Схема циркуляции масла
Масляная система замкнутая, циркуляционная, двух контурная.
1. Масло из картера двигателя через сетчатый заборник подается масляным насосом (нагнетательной секцией) к фильтру грубой очистки ФГО по вертикальному сверленому каналу в передней стенке блока цилиндров. Очищенное предварительно масло поступает в центральный масляный канал, расположенный в левой боковой стенке блока. После ФГО часть масла (приблизительно 10%) отводится для повторной очистки к центробежному масляному фильтру ЦБФ.
Из центрального масляного канала по сверлениям в поперечных стенках блока масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала.
Верхние вкладыши коренного подшипника КВ имеют кольцевые канавки, которые постоянно сообщаются с диаметральными отверстиями в коренных шейках, соединенных наклонными каналами с полостями в шатунных шейках.
В этих полостях масло дополнительно очищается от тяжелых механических частиц и поступает в шатунные подшипники коленчатого вала через отверстия в шатунных шейках, а отсюда по каналу в стержне шатуна - к подшипникам поршневого пальца.
Через передний подшипник распределительного вала при совпадении каналов в шейке и опоре масло подается в полую ось толкателя, откуда поступает к подшипникам толкателей, к сферическим опорам штанг и через полые штанги - к подшипникам коромысел клапанов.
2. Циркуляция масла через теплообменник обеспечивается радиаторной секцией масляного насоса. Если давление масла в этой секции превысит 0,8 кгс/см2, то сработает предохранительный клапан, отрегулированный на давление 0,8- 1,2 кгс/см2 и перепустит часть масла обратно в картер.
С помощью теплообменника (радиаторной секции) должна поддерживаться оптимальная температура масла в картере двигателя в пределах 80-95° С на любом режиме работы двигателя.
Радиаторная секция насоса подает масло (примерно 20 % от общего количества масла, подаваемого насосом) в радиатор, который установлен перед радиатором системы охлаждения. Масло, охлажденное в радиаторе воздушным потоком, сливается обратно в поддон.
Радиатор можно отключать с помощью крана, установленного с левой стороны блока на маслоподводящей магистрали.
МАСЛЯНЫЙ НАСОС
Масляный насос шестеренчатого типа.
Состоит из 2 секций: нагнетательной и радиаторной. Нагнетательная подает масло в систему смазки двигателя, а радиаторная – к радиатору. Производительность нагнетающей секции масляного насоса при давлении в системе 4-7 кгс/см 2, температуре масла 80-95° С на номинальном скоростном режиме двигателя составляет - 140 л/мин. Производительность радиаторной секции на том же режиме и при давлении в системе, не превышающем 0,8 кгс/см2 - 25 л/мин.
Корпуса обоих секций крепятся друг к другу через проставку 4 болтами.
В корпусах во втулочных подшипниках установлен верхний и нижний валы. На конце верхнего вала напрессована и крепится шпонкой ведущая шестерня насоса. На этом же валу напрессованы и крепятся шпонками ведущие шестерни нагнетательной и радиаторной секций.
На нижнем валу установлены ведомые шестерни обоих секций, которые входят в зацепление с ведущими.
На верхнем приливе нагнетательной секции болтами крепится ось промежуточной шестерни насоса. На этой оси во втулочном подшипнике вращается сама промежуточная шестерня, которая входит в зацепление с шестерней коленчатого вала.
Сверху нагнетательной секции имеется обработанный фланец со штифтами, которым насос крепится к крышке коренного подшипника. С боку нагнетательной секции имеется фланец, к которому болтами крепится трубка, ведущая к вертикальному каналу блока цилиндров. Рядом с фланцем в резьбовое отверстие вворачивается редукционный клапан. Он предназначен для поддержания определенного давления масла, поступающего в двигатель. Если давление масла на выходе из насоса превышает 7-8 кгс/см2, клапан открывается и часть масла перепускается из полости нагнетания в смазочную ёмкость. Давление открытия клапана регулируется шайбами, которые устанавливаются между колпачком клапана и пружиной. С противоположной стороны к фланцу корпуса нагнетательной секции крепится трубка с маслозаборником.
В корпус радиаторной секции ввернут предохранительный клапан, предназначенный для отключения масляного радиатора при пуске двигателя в холодное время (при загустевшем масле) или в случае засорения радиатора. Этим предотвращается повреждение радиатора. Клапан открывается при давлении на выходе из этой секции 0,8-1,2 кгс/см2, масло при этом стекает в смазочную ёмкость двигателя. При эксплуатации регулировка этого клапана не предусмотрена. На корпусе радиаторной секции имеется фланец, к которому крепится трубка, идущая к радиатору.
В смазочной системе рядом со смазочным насосом установлен дифференциальный клапан, предназначенный для стабилизации давления в магистрали и разгрузки ее в случае повышения давления в ней более 5,2-5,4 кгс/см2. При открытии клапана часть масла сливается в смазочную ёмкость двигателя.
.
МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ
Фильтр грубой очистки масла
Через фильтр грубой очистки проходит все масло, подаваемое насосом в систему. Установлен с левой стороны двигателя. Состоит из литого чугунного корпуса с двумя обработанными фланцами с резьбовыми отверстиями и маслеными каналами. Этими фланцами фильтр крепится к левому блоку цилиндров через паранитовые прокладки. В корпусе 2 полости неочищенного и очищенного масла между полостями установлен перепускной клапан плунжерного типа с сигнализатором. Сверху на корпус устанавливается колпак 22. В центре корпуса ввернута полая ось. На этой оси установлены нижняя и верхняя крышки между крышками на оси установлен фильтрующий элемент. На корпус сверху крепится колпак который крепиться болтом ввёрнутым в ось.
Фильтрующий элемент ФГОсостоит из наружной и внутренней секций, каждая из которых имеет цилиндрический сетчатый каркас с мелкими ячейками. Секции вставляются одна в другую и устанавливаются на пластмассовой втулке. Для предотвращения смещения фильтра на оси сверху под болт ставится пружина.
Работа: масло к фильтру подаётся нагнетательной секцией масляного насоса. Масло поступает в полость не очищеного масла, поднимается вверх по оси и в верхней её части заполняет полость между внутренними стенками колпака и фильтром. Под давлением масло проходит через ячейки сетчатого каркаса к втулке и через зазор между нижней крышкой и осью поступает в полость очищенного масла и далее подаётся в центральный масляный канал блока двигателя.
Если сработает перепускной клапан часть неочищенного масла перейдёт к центральному масляному каналу (минуя фильтр). При перемещении плунжера клапана замкнутся контакты сигнализации и в кабине загорится сигнальная лампа.