Лекция 6. «Триада эффективности»
Группировочным признаком в «триаде эффективности» выступают три вида деятельности предприятия: производственная, хозяйственная, финансово-экономическая (см.схему 1).
Рис. 1. Эффективность работы предприятия
А) Производственная эффективность
Производственная деятельность характеризует способность предприятия рационально использовать факторные ресурсы в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Рис.2. Экономические категории производственной эффективности
Любой факторный ресурс можно оценить при помощи двух показателей: ресурсоотдачи и ресурсоемкости (см.рис.2).
Таблица 1
Производственная эффективность предприятия
Ресурсный потенциал предприятия | Потенциал производственной эффективности | ||
Факторы производства | Производственные ресурсы | Ресурсоемкость | Ресурсоотдача |
Средства труда | Основные средства | Фондоемкость | Фондоотдача |
Предметы труда | Оборотные средства | Коэффициент загрузки текущих активов в обороте, расходные коэффициенты (материалоемкость, энергоемкость, топливоемкость), | Оборачиваемость (производительность) текущих активов; материалоотдача (выход годной продукции), |
Живой труд | Трудовые ресурсы | Трудоемкость, зарплатоёмкость () | Производительность труда на одного работающего, выработка |
Критерии оценивания, принятия управленческих решений |
Каждый факторный ресурс в меру эффективности его использования влияет на формирование себестоимости выпуска:
· материальные затраты в себестоимости связаны как с натуральной ресурсоемкостью отдельного факторного ресурса, так и покупными ценами на сырье и материалы, установленными тарифами на энергоресурсы и т.п.;
· амортизационные расходы в себестоимости продукции зависят от среднегодовой стоимости основных средств и действующих норм амортизации основных фондов, которые в совокупности формируют амортизационноемкость продукции;
· расходы по оплате труда, включаемые в себестоимость выпуска, зависят от количества работающих, действующей тарифной системы, состояния нормирования труда рабочих и др.; при этом заработная плата персонала в себестоимость включается отчисления во внебюджетные фонды, размер которых регулируется российским законодательством.
Таким образом, ресурсоемкость продукции напрямую влияет на себестоимость выпуска, а ресурсоотдача производственных факторов непосредственно формирует выручку от продаж.
Таблица 2
Эффективность использования основных средств
Рис.3. Эффективность использования оборотных средств
Рис.4. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия
Б) Эффективность хозяйствования
Эффективность хозяйствования характеризует способность предприятия генерировать прибыль в процессе осуществления им производственно-хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией товаров (продукции, работ, услуг).
Содержание хозяйственной деятельности предприятия описывают стоимостные показатели, измеряющие объемы его деятельности по текущим затратам (себестоимость проданных товаров), реализации продукции (выручка от продаж) и конечному финансовому результату (валовая, чистая прибыль).
Рис 5. Алгоритм формирования показателей эффективности хозяйствования
Система показателей эффективности включает 3 группы финансовых коэффициентов:
1) удельную эффективность хозяйствования (P, Z)
2) рентабельность производственной деятельности ()
3) качество хозяйствования ().
Удельная эффективность хозяйствования характеризует способность предприятия посредством получения доходов от реализации покрывать текущие затраты и одновременно приносить прибыль в расчете на 1 руб. выручки от продаж.
Показатели удельной эффективности характеризуют структуру распределения выручки от продаж в части выполнения ею своих функций: возмещение текущих затрат по себестоимости проданных товаров (Z) и формирование валовой прибыли предприятия (Р).
Таблица 3
Удельная эффективность хозяйствования
Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) | |
Затраты на один рубль реализации | Прибыль на один рубль выручки от продаж |
Доля (удельный вес) себестоимости проданных товаров в выручке от продажи | Удельный вес (доля) валовой прибыли в выручке от продаж |
Зависимость между удельными показателями определяется правилом: при снижении затрат на один рубль реализованной продукции () одновременно растет удельная прибыль () и наоборот.
Направленность управленческих решений на достижение целевой функции предприятия (рост прибыли) позволяет считать критерием их принятия:
- минимизацию удельных затрат на один рубль реализации
- максимизацию валовой прибыли на один рубль выручки от продажи товаров
.
Рентабельность производственно-хозяйственной деятельности характеризуется использованием и .
Рентабельность продукции по издержкам (рентабельность издержек) характеризует способность предприятия осуществляя текущие затраты, связанные с изготовлением и реализацией продукции, генерировать валовую прибыль.
- для предприятия в целом;
- для отдельного вида продукции.
Критерий принятия управленческих решений – максимизация .
Рентабельность издержек связана с другими показателями эффективности хозяйствования (см. табл.2).
Таблица 4
Взаимосвязь рентабельности издержек с показателями эффективности хозяйствования
Затраты на 1 руб выручки от продаж | Прибыль на 1 руб реализации | Рентабельность оборота | Коэффициент самоокупаемости |
Рентабельность продукции по продажам (рентабельность по продажам) характеризует способность предприятия генерировать прибыль в процессе изготовления и реализации товаров, обеспечивающих поступление выручки от продаж на расчетный счет предприятия.
- по определенному виду продукции;
- для предприятия в целом.
Менеджеры стремятся максимизировать , что выступает критерием эффективного хозяйствования
.
Оценка качества хозяйствования использует 2 базовых показателя;
Норма прибыли (коммерческая моржа) и коэффициент самоокупаемости предприятия.
Норма прибыли (коммерческая моржа) – характеризует способность предприятия генерировать чистую прибыль в процессе изготовления и реализации товаров, обеспечивающих поступление выручки от продаж на расчетный счет предприятия.
Критерием принятия управленческих решений выступает максимизация коммерческой маржи
.
Уровень самоокупаемости – характеризует способность предприятия покрывать (возмещать) текущие затраты по себестоимости проданных товаров за счет выручки.
; .