Ой, не может жук понять,
Как же слово отгадать.
Жук «перелетает» на одиннадцатый листок.
Заселение буквы Ж в «Домик букв».
Посмотрите, буква Ж.
Живет на верхнем этаже.
Объясните, почему?
Не понять это жуку.
Жук «перелетает» на двенадцатый листок.
Итог занятия.
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
Дети получают книжку-раскраску «Жуки».
ЗАНЯТИЕ №86
Тема: буквы Ж, ж (закрепление).
Цель: закрепить звук [ж] и буквы Ж, ж; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв, слов и предложения с буквой Ж; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова; упражнять в употреблении предлога между.
Оборудование: фланелеграф, картинки: жаба, жук, уж, жираф; гном, тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
С П Ж Т Х К А Х С Б К Ш П А Т Ш.
Дети подходят и зачеркивают по одной букве.
— Из оставшихся букв прочитайте слово. (Жаба.)
2. Повторение характеристики звука [ж].
— Какой первый звук в слове жаба? Расскажите о нем.
Письмо.
— Под кучей желтых листьев на влажной земле лежит прожорливая жаба. Вдруг слышит — жук жужжит: «Жаба! Хватит лежать. Побежали в лесную школу, там сегодня учат букву Ж». Прибежали они в школу, видят, как ужи выводят букву Ж.
На фланелеграфе выставляются картинки: жаба, жук и уж.
а) Письмо букв Ж,
б) Решение кроссворда (с. 44).
— Важный жираф пытается решить кроссворд «Ж». Ответил на вопрос: «Чем режут?» и отгадал первое слово. Какое слово он отгадал? Напишите и вы слово нож. Почему на конце слова стоит буква Ж, а не Ш?
— Остальные слова помогли ему отгадать уж, жаба и жук. Они узнали свои слова в кроссворде.
—Отгадайте, где какое слово живет? Напишите эти слова.
—Почему в слове уж пишется буква Ж?
в) — Решив кроссворд, жираф сказал: «Вот жук, жаба и уж». Сколько слов в этом предложении? Назовите слова по порядку. Напишем это предложение в тетради.
Логопед пишет по одному слову предложения на доске. Дети записывают его по памяти в тетради. Прочитывают написанное предложение.
Физминутка.
Звучит легкая музыка. Дети имитируют движения жука, жабы и жирафа.
5. Формирование грамматического строя речи (с. 43).
а) Знакомство с предлогом между.
— Посмотрите на гнома. Этот гном никогда не стоит с краю, а любит стоять между деревьями, между домами, между друзьями. Как его зовут?
— Слово между — предлог. Его говорят тогда, когда предмет находится среди других предметов.
б) Уточнение пространственного расположения предметов.
— Зашел гном в лесную школу. Увидел жука, жабу, ужа и жирафа. Познакомился с ними и предложил свою игру «Встань между...». Давайте покажем, как они играли.
— Поставьте гнома между жабой и жуком. Где стоит гном? Поставьте гнома между жуком и жирафом. Где стоит гном? И т.д.
в) Составление предложения по схеме.
— Рассмотрите схему предложения на странице книги. Сколько слов в предложении? Треугольником обозначен предлог между.
— Рассмотрите картинки. Назовите предметы одним словом (инструменты, продукты питания, ягоды, детеныши животных). Составьте по картинкам предложение о том, что где находится, используя предлог между.
— Прочитайте предложение по схеме.
Логопед делает вывод: «Между — предлог, стоит отдельно от других слов».
Итог занятия. Игра «Скажи, где стоишь?».
Дети стоят в кругу, перестраиваются по инструкции логопеда и, употребляя предлог между, говорят, где они стоят.
ЗАНЯТИЕ № 87
Тема: звуки [ш] — [ж], буквы Ш — Ж.
Цель: учить дифференцировать звуки [ш] — [ж] по звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях и буквы Ш — Ж при чтении и письме; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: кукла «Художник Карандаш», звуковая дорожка, мяч, ручки, тетради, контурные картинки, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
— Скажи, между кем ты стоишь?
Сообщение темы занятия.
— В гостях у нас сегодня Художник Карандаш.
Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж].
— Какие звуки я выделила голосом? Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.
Логопед демонстрирует Художника Карандаша.
Я — Художник Карандаш,
В детский сад зашел я ваш.
Будем мы шипеть, жужжать,
Звуки эти различать.
3. Сравнение звуков [ш] — [ж] (с. 45).
—Как выходит воздух из проколотого шара? Расскажите о звуке [ш].
—Как жук жужжит? Расскажите о звуке [ж].
—Юпик предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?
4. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.
а) Дифференциация изолированных звуков.
— Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.
б) Дифференциация звуков в слогах и словах. Игра «Наоборот» (с мячом).
— Замените звук [ш] на звук [ж].
ша — ша — жа — жа шаль —...
шо — шо —... Луша —...
аша — аша —…
— Замените звук [ж] на звук [ш].
жу — жу —... жар —...
жи — жи —... жить —...
ужу — ужу —...
— У нашего художника есть два карандаша. Один карандаш для звука [ж], а другой ― для звука [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш.
Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ ш] и [ ж].
— Художник Карандаш нарисовал свою одежду. Надо развесить ее по вешалкам.
Около вешалок буквы Карандаш написал. Как одежду повесить, Он нам указал.
— Какую одежду повесите справа? — Что повесите слева?
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Если слышишь в слове [ш] — шар изобрази.
Если слышишь в слове [ж] — жука мне покажи.
Логопед произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, шиповник, тишина, ужин, дружок, клавиши.
б) Выполнение движений по инструкции логопеда (см. конспект № 85).
6. Дифференциация Ш — Ж при чтении и на письме.
а)Чтение слогов.
— Художник Карандаш написал слоги с буквами Ш и Ж. Прочитайте их.
б) «Пропавшие буквы».
Огорчился Карандаш:
Ш и Ж сбежали.
Вот беда, пропал и след!
Вы их не видали?
Ну тогда слова прочтите,
Эти буквы отыщите.
На доске и в тетрадях написаны слова с пропущенными буквами: .апка; ко.а; си.у;.аба; ви.ни; пи.у.