Cтановление и развитие земельного законодательства в современной России и РБ.




Как известно, процесс денационализации земли, признания частной собственности на землю протекал в Республике Башкортостан неоднозначно. Воспользовавшись правом самостоятельно определять формы прав на землю, закрепленным в Земельном кодексе РСФСР, Республика Башкортостан наряду с некоторыми другими субъектами Российской Федерации на начальном этапе земельной реформы предпочла сохранить исключительную государственную собственность на землю.

Однако, произошедшие в первой половине девяностых годов глубокие социально-экономические преобразования в обществе, переход к рыночной экономике, принятие Конституции РФ (1993 г.) и Конституции РБ (1993 г.) обусловили возможность и необходимость реформирования существующего института собственности на землю, кардинального совершенствования указанной сферы земельного законодательства РБ. При этом ставилась задача, в соответствии с которой земельное законодательство РБ, с учетом существующих реалий урегулировало бы отношения собственности на землю, порядок возникновения, реализации и прекращения прав собственности граждан и юридических лиц на земельные участки, гарантии и защиту их земельных прав, определило бы иные вопросы в сфере использования и охраны земель при осуществлении собственниками земли своих правомочий, органично устанавливая взаимную связь и соотношение республиканского и российского земельного законодательства.

Мощным стимулом для разлития института частной собственности на землю не только в РБ, но и в РФ в целом, стало принятие Гражданского кодекса РФ (1994 г.), признавшего земельные участки недвижимостью.

Дальнейшие изменения в экономической системе общества, прежде всего, процессы приватизации имущества государственных предприятий, приватизация земель в РФ, преобразования в аграрной сфере, в том числе, становление частного сектора в сельском хозяйстве, необходимость привлечения инвестиций в экономику, также предопределили неизбежность нового подхода к регулированию отношений собственности граждан на землю. В результате, в 1995 году произошло кардинальное изменение существовавшего земельно-правового строя Республики Башкортостан - было признано право ряда категорий граждан на земельную собственность.

В последующем право граждан РБ на земельную собственность было включено в Земельный кодекс РБ в соответствии с Законом РБ "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс БССР". Однако правовое закрепление этого важнейшего права граждан было осуществлено как бы чисто механически, путем включения понятия "право собственности" в прежние статьи, регулирующие иные правовые титулы использования земли гражданами, без достаточного осмысления и учета специфики проблем реализации права граждан на земельную собственность. В принятых позднее подзаконных актах также не было обеспечено адекватное регулирование вопросов земельной собственности граждан. Кроме того, земельное законодательство РБ установило различные, трудно объяснимые ограничения права граждан на земельную собственность. Так, в республике не были созданы необходимые условия, в том числе правовые, для активного претворения в жизнь процесса приватизации земель. Поэтому, например, в столице РБ - городе Уфе с населением более миллиона человек, на территории которой имеются огромные массивы, используемые под садоводство, гаражное, дачное и индивидуальное жилищное строительство, за три года было передано в собственность всего 144 земельных участка (по состоянию на 01.01.1999 г.).

В результате, такая технология введения частной собственности граждан на землю в Республике Башкортостан оставила много вопросов. Именно по этой причине в республике не удалось достичь главной цели коренных преобразований отношений собственности на землю: создания цивилизованного земельного рынка.

Таким образом, к концу 1998 года правовое регулирование земельных отношений в Республике Башкортостан, как и в Российской Федерации в целом, особенно, в части регулирования отношений частной собственности на землю, переживало сложный период. Действовавший Земельный кодекс Республики Башкортостан, принятый еще в 1991 году, и с изменениями и дополнениями, внесенными в 1996 году, в значительной степени устарел. К тому же положения Земельного кодекса РБ даже с последующими изменениями и дополнениями, а также ряда других, изданных в последние годы правовых актов в сфере регулирования отношений собственности граждан на землю не были приведены в соответствие с требованиями как Конституции Республики Башкортостан, так и Конституции Российской Федерации. Более того, земельное законодательство Республики Башкортостан в значительной мере противоречило земельному законодательству Российской Федерации, нарушая тем самым единое российское правовое поле. Кроме того, многие вопросы, связанные с собственностью граждан на землю находились в противоречии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Существовали противоречия между различными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношении земельной собственности граждан в пределах самой Республики Башкортостан.

В этих условиях возникла необходимость в целенаправленном совершенствовании всего земельного законодательства Республики Башкортостан, которое учитывало бы в полной мере существующие правовые, социально-экономические и политические реалии и было бы согласовано с законодательством Российской Федерации. Поэтому было принято решение о внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Башкортостан, что и было сделано в 1999 году.

Оценивая в целом Земельный кодекс Республики Башкортостан в редакции Закона РБ "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РБ" от 25 февраля 1999 года в части отрегулирования им вопросов, поднимаемых по поводу земельной собственности граждан, мы можем сказать, что и Земельный кодекс Республики Башкортостан последней редакции не сумел разрешить все проблемы в этой области.

Более того, Земельный кодекс Республики Башкортостан оказался очень похожим на проект Земельного кодекса Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ еще в 1996 году и отвергнутый Советом Федерации Российской Федерации. Как известно, данный проект Земельного кодекса Российской Федерации критиковался многими учеными-правоведами, прежде всего, из-за имеющихся в нем существенных противоречий с конституционными нормами и других недостатков, в том числе, в сфере регулирования отношений собственности на землю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: