам: раз-два-три!

Жар-птицу в книге ты найди.

Вот Жар-птица на странице

С буквой Ж на голове

И с гласными на хвосте.

Гласные огнем горят —

Подружиться с Ж хотят.

— Подружите букву Ж с гласными буквами. Помните, буква Ж, как и Ш, обозначает твердый согласный звук и всегда читается твердо, даже с гласной И.

Жук «перелетает» на седьмой листок.

б) Чтение слов.

Слушает жук внимательно,

Как вы слова читаете старательно.

— Прочитайте шепотом слова первого столбика. Найдите и прочитайте в первом столбике слова, отвечающие на воп­рос: кто это? (что это?)

Жук «перелетает» на восьмой листок.

— Прочитайте слова второго столбика. Чем похожи эти слова? Что они называют?

Жук «перелетает» на девятый листок.

в) Чтение текста.

— А сейчас жук послушает рассказ о жуках.

Дети по предложению читают рассказ и объясняют смысл каж­дого предложения. После чтения отвечают на вопросы: Где жили жуки? Что они делали? Что увидела Жанна у жука?

Жук «перелетает» на десятый листок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: