II. ПУТЬ ОТРЕЧЕНИЯ И ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ




Все разнообразные виды учений и духовных путей связаны с разными способностями к пониманию, которыми обладают разные люди. С абсолютной точ­ки зрения, ни одно учение не является более совер­шенным или действенным, чем другие. Ценность уче­ния определяется исключительно внутренним про­буждением, которое человек может обрести благодаря этому учению. Если от этого учения человек получает пользу, значит, для него это учение и есть высший путь, потому что оно соответствует его характеру и способностям. Нет никакого смысла пытаться оцени­вать его как более или менее возвышенное по сравне­нию с другими путями к реализации.

Существуют три основных пути или метода уче­ния: путь отречения, путь преображения и путь само­освобождения, основанные, соответственно, на учени­ях Сутр, Тантр и Дзогчена. Они соответствуют трём аспектам: телу, речи и уму, называемыми тремя врата­ми, — трём путям проникновения в состояние знания. Путь отречения входит в учение Сутр, а считается, что Сутры — это слова, произнесённые самим Буддой Шакьямуни. Основой учений Сутр является объясне­ние Четырёх Благородных Истин: о страдании, о при­чине страдания, о прекращении страдания и о пути, ведущем к его прекращению. Рассказывают, что когда Будда достиг просветления и встретился в Сарнатхе со своими первыми учениками, он начал передавать им своё знание, говоря о переживании, наиболее кон­кретном и реальном для всех существ, — о страдании. Кроме присущих нам по природе страданий рожде­ния, болезни, старости и смерти, все мы испытываем бесконечно разнообразные виды страдания. Какова причина, лежащая в основе всякого нашего страда­ния? Привязанность, желание и страсти — такова Вто­рая Истина. Порождая карму, страсти привязывают всех живых существ к перерождению, из которого нет никакого видимого выхода. Но Третья Истина утвер­ждает, что, обнаружив причину перерождения, её можно устранить и таким образом исчерпать свою карму. Как это сделать? При помощи пути отречения, Четвёртой Благородной Истины.

Основной принцип отречения состоит в том, что для уничтожения причин страдания и перерождения необходимо отказываться или воздерживаться от совершения таких действий, которые создают дурную карму. При этом необходимо правильно понимать кар­му, потому что иногда люди истолковывают её неточ­но или неполно. Основная идея кармы (букв, дей­ствие) заключается в том, что совершение конкрет­ного действия имеет конкретные последствия. Одна­ко эти последствия не являются необратимыми. Карма — это не бесповоротный закон, который не может быть изменён. Для проявлений следствий кармы требуются соответствующие условия, называемые вторичные причины. Когда речь идёт о карме, то обычно говорят о двух главных факторах: первичных причинах и вторичных причинах. Для создания пер­вичной причины, потенциально способной произвес­ти следствие, необходимы три вещи: намерение, соб­ственно действие и последующее удовлетворение. Созданную, таким образом, первичную кармическую причину можно сравнить с семенем растения, разви­тие которого зависит от различных факторов, напри­мер от наличия воды, хорошей почвы, солнца и так далее. Все эти факторы можно уподобить вторичным причинам, создающим все разнообразные обстоятель­ства, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни. Поэтому если вы осознаёте их существование, то име­ете возможность не допустить те из них, которые спо­собствовали бы проявлению первичных кармических причин. Например, если в прошлой жизни я совершил такое действие, вследствие которого в этой жизни меня могли бы убить, то это первичная причина, спо­собная проявиться, когда возникнет подходящая вто­ричная причина, например, ссора. Но если в момент ссоры я осознаю, что создаю дурную карму, и таким образом удержусь от гнева, то, может быть, мой про­тивник успокоится и я избегну вероятности быть уби­тым. Все вторичные причины всегда являются отра­жениями первичных причин. Как сказал Будда: «Если вы хотите знать, что делали в прошлой жизни, посмот­рите на своё теперешнее состояние; если вы хотите узнать своё будущее состояние, посмотрите на свои теперешние действия».

Путь отречения осуществляется посредством со­блюдения правил поведения, установленных Буддой и содержащихся в Винае, своде заповедей буддийского монашества. Соблюдая заповеди, относящиеся к телу, речи и уму, можно очистить неблагую карму и нако­пить благую. Кроме того, само по себе соблюдение обета — это источник заслуг. Например, если вы воз­держиваетесь от воровства, то накапливаете двойную заслугу: первую - за то, что не совершили дурного действия, а вторую — за соблюдение обета. Весь этот метод основан на ограничении поведения человека, главным образом, на уровне тела, то есть на матери­альном уровне.

В Сутрах принцип устранения неблагой кармы является также и основой практики медитации, при­званной помочь обрести состояние покоя ума, при котором мысли больше не выводят вас из равновесия. Благодаря этому можно избежать опасности создать карму из-за привязанности к своим страстям. Счита­ется, что реализация достигается при угасании иллю­зорного индивидуального «я» — корня всех страстей и бед. По сути, эти представления принадлежат буд­дийской традиции Хинаяна, или Тхеравада, наиболее верной наставлениям, которые содержатся в самых ранних учениях Будды Шакьямуни. В отличие от неё, Махаяна основывается на более глубоких принципах: всеобщем сострадании и пустоте всех явлений. Одна­ко в обеих этих традициях основополагающим эле­ментом осуществления отречения являются обеты. Когда человек принимает монашеские обеты, отрече­ние от мирской жизни обретает внешнее выражение: он надевает монашеское одеяние, получает новое имя, бреет голову. Но принцип отречения существует не только в буддийской монашеской традиции. Он со­ставляет основу всех религиозных традиций и всей совокупности нерелигиозных законов общества.

Путь преображения относится к учениям Тантры — их открыли людям чистые проявления просветлён­ных существ. Чтобы объяснить основополагающий принцип Тантры, рассмотрим символику двух тантрийских ритуальных предметов: ваджры и колоколь­чика, символизирующих, соответственно, метод — проявление изначального состояния в виде формы, и энергию — пустоту, или сущность, того, что проявля­ется 16. Ваджра означает «неразрушимое» и символи­зирует изначальное состояние человека, запредельное рождению и смерти. Колокольчик символизирует звук — энергию изначального состояния. Если мы рас­смотрим форму ваджры, то в центре её увидим шарик, от которого отходят две части, верхняя и нижняя, каж­дая с пятью концами. Этот шарик, по-тибетски тигле, символизирует бесконечную потенциальную возмож­ность изначального состояния проявляться — или как чистое видение, нирвана, или как нечистое видение, сансара.

Нечистое видение опирается на пять совокупнос­тей (скандх)17, составляющих личность, и на пять страстей, представляющих собой их проявление18. Чистое видение опирается на чистый, или сущност­ный, аспект пяти скандх и пяти страстей в измерении пяти будд самбхогакаи и соответствующие им мудро­сти 19. Однако в обоих случаях принцип их проявле­ния один и тот же: они возникают из потенциальнос­ти нашего изначального состояния. Вот почему пять ветвей двух частей ваджры в центре соединяются с шаром. Сансара и нирвана есть не что иное, как двой­ственный аспект единой сущности, проявляющейся через энергию. По сути, сама эта энергия неотделима от проявления, что символизирует рукоять колоколь­чика, выполненная в виде ваджры.

Тантры — это учения, основанные на знании и применении энергии. В отличие от сутр, изречённых Буддой, их источник не следует искать в устной про­поведи какого-то учителя. Они исходят из чистого видения просветлённого существа. Чистое проявление возникает благодаря энергии элементов в их тонком, светоносном аспекте, в то время как наше кармичес­кое видение опирается на их грубый, или материаль­ный, аспект. Следовательно, чтобы получить такой вид передачи, необходимо иметь способность воспри­нимать тонкое измерение света.

Сущность элементов — свет или цвет, но здесь речь идёт не о тех материальных цветах, которые ви­дит любой человек. Мы воспринимаем только цвета, связанные с кармическим видением. Когда же они возвращаются в тонкое измерение света, то для нас как бы исчезают. Но просветлённое существо, которое очистило свою карму и воссоединило материальное проявление с чистым измерением элементов, спонтан­но проявляет свою мудрость через цвет и свет. Чтобы иметь возможность соприкоснуться с этим чистым из­мерением, нужно развить свою внутреннюю ясность до высочайшей степени и очистить такие препят­ствия, как карма и неведение.

Чтобы объяснить происхождение тантр, можно привести один из наиболее известных примеров — тантру Калачакры; считается, что её передал сам Буд­да Шакьямуни20. Однако ясно, что Будда не мог пере­дать её в своём материальном облике, потому что божество Калачакра изображается в соединении со своей юм, тогда как сам Будда был монахом. Отсюда видно, что передача Тантры осуществляется не через обычный контакт, но через чистое измерение преобра­жения, которое могут воспринять только люди, имею­щие для этого достаточные способности. Что мы име­ем в виду под преображением? Здесь подразумевается присущая просветлённому существу способность про­являть бесконечные образы самбхогакаи, причём их облик соответствует той разновидности существ, которые будут воспринимать передачу. Здесь необхо­димо ясно понимать, что такое измерение самбхога­каи. На санскрите самбхогакая означает «тело», или «измерение», богатства, а богатство — это бесконечная потенциальная возможность проявления мудрости. Эту потенциальную возможность можно сравнить со способностью зеркала, находящегося в центре все­ленной, отражать все разнообразные виды живых существ. Проявления самбхогакаи запредельны вре­мени и всем рамкам материального измерения, а их возникновение не зависит от какого бы то ни было намерения со стороны просветлённого существа. Здесь имеется в виду, что проявление Калачакры не есть нечто созданное Буддой в конкретный историчес­кий момент, но есть нечто такое, что существовало всегда, потому что измерение самбхогакаи запредель­но времени. Те, кто получил его передачу благодаря чистому восприятию проявления Будды, объяснили воспринятое посредством слов и символов — так появилась тантра Калачакры.

 

Зримое изображение проявления называется ман­дала. Мандала — один из основных элементов прак­тики Тантры. Можно сказать, что мандала похожа на фотографию, снятую в момент чистого проявления божества. В середине каждой мандалы находится цен­тральное божество, олицетворяющее изначальное со­стояние бытия, которому соответствует элемент про­странство. В четырёх главных направлениях, симво­лизируемых цветами остальных четырёх элементов, находятся четыре образа божеств, которые олицетво­ряют проявления мудрости, выражающиеся в четырёх действиях2l.

Божество мандалы не всегда имеет человеческий облик: иногда у него может быть голова животного или несколько таких голов и соответствующее число рук или ног. Многие учёные истолковывают это как символический способ изображения принципов Тан­тры. Но в действительности такие рассуждения верны только отчасти. Истина заключается в том, что все проявления божеств возникают из измерения самбхогакаи, и поскольку, как мы уже объясняли, самбхогакая подобна зеркалу, она отражает все виды существ, появляющихся перед ней. Таким образом, так называ­емое искусство тибетской Тантры на самом деле мож­но рассматривать как доказательство того, что во все­ленной действительно существуют различные виды существ.

Возьмём для примера иконографическое изобра­жение дакини Сингхамукхи, у которой голова льва и тело женщины. Вообще дакини — это класс существ с женским обликом, символизирующих проявления энергии. Сингхамукха — это дакини измерения самбхогакаи. На санскрите её имя означает «Львиноликая», потому что чертами лица она напоминает льва, в особенности мифического тибетского снежного льва. Не имея никакого другого способа описать, на что она похожа, договорились, что эта дакини имеет львиный лик. И мы не можем исключить возможность того, что в действительности здесь изображена такая разновидность существ, о которой мы не знаем.

Другой пример такого рода — гневное божество Ямантака, изображаемое с головой буйвола. Оно счи­тается самбхогакаей будды Манджушри, и это прояв­ление Самбхогакаи получили существа, называемые яма, которые отличаются тем, что имеют голову, по­хожую на буйволиную.

Проявление Самбхогакаи осуществляется через три фактора: звук, свет и лучи. Первый уровень про­явления энергии — звук, воспринимаемый в измере­нии проявления как мантра. Такой вид мантры, назы­ваемый «естественный звук ваджры», поскольку он возникает спонтанно, используется в практике для со­единения визуализации (мандалы божества) с дея­тельностью своей энергии. Второй уровень проявле­ния, свет, — это зримый аспект энергии, присутствую­щий до того, как она приняла какую-либо конкретную форму. И в-третьих, посредством лучей проявляются все бесконечные формы и цвета мандалы божества. Каждый человек потенциально обладает этими тремя аспектами проявления.

Есть тантрийское высказывание, которое звучит так: «В качестве пути применяют плод». То есть бла­годаря устной или символической передаче, осуще­ствлённой учителем, измерение мандалы — проявле­ние реализации, или плод, становится для ученика путём обретения реализации. Во многих текстах утвер­ждается, что первоначально различные тантры были переданы индийским махасиддхам, которые отправ­лялись в Уддияну и ещё на пути туда получали пере­дачу посредством видений. Страна Уддияна — перво­начальный источник и тантр, и Дзогчена, родина таких учителей, как Гараб Дордже и Падмасамбхава, — иногда зовётся Страной дакини, а это подразуме­вает, что в этом необычном месте были сосредоточены эти проявления энергии вселенной.

Учителя, которые обретали реализацию, приносили тантры из разных измерений в мир людей и переда­вали знание о чистом измерении преображения через изображения мандалы. Такая передача имеет место каждый раз, когда учитель даёт ученику посвящение в Тантру.

Во время посвящения учитель описывает мандалу, которую нужно представлять, и особенно божество, в которого следует себя преобразить. Затем, сам осу­ществляя визуализацию измерения преображения, он наделяет ученика способностью выполнять эту прак­тику, передавая естественный звук мантры, соответ­ствующий этому божеству. Получив посвящение и, таким образом, приобретя свой первый опыт преобра­жения в чистое видение, ученик готов применять его в качестве своего пути посредством визуализации и чтения мантры. Используя этот метод, практик Тан­тры старается преобразить обычное нечистое видение в мандалу божества.

Все тантры основываются на принципе преображе­ния, используя понимание того, как действует энер­гия. Само значение слова тантра — «непрерывность» — подразумевает природу энергии изначального состо­яния, которая проявляется непрестанно.

В практике Тантры есть две стадии: стадия разви­тия (кьедрим) и стадия завершения (дзогрим). Первая стадия заключается в постепенной визуализации мандалы, начиная с семенного слога главного божества и слогов четырёх элементов. Когда воображаемое сотво­рение мандалы завершено, читают мантру, продолжая представлять себя преображённым в центральное бо­жество. На этой стадии используют главным образом способность ума к воображению, стараясь развить до максимума умение представлять зрительные образы. Вторая стадия, стадия завершения, нацелена на визу­ализацию внутренней мандалы, состоящей из чакр и пади 22, и слогов мантры, безостановочно вращающих­ся (вокруг центрального семенного слога). В конце за­нятия практикой внешняя и внутренняя мандалы вос­соединяются в измерении тела, речи и ума практику­ющего. Конечный результат этой практики заключа­ется в том, что чистое видение проявляется независи­мо от визуализации, становясь частью естественной ясности человека. Так обретают целостное состояние воссоединения чистого видения с нечистым видением — Махамудру, то есть великий символ, в котором не­раздельно слиты сансара и нирвана.

Этот метод практики, основанный на постепен­ном преображении, есть в традиции Маха-йоги шко­лы ньингмапа и в традиции Ануттара-тантры23 всех других школ. Но существуют также тантрийские методы, опирающиеся на мгновенную, непостепен­ную визуализацию, и их можно найти только в традиции Ану-йоги. Принцип этого метода Ану-йоги состоит в том, что поскольку в изначальном состоя­нии каждого человека мандала и божество изначаль­но самосовершенны, то сложная постепенная визу­ализация не нужна. Следовательно, в этом методе требуется лишь одно — непосредственное присут­ствие измерения мандалы, проявленное в одно мгно­вение. Кроме того, в плане визуализации такая прак­тика основывается на стадии завершения. В Ану-йоге состояние полного воссоединения, достигнутое благодаря успешной практике, называется не Маха-мудра, а Дзогчен. Отсюда видно, что принцип само­совершенства, являющийся основой этого метода, — тот же самый, что и в учении Дзогчен, хотя путь у них и различен.

Когда вы на самом деле и по-настоящему обрели способность преображать, то можете претворить её в свою повседневную жизнь, преображая страсти в мудрости. В буддизме говорят о трёх основных страс­тях: гневе, привязанности и омрачённости ума — их называют тремя ядами, потому что они являются причиной перерождения. В Тантре считается, что эти яды можно преобразить в мудрость, используя три особых метода преображения: для преодоления гнева преображаются в гневную форму божества24, для преодоления привязанности — в радостную форму, а для преодоления омрачения ума — в спокойную. Упражняясь в практике преображения в эти формы божества, практикующий может достичь успеха в преодолении страстей, преображая их в соответству­ющие мудрости.

Рассмотрим конкретный пример такой практики. Предположим, один человек рассердился на другого и испытывает сильное чувство гнева. Как поступают в таком случае? В то же самое мгновение нужно пред­ставить, что преображаешься в гневную форму боже­ства в чистом измерении самбхогакаи. Так гнев мож­но усилить до такой степени, что он заставит тре­петать саму вселенную, но, поскольку здесь для прак­тика уже нет никакого деления реальности на субъект и объект, гнев, не имея конкретной мишени, само­освобождается в виде чистой энергии.

При точно таких же обстоятельствах человек, практикующий путь отречения, попытался бы воспре­пятствовать гневу, размышляя о последствиях небла­гой кармы. Так что нетрудно понять разницу между методами, используемыми в этих практиках. Человек, практикующий путь отречения, даже если он действи­тельно ощущает, как в нём закипает гнев, старается любой ценой его подавить, словно боится с ним встре­титься. В определённом смысле можно сказать, что такой практик не понимает природы энергии. Человек же, практикующий Тантру, осознаёт, как действует энергия, и знает, что, препятствуя энергии, может при­чинить вред как телу, так и уму. Он не ставит преград потоку энергии, не подавляет её, а использует как средство для преображения. Но для того, чтобы так делать, необходимо до высокого уровня развить спо­собность к такой практике.

Таковы в общих чертах особенности путей Сутры и Тантры. Но, в отличие от них, в Дзогчене сразу учат методу самоосвобождения — методу, в котором нечего освобождать или преображать. Однако, если у человека нет достаточных способностей, самоосвобожде­ние не принесёт конкретных результатов. Поэтому в учении Дзогчен дают совет: пока вы по-настоящему не узнаете состояние самоосвобождения, нужно научиться применять какой-либо метод, наиболее подходящий к обстоятельствам и наиболее соответ­ствующий собственному уровню способностей. Прак­тик должен это осознавать.

 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: