СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ




СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

И НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Третий период обучения

(Апрель, май)

Задачи третьего периода обучения

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, фор­мирование фонематического восприятия:

― развитие артикуляционной моторики;

― уточнение правильного произношения звуков: Ф,Фь, Ц, Й, Ч, Щ;

― различение этих звуков на слух;

― дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по мес­ту и способу образования с-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-сь;

― формирование умения характеризовать звук;

― выделение звуков из состава слова;

― анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закры­тых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;

― преобразование слогов и слов;

― совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формиро­вание грамматических средств языка и навыков слово­образования:

― образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);

― образование существительных с помощью суффик­сов -иц-, -щик-, ищ- (медведица, носильщик, ручи­щи);

― образование приставочных глаголов (въехал, отъе­хал);

― употребление разноспрягаемого глагола хотеть;

― согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);

― образование сложных слов (фоторужьё);

― образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);

― формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.

3. Работа над предложением. Закрепление навыка соста­вления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:

― составление деформированных предложений;

― составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

― составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;

― заучивание наизусть стихов, скороговорок, посло­виц;

― развитие интонационной выразительности речи.

4. Развитие просодической стороны речи.

5. Обучение грамоте:

 

― знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;

― дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С;

― звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3, 4 слов с использованием разрезной азбуки и печата­ния;

― преобразование слогов и слов;

― формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

― развитие графических навыков;

― закрепление правила письма предложения;

― ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, без­ударных гласных;

― обозначение мягкости согласных буквой Ь.

6. Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(III период)

Тема заня­тия Кол-во заня­тий Дикция. Интонаци­онная выразитель­ность речи Формирование фонематическо­го восприятия
       
АПРЕЛЬ
1 неделя
Звуки Ф, Фь   Интонационная вы­разительность речи (стихотворение В.Бе­рестова) Выделение звуков Ф, Фь из состава слова. Дифференциация звуков ф-фь. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин
Буквы Ф, ф      
Звуки в, вь-ф,фь. Буквы В-Ф     Дифференциация звуков в,вь-ф,фь «Превращения» слов.
2 неделя
Буквы Ю, ю в начале слога      
Буква Ю по­сле соглас­ных     Дифференциация согласных по твердости-мягкости.
Звук ц   Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу Выделение звука ц из состава сло­ва. Звук ц — твердый. Звуко-слого­вой анализ слов овца, курица
Буквы Ц, ц      

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(II период)

Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) Лексико-грамматический строй речи
   
АПРЕЛЬ
1 неделя
  Образование сложных слов
Составление из букв разрезной азбуки слов: фея, фиалка, фазаны, филин, фрукты. Ребусы жираф, филин. Кроссворд. Пись­мо предложения: Федя идет на футбол. Чтение Деформированные предложения. Согласование прилагательных с су­ществительными
Дифференциация букв В-Ф. Слова с пропу­щенной буквой. Проверка написания пар­ных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение  
2 неделя
Буква Ю — гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов юла, Юля, Юра, Юпик и предложения Мы — юные талан­ты. Ребус юмор. Кроссворд. Чтение  
Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация у-ю. Ребус люк, верблюд. Чтение  
  Родительный падеж имен сущест­вительных в форме множественно­го числа. Образование существи­тельных с помощью суффикса -иц-
Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица и предложения с этими словами. «Рассыпанные» слова. Чтение  

 

Тема заня­тия Кол-во заня­тий Дикция. Интонацион­ная выразительность речи Формирование фонематиче­ского восприятия
       
3 неделя
Буквы Ц, ц      
Звуки с-ц Буквы С-Ц   Работа над голосом: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток... Лишь коснешьсяты земли, Быть по-моему вели. Дифференциация звуков с-ц
Звук й   Работа над дикцией Март с водой, апрель с травой, май с грозой. Звук й — мягкий. Выделение звука йиз состава слова. Звуко-слоговой анализ слова зайка
Буква й   Вопросительная интона­ция при чтении загадки  
4 неделя
Звуки ль-й     Дифференциация звуков ль-й
Звук ч     Выделение звука ч из состава слова. Звук ч — всегда мягкий. Звуко-слоговой анализ слов чай, очки, чашка, чайник
Буквы Ч,ч      
МАЙ
1 неделя
Звуки ч — ть Буквы Ч-Т   Работа над дикцией: Печка печет, Речка течет. Дифференциация звуков ч-ть
Звуки ч — сь Буквы Ч-С       Работа над дикцией: Синичка, синичка — Воробью сестричка. Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я на волю хочу Дифференциация звуков ч-сь

 

 

Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) Лексико-грамматический строй речи  
     
3 неделя  
Письмо предложения Цапля- умная птица. Кроссворд Образование существительных с помощью суффикса -иц-  
Дифференциация букв С-Ц. Слова с пропу­щенными буквами. Ребусы месяц, спица. Чтение    
  Родительный падеж имен сущест­вительных в форме множественно­го числа  
Составление из букв разрезной азбуки слов мойся, муравей, лишний, Незнайка. Кроссворд. Чтение    
4 неделя  
Составление из букв разрезной азбуки предложения Это мой любимый Юпик. Чтение Деформированные предложения.  
  Сложноподчиненное предложение с союзом потому что  
Составление из букв разрезной азбуки слов вечер, чистый, кричит и предложения Черти в печи пекли калачи. Правописание ча, чу. Письмо ряда слогов, слов: харчо, чебуреки, чай; предложения Мы пили горя чий чай. Кроссворд. Чтение Разноспрягаемый глагол хотеть  
МАЙ  
1 неделя  
Дифференциация букв Ч-Т. «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение Составление предложения по опорным словам  
Дифференциация букв Ч-С Буква «потерялась». Чтение    

 

 

 
Тема заня­тия Кол-во за­нятий Дикция. Интонационная выразительность речи Формирование фонематиче­ского восприятия
       
Звук щ   Работа над дикцией: Два щенка щека к щеке, Щиплют щетку в уголке Звук щ — мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов пиль­щик, сварщик
Буквы Щ, щ      
2 неделя
Буквы Щ, щ      
Звуки щ-ч Буквы Щ-Ч   Работа над дикцией: Лечу, скачу, ищу, верчу. Щелк, щелк — Разобью мышиный полк Дифференциация звуков щ-ч
Звуки щ-сь Буквы Щ-С   Работа над дикцией: Щу­риться от сильного осве­щения. Дифференциация звуков щ-сь
Буква Ь на конце слова     Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова
3 неделя
Буква Ь в се­редине сло­ва     Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в се­редине слова
Раздели­тельный Ь   Произнесение слоговых пар типа тя-тья  
Раздели­тельный Ъ   Произнесение слоговых пар типа се-сье.  
Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать»
4 неделя
Обследование речи детей

 

Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) Лексико-грамматический строй речи
   
  Образование существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-
Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита, ищу, пища. Правописание щу, ща. «Рассыпанные» слова. Ре­бусы. Чтение  
2 неделя
Письмо слогов ща, щу; слов: щука, угощу и предложения Лещи у щуки ели щи. Чте­ние  
Дифференциация букв Щ-Ч. Слоги «поте­рялись». Чтение  
Дифференциация букв Щ-С. Математичес­кая грамота. Чтение Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам
Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, шерсть, Игорь. Письмо слов дверь, шерсть, Игорь. Ребус кровать. Кроссворд. Чтение  
3 неделя
Преобразование слов типа пеньпеньки. Составление из букв разрезной азбуки слов пеньки, деньки, огоньки. Слова с про­пущенными буквами. Чтение  
Кроссворд. Математическая грамота. Чте­ние Притяжательные прилагательные
Чтение Приставочные глаголы. Составле­ние предложений по опорным сло­вам и объединение их в рассказ
Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать»
4неделя
Обследование речи детей

 

КОНСПЕКТЫФРОНТАЛЬНЫХ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ

 

ЗАНЯТИЕ № 103

Тема: звуки [ф], [фь].

Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить диф­ференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенст­вовать звуковой анализ; упражнять в образовании слож­ных слов; развивать интонационную выразительность ре­чи, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивиду­альные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, це­почка, лента, платок), «черный ящик», схемы, альбом 3*.

Ход занятия

Организационный момент.

― Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что соглас­ный перед ними читается мягко? Какая гласная буква ни­когда не стоит в начале слова?

― Назовите буквы, обозначающие парные согласные зву­ки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обоз­начает глухой непарный согласный звук? Какие согласные буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.

Детям в помощь для ответов предлагается использовать «До­мики букв».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: