Показатели качества перевозочного процесса и выбор вида транспорта




 

Важно разделять показатели работы транспорта и показатели качества перевозок.

Основные показатели работы транспорта можно разделить на общие для всех видов транспорта и специфические. К общим показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот, средняя дальность перевозки 1 т груза и 1 пассажира, приведенные тонно-километры, густота перевозок в тонно-километрах на 1 км пути.

К специфическим количественным и качественным показателям работы, например, железных дорог относятся, в частности, показатели объема перевозок грузов железной дорогой по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение, среднесуточная погрузка грузов в вагонах, динамическая нагрузка, коэффициент порожнего пробега вагонов и др.

Эти показатели позволяют отслеживать тенденции транспортного рынка, изменения грузопотоков и своевременно реагировать на них.

Для грузоотправителей эти показатели неинтересны. При выборе вида транспорта отправители пользуются собственными критериями, учитывая преимущества и недостатки разных видов транспорта.

Для грузоотправителей и грузополучателей наиболее значимыми показателями являются показатели качества перевозочного процесса. Причем каждое предприятие грузоотправитель/грузополучатель имеет свои приоритеты в оценке качества обслуживания и ценности отдельных параметров перевозки. Обычно выбор показателей качества перевозки зависит от следующих факторов:

- характеристик и особенностей перевозимого груза;

- вида транспорта и сообщения;

- используемого подвижного состава;

- требований, предъявляемых к организации перевозки и др.

Рассмотрим значимость отдельных параметров перевозки от характеристик груза. При перевозке продукции мясомолочной промышленности предъявляются повышенные требования к скорости доставки и соблюдению температурного режима, так как продукция относится к скоропортящимся грузам. Соблюдение этих показателей – залог качественной перевозки. При перевозке сложной бытовой техники предъявляются требования к отсутствию больших динамических воздействий, и к выполнению срока доставки, что обусловлено уже необходимостью сокращения срока оборачиваемости средств. При перевозке минерально-строительных материалов требования к сроку доставки и сохранности незначительны, основным критерием является стоимость перевозки, так как в цене такой продукции транспортная составляющая достигает 70%.

Можно выделить основные показатели качества грузовых перевозок:

· показатели своевременности выполнения перевозки;

· показатели сохранности перевозимых грузов;

· экономические показатели.

Показатели своевременности выполнения перевозки подразделяются на показатели:

· перевозки груза к назначенному сроку;

· регулярности прибытия груза;

· срочности перевозки груза.

Показатели сохранности:

· без потерь;

· без повреждений;

· без пропажи;

· без загрязнения.

При оценке уровня качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие элементные или общие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

Экономическими показателями эффективности грузовых перевозок являются:

· удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта;

· удельные полные расходы на доставку груза;

· затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;

· процент транспортных издержек в конечной стоимости продукции (товара).

Каждый из видов транспорта общего пользования имеет свои преимущества. Так, самая высокая скорость доставки – на воздушном транспорте. Доступность – это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит морскому транспорту.

При организации перевозок существенное значение имеет выбор такого вида транспорта, использование которого обеспечивало бы максималь­ную эффективность перевозок. На практике выбор вида транспорта или перевозчика никогда не производится только по одному критерию – отправителю приходится учитывать значительное число разнородных критериев, часто несопоставимых между собой:

· расходы на перевозку, ден. ед/т;

· средняя просрочка в доставке, сут;

· скорость доставки, сут;

· доля несохранных перевозок, %;

· продолжительность согласования и оформления перевозки, сут;

· транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км и др.

Выбор вида транспорта или перевозчика можно осуществить на основании расчета так называемого комплексного критерия, интегрирующего перечисленные факторы на основании их значимости для грузоотправителя.

Комплексный критерий для j -того вида транспорта вычисляется по формуле:

(1)

где kij – значение качественного критерия, определенное как отношение между значением наилучшего i -того показателя и значением i -того показателя для j -того вида транспорта; βi – коэффициент весомости или ранг i- того фактора, определяемый в долях.

Суть этого способа проиллюстрирована в таблицах 1.1 – 1.3.

В таблице 1.1. приведены некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе вида транспорта.

 

Таблица 2.1 – Исходные данные для выбора вида транспорта

Показатели Вид транспорта
Автомо-бильный Железно-дорожный Воздушный Речной
Расходы на перевозку, ден. ед/т        
Средняя просрочка в доставке, сут 0,2   0,5  
Скорость доставки, сут     0,5  
Доля несохранных перевозок, %        
Продолжительность согласования и оформления перевозки, сут 0,5 1,5    
Транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км.        

 

 

Все четыре рассматриваемых в примере критерия имеют несо­поставимые по абсолютному значению единицы измерения, по­этому их абсолютные значения необходимо представить в относи­тельном виде. Для каждого показателя выберем наилучшее из всех вариантов значение и примем его за единицу. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отобра­жать степень ухудшения значения для данного показателя по срав­нению с наилучшим, как это приведено в табл. 1.2.

Таблица 1.2 – Расчетные данные для выбора вида транспорта

Показатели Вид транспорта Ранг
Автомо-бильный Железно-дорожный Воздушный Речной
Расходы на перевозку, ден. ед/т 0,40 0,83 0,17 1,00 0,28
Средняя просрочка в доставке, сут 1,00 0,20 0,40 0,07 0,15
Скорость доставки, сут 0,17 0,07 1,00 0,05 0,14
Доля несохранных перевозок, % 0,17 0,40 1,00 0,50 0,16
Продолжительность согласования и оформления перевозки, сут 1,00 0,33 0,17 0,25 0,18
Транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км. 1,00 0,10 0,01 0,02 0,09
Итого         1,00

 

Рассматриваемые показатели могут иметь различное влияние (вес) при формировании обобщенного критерия для выбора ПС. Учесть степень влияния различных показателей можно с помо­щью их ранжирования. Для этого введем дополнительный столбец «Ранг» и расставим показатели по значимости в долях от единицы. Расстановка рангов производится по следующему принципу: наиболее важному параметру соответствует наивысший ранг. Затем каждое относительное значение показателей умножим на его ранг и сложим по столбцам. Полученное значение составит величину суммарного коэффициента, которую и можно принять за обобщенный показатель. Наибольшее значение суммарного показателя будет соответствовать лучшему варианту (таблица 1.3). Данный метод весьма чувствителен к набору рассматриваемых показателей и их ранжированию.

Таблица 1.3 – Итоговые данные для выбора вида транспорта

Показатели Вид транспорта
Автомо-бильный Железно-дорожный Воздушный Речной
Расходы на перевозку, ден. ед/т 0,11 0,23 0,05 0,28
Средняя просрочка в доставке, сут 0,15 0,03 0,06 0,01
Скорость доставки, сут 0,02 0,01 0,14 0,01
Доля несохранных перевозок, % 0,03 0,06 0,16 0,08
Продолжительность согласования и оформления перевозки, сут 0,18 0,06 0,03 0,05
Транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км. 0,09 0,01 0,00 0,00
Значение комплексного критерия 0,58 0,41 0,44 0,42

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: