Итог занятия.
—Художник Карандаш нарисовал для вас картинки-невидимки (контурные), в названии которых есть звуки [ш] и [ж].
—Покажите, как научились различать звуки [ш] и [ж] в словах: «Возьмите по одной картинке. Пока звучит музыка, вы ходите по кругу и думаете, какой звук в слове. Когда музыка закончится, встаньте в две колонны: к букве Ш и к букве Ж».
ЗАНЯТИЕ № 88
Тема: звуки [ш] — [ж], буквы Ш — Ж; слоги ши — жи.
Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш] — [ж] по звонкости-глухости и буквы при чтении и на письме; познакомить с правописанием ши и жи в словах; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Оборудование: ручки, тетради, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Закрой окошко».
.ук ко.а мо.ка хо.у
.аг ко.ка поду.ка но.у
.аба мо.но пид.ак ви.у
Знакомство с правописанием ши и жи (с. 46).
Вудивительной стране
Грамотными были все,
Юпик тоже там бывал,
Очень многое узнал.
— Правила этой страной королева Грамота. Она открыла Юпику одну из тайн грамотного письма. Послушайте ее и вы.
Логопед рассказывает сказку (с. 46). Дети рассматривают картинки к сказке.
— Почему плачет буква ы?
Логопед читает стихотворение Э. Красноруцкого.
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи.
Жи да Ши, Жи да Ши
С буквой И всегда пиши.
— Чтобы вы это правило хорошо запомнили, прочитаем его в красной рамочке.
Закрепление правила правописания ши и жи.
а) Письмо слогов ши и жи в тетрадях.
— В тетрадях королева Грамота нарисовала вам «узелки на память». Заполните их написанием слогов ши и жи и запомните, что они всегда пишутся с буквой И.
б) Письмо слов с пропущенными слогами.
— Королева Грамота решила проверить, понял ли Юпик, как нужно написать слова с ши и жи. Юпик задумался: что написать? Давайте разберемся вместе.
Дети разбирают задание. Затем выполняют его в тетрадях. Логопед читает стихотворение:
Жи и ши — такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши —
Только с и всегда пиши!
Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
— Повторите движения Юпика.
Юпик быстро встал на ножки,
Пошагать решил немножко.
Важно поднял он головку:
«Посмотри, какой я ловкий».
Вот он хлопает в ладошки,
Вот попрыгал немножко,
Поскакал и покружился,
А потом остановился.
Закрепление написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.
— Со второй тайной королевы Грамоты вы уже знакомы.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Боб-бобы, сад-сады,
Будешь грамотным и ты.
— Королева Грамота дала Юпику буквы Ш и Ж, чтобы он расставил их в словах. А как вы их поставите?
Дети читают слово, объясняют его значение, подбирают проверочное слово и вписывают пропущенную букву.
Итог занятия.
— Покажите, какими вы стали грамотными.
Дети друг за другом — по цепочке или парами — вписывают буквы Ш и Ж в слова, написанные на доске, и получают звездочки от королевы Грамоты:
у. ва. камы.
ков. эта. бага.
но. ду. на.
— Грамоте учиться — всегда пригодится. Почему так говорят?
ЗАНЯТИЕ № 89
Тема: звуки [ж] — [з], буквы Ж — З.
Цель: учить дифференцировать звуки [ж] — [з] в слогах, словах, предложениях на слух и в произношении и буквы Ж ― З при чтении и письме; упражнять в употреблении существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: макет дерева, две корзины, желуди, игрушки; разрезные слоги ши и жи, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
У детей по одному разрезному слогу ши или жи.
— Прочитайте слог ши (жи) и назовите слово с этим слогом.
2. Сравнение звуков [ж] — [з] (с. 47).
—Как звенит комар? Расскажите о звуках [з], [зь].
—Как жужжит жук? Расскажите о звуке [ж].
—Юпик предлагает сравнить звуки [з] и [ж]. Чем они похожи? Чем отличаются?
Дети сравнивают звуки по схеме анализа артикуляции звуков.
3. Дифференциация звуков [ж] — [з] на слух и в произношении.
а) Загадка.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
—Как называются плоды дуба?
—Перед вами дуб. На нем созрели желуди — желтые, тяжелые.
Логопед демонстрирует макет дерева (или рисунок) с желудями.
— Мы соберем их в корзинки.
Логопед демонстрирует две корзинки. Корзинки будут наполняться желудями по ходу занятия.
— В одну корзинку собирает желуди команда первого ряда — «Жуки», а в другую — команда второго ряда — «Комары». Посмотрим, чья команда наберет больше желудей.
—Готовы жуки к работе? Ответьте жужжаньем жуков.
—Комары, готовы к работе? Ответьте звоном комаров.
б) Дифференциация изолированных звуков [ж] — [з].
— Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка:↑↓↑↓↑↓↓↑... Не ошибитесь.
Команды хором произносят звуки по схеме. Логопед оценивает произношение и кладет желуди в корзинки.
в) Дифференциация звуков [ж] — [з] в слогах. Игра «Решето».
Дети стоят около своих мест.
— Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ правильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь решето). Логопед оценивает работу команд и кладет желуди в корзинки,
г) Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах. Игра «Эхо».
— Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
Команды поочередно произносят слова за логопедом,
зайка — лужайка кожа — коза зажим
жук — зуб жевать — зевать железо
глазок — флажок лизать — лежать зажигалка
Жора — Зоя лежа — береза жизнь
В корзинку кладутся желуди.
д) Дифференциация звуков [ж] — [з] в предложении.
— Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
—Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением.
Каждая команда произносит скороговорку.
—Почему зайки задрожали?
Логопед кладет в корзинку желуди.
4. Физминутка: «Жуки и комары».
а) — Бели в слове звук [ж] — летят дети команды «Жуки».
Если в слове звук [з] — летят дети команды «Комары»:
жаба, зонт, зубы, живот, кожура, газон.
б) «Найди игрушку».
По групповой комнате расставлены игрушки.
— Найдите себе игрушку. «Жуки», найдите игрушку, в названии которой есть звук [ж], «Комары» — игрушку, в названии которой есть звук [з].
Логопед кладет желуди в корзинки.
5. Дифференциация Ж — З при чтении и на письме.
а) Чтение слогов и слов.
— Прочитайте слоги и слова четко, выделяя голосом звуки [ж] и [з].
Команды поочередно читают пары слогов и слов.
б) «Кто где живет?»
— Назовите животных. Рассмотрите их жилища. Поду
майте и скажите, кто где живет?
Логопед следит за употреблением существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в.
в) Чтение предложений.
Дети читают предложение. Называют в предложении третье слово, первое слово и т.д. После каждого вида чтения логопед оценивает работу команд.